Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-19/2022 (2а-420/2021;) ~ М-412/2021 от 29.11.2021

Дело №2а-19/2022

УИД 10RS0003-01-2021-01481-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2022 года г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего Яшковой И.С.,

при секретаре Леськовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, ведущему судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Кемскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Ивановой Т.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, наложенного в рамках исполнительного производства , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, которым Министерство обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Административный истец Министерство обороны Российской Федерации представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по Кемскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Иванова Т.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия представителя в судебное заседание не направило, уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, изучив материалы настоящего дела, исполнительное производство , приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 3 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Установлено, что постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Кемскому району УФССП по Республике Карелия С.. от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Отделении судебных приставов по Кемскому району УФССП по Республике Карелия на основании указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ , возбуждено исполнительное производство . На добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, установлено 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Кемскому району УФССП по Республике Карелия Ивановой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 10000 руб., в связи с неисполнением в установленный срок без уважительных причин исполнительного документа.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возбуждения исполнительного производства) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Такие исключения, в частности, предусмотрены пунктом 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации.

Согласно части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В силу части 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Постановление административного органа по делу об административном правонарушении относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», разъяснено, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 названного Кодекса; при этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не используется, кроме случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 указанного Закона.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указано, что согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 данного кодекса: финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.

Судом установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является получателем бюджетных средств и имеет открытый счет в УФК <адрес>, состоит в реестре участников бюджетного процесса УФК г. <адрес> (ответ на запрос суда от ).

Так как исполнительный документ в данном случае не подлежал исполнению Федеральной службой судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель не вправе был возбуждать на его основании исполнительное производство и совершать по нему какие-либо исполнительные действия, в том числе взыскание с Министерства обороны Российской Федерации исполнительского сбора.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления административного истца.

Руководствуясь требованиями ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Освободить Министерство обороны Российской Федерации от исполнительского сбора в размере 10000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кемскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Ивановой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству .

Решение подлежит немедленному исполнению в силу ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:

- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме;

- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.С. Яшкова

2а-19/2022 (2а-420/2021;) ~ М-412/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации Представитель ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчики
УФССП России по Республике Карелия
Другие
судебный пристав - исполнитель Иванова Татьяна Викторовна
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Яшкова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация административного искового заявления
29.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Дело оформлено
03.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее