РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1439/2021 по административному иску Гаранина А.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и возложений обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Гаранин А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и возложений обязанностей, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 437 кв.м., с кадастровым номером 63:17:0104002:71, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н.
Земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории федерального значения «Национальный парк «Самарская Лука» в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2015 № 69 «Об утверждении положения о национальном парке «Самарская Лука» (далее - Приказ Минприроды России).
На земельном участке в 2005 году возведен объект недвижимости - нежилое здание (баня) площадью 53,6 кв.м.
05 ноября 2020 года административный истец обратился с заявлением № КУВД-001/2020-22678274 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости - нежилое здание, расположенное на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, участок б/н.
Управление Росреестра по Самарской области письмом № КУВД-001/2020-22678274/1 от 25.11.2020 уведомило Гаранина А.Е. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект недвижимости в связи с тем, что не представлены документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а именно: разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию, не представление документа, подтверждающего согласие на строительство строения на территории парка «Самарская Лука», выдаваемого министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (или) государственной регистрации права от 28.12.2020 № Р/63/20-142 заявление Гаранина А.Е. об обжаловании уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 25.11.2020 № КУВД-001/2020-22678274/1 отклонено. Причиной отклонения, представленных для осуществления государственной регистрации права, по мнению Управления Росреестра по Самарской области, послужило несоответствие содержания документов требованиям законодательства Российской Федерации.
Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 02.07.2021 № КУВД-001/2020-22678274/6 Управление Росреестра по Самарской области отказало Гаранину А.Е. в государственном кадастровом учете объекта недвижимости - баня, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н.
Указывает, что запись о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № является действующей. Для строительства объектов вспомогательного назначения не требуется разрешение на строительство, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.
Указывает, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке в <адрес>, участок б/н, с кадастровым номером №, является вспомогательным строением, что подтверждается письмом Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 23.07.2020 № 12-12-782-ф и техническим планом здания, составленным на основании декларации. Кроме того, объект возведен на земельном участке в 2005 году, а в 2010 г. в отношении указанного объекта заключен договор страхования, что подтверждается справкой от 30.06.2020, выданной Объединенной страховой компанией. Положения о национальном парке «Самарская Лука» были утверждены приказом Минприроды России 25.02.2015, то есть после возведения на указанном земельном участке объекта недвижимости – баня.
Считает, что решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности является незаконным и нарушает его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вспомогательный объект недвижимости - нежилое здание (баня) площадью 53,6 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, участок б/н, выраженный в уведомлении № КУВД-001/2020-22678274/6 от 02.07.2021; обязать Управление Росреестра по Самарской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, приняв решение о государственной регистрации за ним права собственности на вспомогательный объект недвижимости - нежилое здание (баня) площадью 53,6 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок б/н.
В судебном заседании административный истец ФИО2 административные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. 21.09.2021 представил письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых указал, что собственник земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, находящегося в границах национального парка, имея намерение произвести строительство хозяйственной постройки, должен был до начала строительных работ по возведению спорного объекта обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования за согласованием планируемой деятельности. Обращения о согласовании социально-экономической деятельности на указанном земельном участке от Гаранина А.Е. в Минприроды России не поступали.
Представители Администрации муниципального района Волжский Самарской области, ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона N 218-ФЗ).
Судом установлено, что 05 ноября 2020 года Гаранин А.Е. обратился с заявлением № КУВД-001/2020-22678274 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости - нежилое здание, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, участок б/н.
25.11.2020 регистрационные действия по данному заявлению были приостановлены на основании пунктов 5, 7 и 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) (л.д. 12-15).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (или) государственной регистрации права от 28.12.2020 № Р/63/20-142 заявление административного истца об обжаловании уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 25.11.2020 № КУВД-001/2020-22678274/1 отклонено (л.д. 16-22).
02.07.2021 уведомлением об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от № КУВД-001/2020-22678274/6 Управление Росреестра по <адрес> отказало Гаранину А.Е. в государственном кадастровом учете объекта недвижимости - баня, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н. Из данного решения следует, что представленный административным истцом технический план составлен на основании декларации в нарушение требований ч.10 ст.24 Закона №218-ФЗ и пункта 20 Требований. Отсутствуют документы, подтверждающие согласование социально-экономической деятельности, а именно о строительстве заявленного строения на территории национального парка (его охранной зоны) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Информация о том, что здание соответствует требованиям, установленным для использования земельных участков, расположенных в зоне с особыми условиями использования территории, отсутствует (л.д. 9-11).
В обоснование заявленных административных требований о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и возложений обязанностей, административный истец ссылается на то, что запись о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0104004:71, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, является действующей. Для строительства объектов вспомогательного назначения не требуется разрешение на строительство, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента. Объект возведен на земельном участке в 2005 году, а в 2010 году в отношении указанного объекта заключен договор страхования. Положения о национальном парке «Самарская Лука» были утверждены приказом Минприроды России 25.02.2015, то есть после возведения на указанном земельном участке объекта недвижимости – баня.
Между тем, согласно пункту № 10 статьи 10 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу ч.10 статьи 24 Закона № 218-ФЗ сведения об объекте указываются на основании декларации, если законодательством Российской Федерации в отношении объекта недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания или сооружения, проектной документации здания или сооружения в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Однако, как установлено в судебном заседании, административным истцом в Управление Росреестра по Самарской на регистрацию был представлен технический план, составленный на основании декларации.
Из материалов дела следует, что нежилое здание (баня), площадью 53,6 кв.м., расположенное по вышеуказанному адресу, возведено на земельном участке в 2005 году.
Между тем, в соответствии с приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука» территории поселения Гаврилова Поляна входит в границы национального парка «Самарская Лука» территория поселения Гаврилова Поляна входит в границы национального парка «Самарская Лука», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения.
Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».
Во исполнение указанного постановления решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ Национального парка «Самарская Лука», которое было согласовано с Минлесхозом РСФСР.
Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 94 от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор Госстроя РСФСР в 1988 году. С указанного времени – 1989 г. границы Национального парка «Самарская Лука» были окончательно установлены и остаются неизменными.
В соответствии с пунктом 12 Типового положения о государственных природных национальных парках, утвержденного постановлением Госплана СССР № 77, ГКНТ СССР № 106 от 27.04.1981, на территориях (акваториях), переданных в пользование государственным природным национальным паркам, запрещаются не связанные с деятельностью государственного природного национального парка строительство и эксплуатация хозяйственных, промышленных и жилых объектов.
Пунктом 4 решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 28.03.1989 № 94 «Об утверждении проекта районной планировки государственного природного национального парка Самарская Лука» начиная с 1989 года запрещено любое новое строительство.
В соответствии с Положением о национальных природных парках РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 №769 на территориях национальных парков запрещаются строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в первоначальной редакции, на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6.1.6 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.03.2004 № 259 на селитебных территориях национального парка жилищное, коммунальное, транспортное и инженерное строительство возможно только с учетом требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, иных природоохранных и архитектурных требований, и только по согласованию с администрацией национального парка.
Из письменных пояснений представителя Минприроды России следует, что согласно карты-схемы функционального зонирования территории национального парка «Самарская Лука», являющейся приложением № 3 к Положению о национальном парке «Самарская Лука», утвержденному приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69, поселок Гаврилова Поляна, в границах которого расположен вышеуказанный земельный участок, находится в границах Национального парка «Самарская Лука».
В силу части 1 статьи 58 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В период осуществления строительства спорного объекта режим особой охраны территорий национальных парков устанавливался статьей 15 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ).
На основании абзаца второго пункта 4 статьи 15 Закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (в редакции ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ, действовавшей в период осуществления строительства спорного объекта) с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Пунктом 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в редакции от 30.07.2004, действовавшей в период осуществления строительства спорного объекта) установлено, что до принятия решения соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ» полномочия по осуществлению государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения переданы Минприроды России.
В период осуществления строительства спорного объекта Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляла полномочия по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон, в том числе национального парка «Самарская Лука».
Исходя из закрепленного в статье 3 Закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях», принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, а также запретов, установленных статьей 15 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ, действовавшей в период осуществления строительства спорного объекта), согласование социально-экономической деятельности в границах национальных парков должно осуществляться до начала реализации планируемой деятельности.
Однако, Гаранин А.Е. в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования за согласованием строительной деятельности в границах спорного объекта, находящегося в границах национального парка, до начала строительства работ по возведению спорного объекта, не обращался.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Согласно пункту 10 Приказа Минприроды России от 25.02.2015 №69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука» на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из письменных пояснений представителя Минприроды России следует, а также из пояснений представителя административного ответчика следует, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию спорного объекта, Гаранину А.Е. Минприроды России не выдавало.
В судебном заседании установлено, что сведения о рассмотрении и согласовании схемы территориального планирования муниципального района Волжский Самарской области, правил землепользования и застройки, а также генерального плана сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области (в состав которого входит п.Гаврилова Поляна) Минприроды России в Управлении Росреестра по Самарской области отсутствуют.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, при принятии решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, каких-либо нарушений действующего законодательства государственным регистратором допущено не было, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения административных требований Гаранина А.Е. о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на нежилое здание.
В связи с отказом административному истцу в удовлетворении основного требования о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на нежилое здание, не подлежит удовлетворению производное требование административного истца об обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путём принятия решения о государственной регистрации за ним права собственности на нежилое здание.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Гаранина А.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и возложений обязанностей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2021 года.