О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 ноября 2014 года г.о. Самара
Кировский районный суд г.о. Самара Самарской области в составе:
председательствующего Тароян Р.В.,
при секретаре Киселевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5865/14г. по заявлению (жалобе) Девяткина А.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара об утверждении схемы расположения земельного участка и обязании Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить и выдать схему расположения земельного участка, занимаемого капитальным гаражом,
У С Т А Н О В И Л:
Девяткин А.А. первоначально обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Решение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 23,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить и выдать Девяткину А.А. Схему расположения земельного участка, площадью 23,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого капитальным гаражом.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ему на основании Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденного Администрацией Промышленного района г.Самары и Справки ГСК-№ о выплате паевого взноса № от ДД.ММ.ГГГГ., на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
ДД.ММ.ГГГГ. Девяткин А.А. в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 23 кв.м., для последующего изготовления межевого плана и получения кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Девяткина А.А. из Департамента управления имуществом г.о.Самара поступило сообщение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с его нахождением в территориальной зоне Р-3 (зона природных ландшафтов), регламент которой не позволяет использовать земельный участок под капитальный гараж. Отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара не содержит указаний о несоответствии представленного Девяткиным А.А. пакета документов, действующему законодательству.
Заявитель считает, что отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара не соответствует закону и нарушает права заявителя.
В данном случае в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Соответственно Девяткин А.А. направил заявление в Департамент управления имуществом г.о.Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Департамент управления имуществом г.о.Самара в месячный срок обязан, утвердить и выдать заявителю либо отказать в выдаче данной схемы с обоснованием такого отказа. В соответствии с Законом Самарской области № № от ДД.ММ.ГГГГг. порядок подготовки и утверждения Схемы определяется уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления в пределах их компетенции с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона. Именно на Департамент управления имуществом г.о. Самара возложены полномочия по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц на основании Постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Решением Куйбышевского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. № земельный участок, на котором расположен гараж истца был предоставлен в постоянное бессрочное пользование Гаражно-строительному кооперативу № для строительства одноэтажной гаража-стоянки.
Актом № от ДД.ММ.ГГГГг. ГСК № был отведен земельный участок площадью 0,7 га.
ДД.ММ.ГГГГ. Утвержден Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом. Иное для данного случая федеральными законами не установлено. Заявитель полагает, что бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самары и требование дополнительных документов непосредственно нарушают закон и права Девяткина А.А. в сфере землепользования.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд заявленные требования удовлетворить и при вынесении решения, просил суд руководствоваться документами и доказательствами, приобщенными к материалам дела в обоснование заявленных требований.
Также в судебном заседании заявитель уточнил основания заявленных требований, пояснив, что, в соответствии с п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Таким образом, у заявителя имеется исключительное права на приватизацию земельного участка, находящегося в фактическом пользовании, в соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ. Вид разрешённого использования земельного участка, занятого объектом недвижимости, право на который возникло в установленном законом порядке, определяется исключительно исходя из назначения такого объекта недвижимости. Согласно ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой зоны индивидуально. Пунктом 4 ст.85 предусмотрено отступление от принципа обязательности градостроительных регламентов территориальных зон. Разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, на которое ссылается Департамент управления имуществом г.о. Самара, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане(карте) соответствующей территории, отсутствует какая-либо информация о том, что использование земельного участка опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Согласно п.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Градостроительные регламенты в городе Самаре установлены Правилами застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ года. Пользование земельным участком и расположенным на нём объектом началось до установления градостроительных регламентов, соответственно, использование объекта и земельного участка может продолжаться в прежнем режиме. Кроме того, реализация собственником объекта недвижимости предусмотренного ст.36 Земельного участка РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования не обусловлена законодателем приведением цели использования земельного участка в соответствие градостроительным регламентам.
Заявитель считает, что действия Департамента управления имуществом г.о. Самары нарушают закон и права Девяткина А.А. в сфере землепользования, в связи с чем заявитель вынужден обратился в суд с данным заявлением.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара - Меренкова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.86-87)., просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, руководствуясь доводами изложенными в письменном отзыве и документами представленными в обоснование своей позиции по делу (л.д.76-81).
Также дополнительно суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Девяткин А.А. обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 23,00 кв.м., занимаемого индивидуальным гаражом, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. <адрес>, испрашиваемый земельный участок находится в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №. Использование испрашиваемого земельного участка под индивидуальный гараж, согласно градостроительному регламенту указанной зоны, не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны.
Пунктом 7 статьи 4 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № -ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в качестве оснований для отказа в утверждении Схемы установлены, в том числе, иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам, предусмотренным для каждой территориальной зоны, противоречит нормам градостроительного кодекса РФ и служит основанием для отказа в утверждении схемы.
На основании вышеизложенного Департаментом управления имуществом г.о.Самара заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался правильно и своевременно неоднократно, о причинах неявки суд не уведомил, предоставив письменный отзыв, согласно которому просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.67-72).
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался правильно и своевременно неоднократно, о причинах неявки суд не уведомил, возражения по заявленным требованиям суду не предоставил.
Суд, выслушав заявителя, представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит гараж, общей площадью 18,6 кв.м., этаж 1, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
ДД.ММ.ГГГГ. Девяткин А.А. в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 23 кв.м., для последующего изготовления межевого плана и получения кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Девяткина А.А. из Департамента управления имуществом г.о.Самара поступило сообщение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с его нахождением в территориальной зоне Р-3 (зона природных ландшафтов), регламент которой не позволяет использовать земельный участок под капитальный гараж.
Заявитель считает, что отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара не соответствует закону и нарушает права заявителя.
Так, в соответствии с пунктом 1.3. постановления Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» Департамент управления имуществом городского округа Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий по земельным участкам, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Действующим в настоящее время Градостроительным кодексом РФ предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Судом установлено, что в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара поступило обращение Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении сведений о территориальной зоне земельного участка.
В ответ на указанное выше обращение Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подготовил и направил сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, согласно которым земельный участок, площадью 23,00 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №№.
К основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3) относятся лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.
Указанные обстоятельства также подтверждаются графическим материалом по земельному участку, площадью 23,00 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, содержащийся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), поступившего в суд по запросу суда, а также разъяснениями Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, согласно которым по Представлению Прокуратуры города Самары были устранены нарушения требований земельного законодательства и нарушения требований градостроительного законодательства, в соответствии с которыми гараж заявителя в настоящее время расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.82-85).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Таким образом, вид использования объекта недвижимости не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, градостроительному регламенту, установленному для данной территориальной зоны.
Частью 1 статьи 7 Закона Самарской области от 04.03.2011 № 16-ГД «О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 № 16-ГД «О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из пункта 15 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действии (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При этом основанием для удовлетворения требований являются одновременно как несоответствие этих действий закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства подтверждают отсутствие со стороны Департамента управления имуществом городского округа Самара нарушений норм действующего законодательства. Фактически Департамент управления имуществом городского округа Самара своими действиями не нарушал права и свободы заявителя, не создавал каких-либо препятствий к их осуществлению, так как действовал в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и в рамках предоставленных ему полномочий.
Учитывая изложенное, отсутствует совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых действий Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконными, что исключает возложение на него каких-либо обязанностей.
Согласно пункту 2.6 «Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Так, согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. <адрес>, испрашиваемый земельный участок находится в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №. Использование испрашиваемого земельного участка под индивидуальный гараж, согласно градостроительному регламенту указанной зоны, не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны.
Пунктом 7 статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2014 № 16 -ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в качестве оснований для отказа в утверждении Схемы установлены, в том числе, иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам, предусмотренным для каждой территориальной зоны, противоречит нормам градостроительного кодекса РФ и служит основанием для отказа в утверждении схемы.
Таким образом, из заявления (жалобы) следует, что заявитель не согласен с тем, что согласно Карте правового зонирования «Правил землепользования и застройки в городе Самаре», утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) и не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны.
Суд приходит к выводу о том, заявитель оспаривает не конкретные решения, действия (бездействие) Департамента управления имуществом г.о.Самара, а наличие сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к определенной территориальной зоне: зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования «Правил землепользования и застройки в городе Самаре», утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, поэтому имеет место спор о праве на испрашиваемый земельный участок, следовательно, данное заявление не может быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии сданным кодексом.
В соответствии с п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Таким образом, у заявителя имеется исключительное права на приватизацию земельного участка, находящегося в фактическом пользовании, в соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ. Вид разрешённого использования земельного участка, занятого объектом недвижимости, право на который возникло в установленном законом порядке, определяется исключительно исходя из назначения такого объекта недвижимости.
Согласно ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой зоны индивидуально.
Пунктом 4 ст.85 ЗК РФ предусмотрено отступление от принципа обязательности градостроительных регламентов территориальных зон. Разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, на которое ссылается Департамент управления имуществом г.о. Самара, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, отсутствует какая-либо информация о том, что использование земельного участка опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Согласно п.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Градостроительные регламенты в городе Самаре установлены Правилами застройки и землепользования от 26.04.2001 года. Пользование земельным участком и расположенным на нём объектом началось до установления градостроительных регламентов, соответственно, использование объекта и земельного участка может продолжаться в прежнем режиме. Кроме того, реализация собственником объекта недвижимости предусмотренного ст.36 Земельного участка РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования не обусловлена законодателем приведением цели использования земельного участка в соответствие градостроительным регламентам.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии спора о праве на указанный участок.
Из определения Верховного Суда от 31.08.10 № 18-В10-45, следует, что отказ в передаче в собственность бесплатно земельного участка по мотиву отсутствия у заявителя субъективного права на передачу в собственность бесплатно земельного участка, а не по мотиву непредставления необходимых документов, свидетельствует о наличии спора о праве гражданском, который должен разрешаться по правилам искового производства.
Согласно ч. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.12.2008г. № 1014-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федотова А.Ю. на нарушение его конституционных прав статьями 1, 247 и 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» разъяснил, что согласно ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Применение аналогии закона обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений. Закрепление подобного правила в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, поскольку невозможность применения норм права по аналогии при наличии неурегулированных отношений привела бы к невозможности защиты прав граждан и в конечном итоге - к ограничению их конституционных прав. При применении такого рода аналогии суд не подменяет законодателя и не создает новые правовые нормы, действуя в рамках закона.
Вынесение судом определения об оставлении заявления без рассмотрения вследствие установления наличия спора о праве не препятствует заявителю обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд с соответствующим заявлением по правилам искового производства.
Таким образом, ст.ст. 1, 247, 263 ГПК РФ, направленные на реализацию задач гражданского судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению гражданских дел (ст. 2 ГПК РФ), не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право заявителя на судебную защиту.
Суд, выслушав заявителя, представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что имеет место спор о праве, следовательно, заявление Девяткина А.А. подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 263, ст.ст. 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление (жалобу) Девяткина А.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара об утверждении схемы расположения земельного участка и обязании Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить и выдать схему расположения земельного участка, занимаемого капитальным гаражом - оставить без рассмотрения.
Разъяснить Девяткину А.А. и заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Председательствующий: подпись
Определение в окончательной форме изготовлено 14.11.2014г.
Определение вступило в законную силу: «___»______________ 2014г.
Копия верна:
Судья: Р.В. Тароян
Секретарь: