Дело №
УИД 26RS0№-92
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 сентября 2019 года
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего по делу судьи Сподынюк Л.В.
При секретаре Василенко Е.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Комитета градостроительства администрации <адрес> к Магомедоу О. Г. о приведении квартиры в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет градостроительства администрации <адрес> обратились в суд с исковым заявлением к Магомедову О. Г. о приведении квартиры в первоначальное состояние. Из искового заявления усматривается что Магомедову О. Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером 26:12:012001:4473, общей площадью 41.7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
В комитет градостроительства администрации <адрес> (далее - комитет) дата из <адрес> по строительному и жилищному надзору поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, расположенной по вышеуказанному адресу.
Согласно акту проверки от дата №, приложенному к указанному уведомлению, выполнена реконструкция многоквартирного жилого дома по <адрес>, а именно выполнены работы по строительству пристройки и второго этажа.
Комитет полагает, что указанная реконструкция капитального объекта является самовольной, в связи с чем подлежит приведению в первоначальное состояние по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в указанной норме.
Статьей 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, который представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт.
В рассматриваемом случае разрешение на реконструкцию не выдавалось.
Таким образом, спорная реконструкция многоквартирного жилого дома является самовольной возведенной без получения необходимых разрешений и в нарушение градостроительных и строительных норм.
В силу пункта 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
К вопросу о правовой природе обязанности по сносу самовольной постройки, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная обязанность представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях, самовольное же строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.2
Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования осуществлять контроль над размещением объектов капитального строительства закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов.
Так, в соответствии с пунктом 20 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно Положению о комитете градостроительства администрации <адрес>, утвержденному постановлением главы <адрес> от дата №, комитет является структурным подразделением администрации <адрес>, осуществляющим управление, координацию деятельности и контроль в области градостроительства и землепользования на территории <адрес>.
Пунктом 2.1 указанного Положения к основным задачам комитета отнесены реализация полномочий администрации <адрес> в области градостроительства и землепользования, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством
<адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес>.
Просит суд признать самовольной реконструкцию многоквартирного жилого дома по <адрес>.
Обязать Магомедова О. Г. за свой счет привести многоквартирный жилой дом в надлежащее состояние путем сноса пристройки и второго этажа к <адрес>.
Представитель истца Комитета градостроительства администрации <адрес> – Бутова К.Н.. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие иск поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик Магомедов О.Г. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Суд признает неявку ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие..
Представитель третьего лица Администрация <адрес> по доверенности Семенова Р.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие иск поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить.
Третье лицо <адрес> по строительному и жилищному надзору в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Магомедову О. Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером 26:12:012001:4473, общей площадью 41.7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
В комитет градостроительства администрации <адрес> (далее - комитет) дата из <адрес> по строительному и жилищному надзору поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, расположенной по вышеуказанному адресу.
Согласно акту проверки от дата №, приложенному к указанному уведомлению, выполнена реконструкция многоквартирного жилого дома по <адрес>, а именно выполнены работы по строительству пристройки и второго этажа.
В соответствии с частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Суд полагает, что указанная реконструкция капитального объекта является самовольной, в связи с чем подлежит приведению в первоначальное состояние по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в указанной норме.
Статьей 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, который представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт.
В рассматриваемом случае разрешение на реконструкцию не выдавалось.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Таким образом, спорная реконструкция многоквартирного жилого дома является самовольной возведенной без получения необходимых разрешений и в нарушение градостроительных и строительных норм.
В силу пункта 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
К вопросу о правовой природе обязанности по сносу самовольной постройки, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная обязанность представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях, самовольное же строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.2
Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования осуществлять контроль над размещением объектов капитального строительства закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов.
Так, в соответствии с пунктом 20 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно Положению о комитете градостроительства администрации <адрес>, утвержденному постановлением главы <адрес> от дата №, комитет является структурным подразделением администрации <адрес>, осуществляющим управление, координацию деятельности и контроль в области градостроительства и землепользования на территории <адрес>.
Пунктом 2.1 указанного Положения к основным задачам комитета отнесены реализация полномочий администрации <адрес> в области градостроительства и землепользования, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством
<адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес>.
Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (третий абзац статьи 12ГКРФ).
Суд считает, что действия Магомедова О.Г. по реконструкции многоквартирного жилого дома, а именно выполнены работы по строительству пристройки второго этажа являются самовольными в связи со следующим.
Таким образом, самовольность производимой реконструкции Магомедова О.Г.. установлена судом в ходе рассмотрения. Необходимо также отметить, что отсутствует спор по данным обстоятельствам и со стороны участников процесса. Доказательств обратному ответчиком не представлено.
Поскольку стороной ответчика не были представлены доказательства в обоснование своих возражений на иск, то суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, основывая свое решение на представленных в материалы дела доказательствах.
Таким образом, с учетом совокупности установленных в судебном заседании обстоятельств, в том числе при наличии вины Магомедова О.Г. в осуществлении самовольной постройки, - суд приходит к выводу об удовлетворении требований Комитета градостроительства администрации <адрес>
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета градостроительства администрации <адрес> к Магомедоу О. Г. о приведении квартиры в первоначальное состояние - удовлетворить.
Признать самовольной реконструкцию многоквартирного жилого дома по <адрес>.
Обязать Магомедова О. Г. за свой счет привести многоквартирный жилой дом в надлежащее состояние путем сноса пристройки и второго этажа к <адрес>
Взыскать с Магомедова О. Г. в доход местного бюджета (<адрес>) госпошлину в размере 300 рублей.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В.Сподынюк