РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2016 года п. Магистральный
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе судьи Кулакова К.Г., при секретаре Стригун С.Е.,
с участием истца Фуниковой С.Д., ее представителя - Гордиенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-486/2016 по иску Фуниковой С.Д. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница»о взыскании задолженности по заработной плате, процентов (денежной компенсации), компенсации морального вреда,
установил:
Иск заявлен о взыскании задолженности по заработной плате за февраль, март, апрель, май 2016 года всего <данные изъяты>, процентов (денежной компенсации) за февраль, март, апрель 2016 года всего <данные изъяты>, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заедание не явился, ответчик о судебном заседании извещен надлежащим образом. В возражениях на иск ответчик просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Истец указывает, что по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ работает в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в должности <данные изъяты>.
Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к данному трудовому договору установлены выплаты: за увеличение объема работы выплачивать стимулирующую надбавку - <данные изъяты> руб.; за техническое обслуживание медицинской техники - <данные изъяты> руб.; за подготовку медицинских заявок на лекарственные средства (технические характеристики) с соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ - <данные изъяты> руб.; ежеквартальная премия - <данные изъяты> руб. при 100% выполнении критериев.
Должностные обязанности истца регламентированы должностной инструкцией <данные изъяты> (должностная инструкция), приказом Минздравсоцразвития РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ (приказ №).
ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлена с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об изменении существенных условий трудового договора в связи с утверждением критериев оценки эффективности деятельности (отмена дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на приказ №-од/п от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании определенного перечня нормативно-правовых актов и в связи с приездом специалиста истцу утверждены критерии оценки эффективности деятельности.
В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о сроке вступления в силу изменений, об их причине и самой сущности данных изменений. При этом перечень критериев оценки должности истца не соответствуют приказу №.
ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась ставить подпись в расписке о получении указанного уведомления, поскольку критерии оценки эффективности ее деятельности составлены некорректно, перечень ее обязанностей не соответствует ни приказу №, ни должностной инструкции.
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, которым были изменены существенные условия трудового договора. Истцу было предложено до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в отдел кадров согласие или отказ от подписания дополнительного соглашения.
Ответчик без дополнительного соглашения и приказа об изменении условий трудового договора выплатил истцу заработную плату в меньшем размере, в связи с чем, истец обратилась в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате, процентов (денежной компенсации), компенсации морального вреда.
Ответчик указывает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Рекомендациями по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденными Приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н, определено, что в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Ответчиком издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на эффективный контракт.
Необходимость изменений условий оплаты труда и уточнения должностных обязанностей обусловлено Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы».
Ответчиком издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении основных показателей и критериев эффективности деятельности категорий работников.
В уведомлении об изменении существенных условий трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истец поставить подпись отказалась.
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, предложено до ДД.ММ.ГГГГ предоставить согласие либо отказ от подписи, что истец не сделала.
Дополнительное соглашение не было вручено ранее, поскольку истец неоднократно открывала листок нетрудоспособности.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об отказе истца от подписи в дополнительном соглашении.
Ответчик указывает, что дополнительное соглашение ответчик предложил истцу в одностороннем порядке на основании ст. 74 ТК РФ. Поскольку истец после периода нетрудоспособности продолжила свою трудовую деятельность, она согласилась с новыми условиями труда.
Заслушав истца, ее представителя, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Истец работает по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в должности <данные изъяты>.
Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ п. 5.1 раздела «оплата труда» данного трудового договора дополнен следующими положениями: за увеличение объема работы выплачивать стимулирующую надбавку - <данные изъяты> руб.; за техническое обслуживание медицинской техники - <данные изъяты> руб.; за подготовку медицинских заявок на лекарственные средства с соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ - <данные изъяты> руб.; ежеквартальная премия - <данные изъяты> руб. при 100% выполнении критериев.
ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлена с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об изменении существенных условий трудового договора. В уведомлении указано, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу утверждены критерии оценки эффективности деятельности (отмена дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ). В случае несогласия на продолжение работы на новых условиях трудовой договор будет прекращен спустя 2 месяца с момента получения данного уведомления.
Иных сведений в уведомлении не содержится.
Истец отказалась ставить подпись в расписке о получении указанного уведомления, с указанием на то, что критерии оценки эффективности ее деятельности составлены некорректно.
ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, которым были изменены существенные условия трудового договора, а именно увеличен объем трудовых обязанностей, истцу было предложено до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в отдел кадров согласие или отказ от подписания дополнительного соглашения, чего истец не сделала.
Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, (Программа) эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 Приложения № 2 Программы предусмотрено ежегодное проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в связи с введением эффективного контракта.
Пунктом 2 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденными Приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н, (Рекомендации) определено, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
Согласно п. 5 Рекомендаций с работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора (далее также - дополнительное соглашение к трудовому договору).
В соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.
Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Таким образом, в случае если работник отказался от внесения дополнений в действующий с ним трудовой договор в связи с введением системы эффективного контракта в бюджетном учреждении, то ему должна быть предложена другая имеющаяся в учреждении работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
При этом истец продолжает свою трудовую деятельность и в отсутствие согласованного сторонами дополнительного соглашения заработная плата ей выплачена в меньшем размере.
При таких обстоятельствах требования о взыскании заработной платы, процентов (денежной компенсации) на основании ст. 236 ТК РФ, следует удовлетворить.
Судом принят расчет задолженности по заработной плате (за февраль 2016 года - <данные изъяты>, за март 2016 года - <данные изъяты>, за апрель 2016 года - <данные изъяты>, за май 2016 года - <данные изъяты>, всего <данные изъяты>), процентов (денежной компенсации) согласно ст. 236 ТК РФ (за февраль 2016 года - <данные изъяты>, за март 2016 года - <данные изъяты>, за апрель 2016 года - <данные изъяты>, всего <данные изъяты>).
Статья 237 ТК РФ предусматривает возможность возмещения работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в случае нарушения имущественных прав работника. Соответствующее разъяснение содержится в ч. 2 ст. 237 ТК РФ, а также в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Размер компенсации морального вреда должен определяться с учетом требований разумности и справедливости, при этом характер нравственных страданий должен оцениваться судом исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
Удовлетворяя требование истца о компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика компенсации в размере <данные изъяты> руб., который является достаточным с учетом установленных судом обстоятельств нарушения трудовых прав истца.
При таких обстоятельствах требование о компенсации морального вреда следует удовлетворить частично.
При частичном удовлетворении иска государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» в пользу Фуниковой С.Д. заработную плату за февраль 2016 года - <данные изъяты>, за март 2016 года - <данные изъяты>, за апрель 2016 года - <данные изъяты>, за май 2016 года - <данные изъяты>, всего <данные изъяты>, проценты (денежную компенсацию) за февраль 2016 года - <данные изъяты>, за март 2016 года - <данные изъяты>, за апрель 2016 года - <данные изъяты>, всего <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» в бюджет Казачинско-Ленского муниципального района государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья К.Г. Кулаков
Решение не вступило в законную силу.