Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-365/2021 (2а-5643/2020;) ~ М-6277/2020 от 17.12.2020

№2а-365/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2021 года                                                            г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Д.О. Гришиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства строительства и Архитектуры Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А., УФССП России по Ульяновской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского взноса и освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с указанным исковым заявлением к административному ответчику судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А..

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.

В обоснование иска истец указал, что 01.12.2020 года судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. были рассмотрены материалы исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Мелексским районным судом Ульяновской области с предметом исполнения: по делу №2а-1-410/2020 от 29.09.2020, предмет исполнения: обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) повторно рассмотреть без учета основания, изложенного в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального строительства или садового дома установленным параметрам и (или)недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление) от 02.07.2020 №128, документы, представленные <данные изъяты>, в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, вынесено Постановление о взыскании исполнительного сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

По итогам рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора с Министерства в размере 50 000 рублей. Министерство не согласно с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. о взыскании исполнительского сбора от 01.12.2020 года и освободить Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 01.12.2020.

Представитель административного истца Кормилицына С.В. в судебном заседании доводы административного иска поддержала в полном объеме, указав, что не оспаривает своевременность получения копии постановления о возбуждении    исполнительного производства, постановления о взыскании исполнительного сбора, но исполнить решение суда своевременно     возможности не имелось, поскольку программа МФЦ, через которую было подано изначально заявление <данные изъяты> не предусматривает возможность рассмотрения одного и того же заявления дважды,    в настоящее время решение суда исполнено, но это стало возможно только после подачи <данные изъяты> повторного заявления.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Ибрагимова Р.А. в судебном заседании не присутствовала, извещена.

Представитель административного ответчика УФССП по Ульяновской области Солодовникова А.Е. в судебном заседании возражала против доводов административного иска, указав, что постановление судебного пристава-исполнителя законно и обоснованно.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 01.12.2020 года судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. были рассмотрены материалы исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Мелекесским районным судом Ульяновской области с предметом исполнения: по делу №2а-1-410/2020 от 29.09.2020, предмет исполнения: обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) повторно рассмотреть без учета основания, изложенного в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление) от 02.07.2020 №128, документы, представленные <данные изъяты>, в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, вынесено Постановление о взыскании исполнительного сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В дальнейшем судебным приставом-исполнителем ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в сумме 50000 руб.

Нарушений законодательства об исполнительном производстве при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.

Министерство является исполнительным органом государственной власти, при принятии решений руководствуется Положением о Министерстве, регламентом рассмотрения обращений и Градостроительным кодексом,    исполнение решения в установленные    сроки ( 5 дней)       без нарушений порядка рассмотрения обращений было невозможно, что повлекло рассмотрение обращения и исполнение решения суда в более поздний срок.

В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец при исполнении решения суда должен был соблюсти процедуру рассмотрения обращения, требующую более длительного срока, суд приходит к выводу о том, что не неисполнение решения суда в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должника - виновного неисполнения в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющегося необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст. ст.175-180, 218, 294 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 58632/20/73017-░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                     ░.░. ░░░░░░░

2а-365/2021 (2а-5643/2020;) ~ М-6277/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Ответчики
МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области
УФССП России по УО
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Грачева Т. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
17.12.2020Регистрация административного искового заявления
17.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022Дело оформлено
14.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее