Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(резолютивная часть)
23 июня 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ГУ – РО ФСС РФ по РД) о понуждении в полном объеме и своевременно организовать обеспечение техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов, взыскать компенсацию морального вреда и судебных расходов, обратить решение к немедленному исполнению,
руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ГУ – РО ФСС РФ по РД) о понуждении в полном объеме и своевременно организовать обеспечение техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов, взыскать компенсацию морального вреда и судебных расходов, обратить решение к немедленному исполнению удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить ФИО2 протезом бедра модульным с внешним источником энергии.
Взыскать с Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей, итого взыскать 6 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ГУ – РО ФСС РФ по РД) о понуждении в полном объеме и своевременно организовать обеспечение техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов, взыскать компенсацию морального вреда и судебных расходов, обратить решение к немедленному исполнению,
установил:
представитель истца по доверенности ФИО6 обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом третьей группы. Вследствие взрывной травмы ему была проведена ампутация левой ноги. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов (ИПР) истцу рекомендовано получение технических средств реабилитации, в виде:
1. Протеза бедра модульного с внешним источником энергии - 1 шт.
2. Протеза бедра для купания - 1 шт.
3. Трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения - 1 шт.
4. Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения — 1шт.
5. Чехол на культю бедра шерстяной - 1 шт.
6. Чехол на культю бедра хлопчатобумажный - 1 шт.
7. Чехол на культю бедра из полимерного материала - 1 шт.
8. Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утеплённой подкладки (пара)- 1 шт.
9. Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утеплённой подкладки (пара)- 1 шт.
Однако истцу из вышеперечисленного перечня ничего не выдавалось, некоторые средства реабилитации приобретались за счет истца, наиболее важное для применения на данный момент, безусловно - протез бедра модульного с внешним источником энергии. При неоднократном обращении истца для получения TCP, выданы они ему так и не были. В своих ответах ГУ - региональное отделение ФСС РФ по РД, утверждает, что стоимость протеза бедра с внешним источников энергии по предварительному расчёту составила 3 372 355 руб. и согласно письму Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в целях рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, Фонд социального страхования РФ устанавливает, что рассмотрение вопросов целесообразности назначения высокофункциональных, высокотехнологичных и дорогостоящих протезов, стоимостью свыше 900 000 руб. осуществляется по согласованию с Фондом социального страхования РФ. Необходимые дополнительные документы истцом так же были представлены ответчику, однако сроки ожидания растягиваются все больше. И если длительность ожидания протеза ответчиком обосновывается процедурой согласования, то невыдача остальных TCP является просто халатным отношением к исполнению своих обязанностей сотрудников ФСС.
Просит суд:
1. Обязать ГУ - региональное отделение ФСС РФ по РД в полном объеме и своевременно организовать обеспечение истца ФИО2 техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов;
2. Взыскать с ГУ - региональное отделение ФСС РФ по РД в пользу истца ФИО2 моральную компенсацию в размере 10 000 руб.;
3. Взыскать с ГУ - региональное отделение ФСС РФ по РД судебные расходы истца на оплату услуг представителя;
4. Обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
От представителя ответчика по доверенности ФИО7 в суд поступил отзыв на исковое заявление, который мотивирован тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился на личном приеме в отделение Фонда с заявлением о предоставлении государственной услуги по вопросу изготовления протеза бедра с внешним источников энергии.
В предоставленном заявлении не было заявлено о необходимости получения трости опорной, костылей с опорой под локоть и ортопедической обуви.
В соответствии с п. 18 Приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 256 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников" обеспечение льготной категории граждан осуществляется в заявительном порядке с указанием необходимых видов технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий.
Отделением Фонда по исполненным в течении трех последних лет контрактам (реестр контрактов) была определена стоимость протеза нижней конечности с внешним источником энергии. Стоимость протеза бедра с внешним источников энергии по предварительному расчёту составила 3 372 355 руб.
Согласно письму Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №МЗ-10527 (далее-письмо Фонда) в целях рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, Фонд социального страхования Российской Федерации устанавливает, что рассмотрение вопросов целесообразности назначения высокофункциональных, высокотехнологичных и дорогостоящих протезов, стоимостью свыше 900 тыс. рублей осуществляется по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации.
Первичная документация была направлена ДД.ММ.ГГГГ в Фонд социального страхования Российской Федерации на согласование.
На ДД.ММ.ГГГГ ответ на запрос в адрес отделения Фонда не поступил.
В данном случае вины за частичную задержку обеспечения техническими средствами реабилитации ФИО2 не усматривается, Фонд не может нести ответственность за морально - нравственные страдания ФИО2
Исковые требования ФИО2 считает необоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении по всем пунктам.
Истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представителя ответчика по доверенности ФИО7 и ФИО8 возражали против удовлетворения иска по изложенным в отзыве мотивам.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы. Вследствие взрывной травмы ему была проведена ампутация левой ноги.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов (ИПРА) №.5.5/2019 к протоколу проведения медико-социальной экспертизе гражданина №.5.5/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной руководителем ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, истцу рекомендовано получение технических средств реабилитации, в виде:
1. Протеза бедра модульного с внешним источником энергии - 1 шт.
2. Протеза бедра для купания - 1 шт.
3. Трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения - 1 шт.
4. Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения - 1шт.
5. Чехол на культю бедра шерстяной - 1 шт.
6. Чехол на культю бедра хлопчатобумажный - 1 шт.
7. Чехол на культю бедра из полимерного материала - 1 шт.
8. Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утеплённой подкладки (пара) - 1 шт.
9. Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утеплённой подкладки (пара) - 1 шт.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – ФЗ №) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно статьей 11.1 ФЗ № к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее – Постановление №) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Согласно подпункту «А» пункта 3 Постановления № обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу пункту 4 Постановления № заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Из пункта 5 Постановления № следует, что уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно пункту 6 Постановления № техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
Согласно пункту 9 Приказа ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 256 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников" предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства заявителя.
Из текста указанного Приказа следует, что предоставление услуги осуществляет в заявительном порядке.
Согласно представленным документам, истец обратился к ответчику с заявлением о предоставления государственной услуги, в котором просил предоставить лишь протез бедра с внешним источником энергии.
Указанное заявление зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако по истечении установленного 30-тидневного срока, закупка так и не объявлена, истец необходимым протезом бедра не обеспечен.
Доводы ответчика, что вопрос еще не согласован с вышестоящей организацией, не состоятельны, поскольку, как следует из указанных выше положений Постановления №, все согласования должны быть завершены в течение 30 дней после подачи заявления. Все разумные сроки прошли, документы на согласование были отправлены в феврале 2021 года и на сегодняшний день они не согласованы.
Учитывая изложенное, требование о понуждении ответчика обеспечить истца протезом бедра модульным с внешним источником энергии, подлежит удовлетворению.
В удовлетворении требований о понуждении обеспечить иными 8-ью наименованиями, указанными в ИПРА инвалида, следует отказать, поскольку с заявлением по ним, истец не обращался в адрес ответчика.
С учетом того, что судом установлено незаконное бездействие ответчика, связанное с не предоставлением истцу, запрашиваемого им протеза бедра с внешним источником энергии, требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению. Однако определяя сумму, суд исходит из степени вины ответчика, объема нарушенных обязательств и полученных истцом моральных страданий, считает возможным взыскать, в соответствии со статьей 151 и главой 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в счет компенсации морального вреда сумму в размере 3 000 рублей.
Также в соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать стоимость понесенных расходов на услугу представителя в разумных пределах, что по мнению суда, с учетом сложности и характера дела, его длительности, составляет сумму в размере 3 000 рублей.
По изложенным основаниям и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ГУ – РО ФСС РФ по РД) о понуждении в полном объеме и своевременно организовать обеспечение техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалидов, взыскать компенсацию морального вреда и судебных расходов, обратить решение к немедленному исполнению удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить ФИО2 протезом бедра модульным с внешним источником энергии.
Взыскать с Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей, итого взыскать 6 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Х.Арсланалиев