Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Черненок Т.В.,
при секретаре Кайшевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 21 мая 2018 года гражданское дело №2-1090/2018 по исковому заявлению Киселевой О.В. к Социальному управлению г.Пензы о признании незаконным приказа №122м.с. от 21.11.2017г. в части исключения семьи истца из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. и понуждении включить семью истца в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,
У С Т А Н О В И Л:
Киселева О.В. обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что приказами начальника Социального управления г. Пензы от 15.05.2012 №81 м.с., №82 м.с. ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. Письмом №06-42-21/46 от 21.11.2017 Социальное управление г. Пензы сообщило об исключении ее семьи из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в связи с превышением 35-летнего возраста одним из супругов (приказ начальника Социального управления г. Пензы №122 от 21.11.2017). В связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат за время участия в подпрограмме ее семья не получила социальной выплаты. Полагала приказ Социального управления г. Пензы об исключении из списка молодых семей незаконным и не отвечающим нормам действующего законодательства. Считала, что лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 г.г., в том числе если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На основании вышеизложенного Киселева О.В. просила суд признать незаконным приказ начальника Социального управления г.Пензы №122 от 21.11.2017 в части исключения семьи истца из состава участников «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.; обязать Социальное управление г. Пензы включить семью истца в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., областной целевой программы «Молодая семья» в г. Пензе и Пензенской области в 2014-2020 гг.
В судебном заседании истец Киселева О.В., исковые требования поддержала, просила признать незаконным приказ начальника Социального управления г.Пензы №122м.с. от 21.11.2017 в части исключения семьи истца из состава участников «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.; обязать Социальное управление г. Пензы включить семью истца в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., областной целевой программы «Молодая семья» в г. Пензе и Пензенской области в 2014-2020 гг.
Представитель ответчика Социального управления г. Пензы Кирилов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Действуя как законный представитель несовершеннолетних Дементьева Н.А. и Дементьева П.А., привлеченных к участию в деле в качестве 3-х лиц, Киселева О.В. исковые требования поддержала.
Третье лицо Дементьев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 11 п. 1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от 16.04.2012 №209п «О признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2011-2015 годы» семья Киселевой О.В. в составе 3 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
15.05.2012 Киселевой О.В. подано заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы №82 м.с. от 15.05.2012 «О признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы семья Киселевой О.В. в составе 3 человек (Дементьев А.В. – муж, Киселева О.В. – жена, Дементьев Н.А. – сын) была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.12, 12 об.).
Приказом начальника Социального управления г. Пензы №129 м.с. от 27.09.2013 «О внесении изменений в отдельные приказы» в состав семьи Киселевой О.В. для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы включен сын Дементьев П.А. (л.д.13, 13 об).
Приказом и.о. начальника Социального управления г.Пензы от 16.11.2015г. №120м.с. семья Киселевой О.В. с составом семьи 4 человека (муж Дементьев А.В.Данные изъяты жена Киселева О.В. Данные изъяты сын Дементьев Н.А. Данные изъяты сын Дементьев П.А. Данные изъяты признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020годы.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 21.11.2017 №122 м.с. семья Киселевой О.В. исключена из участников подпрограммы и из Списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по городу Пензе, в связи с превышением возраста 35 лет одного из членов молодой семьи, о чем Дата ей было направлено соответствующее уведомление (л.д.9-11,14).
Дата супругу истицы Дементьеву А.В. исполнилось 36 лет.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами гражданского дела и материалами учетного дела.
Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015г. №889 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050» федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы ( в которую входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей») продлена до 2020 года.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и ранее, действовавшими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно пункту 24 Правил (в редакции действовавшей на момент формирования списка) орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
Согласно пункту 27 Правил после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Пензенской области порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка утверждены приказом Минтруда Пензенской области от 10.12.2015 N 497-ОС.
В соответствии с п. п. 4, 5 и 6 Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году" в Список включаются молодые семьи, признанные участниками основного мероприятия до 20 мая года, предшествующего планируемому, и не включенные в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по основному мероприятию, утвержденный в предшествующем планируемому году приказом Уполномоченного органа.
Список формируется в следующем порядке:
- первоочередное право на включение в Список имеют молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Указанные молодые семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в соответствующей Подпрограмме и основном мероприятии.
После молодых семей, указанных в подпункте 5.1 пункта 5 настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2002 - 2010 годы. Указанные молодые семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в Подпрограмме на 2002 - 2010 годы.
После молодых семей, указанных в подпунктах 5.1, 5.2 пункта 5 настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2011 - 2015 годы. Указанные семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в Подпрограмме на 2011 - 2015 годы.
После молодых семей, указанных в подпунктах 5.1 - 5.3 пункта 5 настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками основного мероприятия. Указанные семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в основном мероприятии.
Сформированный Список утверждается актом органа местного самоуправления.
В случае если на момент формирования Уполномоченным органом списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, органы местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления в соответствии с п.7 настоящего порядка, исключают такую семью из Списка и направляют в уполномоченный орган копию решения об исключении семьи из списка.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Из материалов дела следует, что 35 лет Дементьеву А.В. исполнилось Дата , в связи с чем семья Киселевой О.В. с составом семьи 4 человека (муж Дементьев А.В. Данные изъяты жена Киселева О.В. Данные изъяты сын Дементьев Н.А. Данные изъяты сын Дементьев П.А. Данные изъяты на момент формирования списков молодых семей – участников подпрограммы не соответствовала требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и порядку, утвержденному приказом Минтруда Пензенской области от 10.12.2015 N 497-ОС.
Доводы истицы о том, что брак с Дементьевым А.В. расторгнут Дата , правового значения не имеют, поскольку на момент принятия оспариваемого приказа №122 м.с. от 21.11.2017г., а так же на момент формирования списков молодых семей – участников подпрограммы брак между Дементьевым А.В. и Киселевой О.В. расторгнут не был.
Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности суд считает, что ответчиком обоснованно исключена молодая семья Киселевой О.В. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., в связи с чем исковые требования Киселевой О.В. к Социальному управлению г.Пензы о признании незаконным приказа №122 м.с. от 21.11.2017 г. в части исключения семьи истца из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г. и понуждении включить семью истца в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №122 ░.░. ░░ 21.11.2017░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2015-2020░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2015-2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░