Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.
при секретаре Романюк С.О.
с участием истца Ивановой Н.А.
представителя истцов Иванова С.В, Иванова С.С, Ивановой А.С, Ивановой И.С. – Ивановой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2890/2013 по иску Ивановой Н.А. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И.В.С., Иванова С.В., Иванова С.С., Ивановой А.С., Ивановой И.С. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения, понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность,
установил:
Иванова Н.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И.В.С, Иванов С.В, Иванов С.С, Иванова А.С, Иванова И.С. обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан. В обоснование исковых требований указали, что проживают и зарегистрированы в комнатах № ***,*** дома *** по улице *** в городе Мурманске с 1997 года. В феврале 2013 года они обратились в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений, но получили отказ со ссылкой на то, что не подлежат приватизации жилые помещения специализированного жилищного фонда. Полагают, что отказ является незаконным, поскольку спорные жилые помещения были переданы в муниципальную собственность города Мурманска, в связи с чем, утратили статус общежития. Просили суд признать за ними право на приватизацию жилых помещений, расположенных по адресу город Мурманск, улица ***, дом ***, комнаты ***, *** и обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска передать в их собственность жилые помещения общей площадью *** кв.м, в том числе жилой площадью *** кв.м, расположенные по адресу: ***, заключив с ними договор на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан.
В судебное заседание истцы Иванов С.В, Иванов С.С, Иванова А.С, Иванова И.С. не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела простой и заказной корреспонденцией по адресу указанному в исковом заявлении.
Истец Иванова Н.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И.В.С, а также являющаяся представителем истцов Иванова С.В, Иванова С.С, Ивановой А.С, Ивановой И.С. на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика - Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на спорный объект недвижимого имущества. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ГУПТИ Мурманской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили письменные возражения, в котором возражали против заявленных требований.
Представитель Отдела охраны прав несовершеннолетних Комитета по образованию администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает.
Выслушав Иванову Н.А, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
В силу статьи 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьями 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как следует из материалов дела, спорные комнаты № ***,***, расположенные в общежитии по адресу: ***, были предоставлены Ивановой Н.А. на состав семьи, включая Иванова С.В. Иванова С.С. Иванову А.С, Иванову И.С. на основании ордера № *** от 10 апреля 1997 года, выданного на основании личного заявления Ивановой Н.А. на обмен комнаты № *** в общежитии *** дом *** на комнату № *** от 25 марта 1997 года.
Ранее, с 24.04.1990 по 17.06.1997 года истцы были зарегистрированы в комнате № *** общежития, расположенного по адресу: ***. С 17.06.1997 года по настоящее время истцы зарегистрированы по адресу: ***.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Мурманска жилые помещения № ***,*** в общежитии, расположенном по адресу: ***, включены в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления администрации города Мурманска от 26 октября 1994 года № 1922, приказа Комитета от 02 ноября 1994 года № 2508/03 (принято в муниципальную собственность от АООТ «***») и учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска (в перечне объектов недвижимого имущества (жилищного фонда), относящихся к собственности муниципального образования город Мурманск), утвержденном решением Мурманского городского Совета от 30 мая 2005 года № 9-104.
Введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года № 425-0-0, было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 апреля 2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» постановил, что статья 7 названного Федерального закона не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 01 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя изложенную в указанном Постановлении № 4-П правовую позицию, в определениях от 01 марта 2012 года № 390-О-О и № 391-0-0 указал, что оспариваемая норма (статья 7 Вводного закона) призванная, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 года.
Из материалов дела следует, что в муниципальную собственность общежитие по адресу: *** было передано в 1994 году и с того времени собственник общежития не менялся, статус общежития не снимался.
Вместе с тем, комнаты № ***,*** в общежитии были предоставлены Ивановой Н.А. на состав семьи, включая Иванова С.В. Иванова С.С. Иванову А.С, Иванову И.С. в 1997 году, в связи с чем была произведена соответствующая регистрация. На основании ордера истцам были предоставлены комнаты № ***,*** в общежитии, то есть на определенных условиях и в специализированном жилищном фонде.
В данном случае передача общежития в муниципальную собственность имела место 26 октября 1994 года, а предоставление жилого помещения в общежитии - комнат № ***,*** истцам состоялось в 1997 году с заключением договора на конкретных условиях специализированного найма, а именно на проживание в общежитии. Органы местного самоуправления вправе были после получения общежития от предприятия в 1994 году в муниципальную собственность самостоятельно определить статус, находящегося в муниципальной собственности жилья. Поэтому к отношениям по пользованию истцами спорными жилыми помещениями нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма применены быть не могут.
Учитывая установленный статьей 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитии, основания для признания за истцами права на приватизацию жилого помещения - комнат № ***,*** расположенных в общежитии по адресу: ***, отсутствуют.
Таким образом, исковые требования истцов о признании права на приватизацию и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ивановой Н.А. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И.В.С., Иванова С.В., Иванова С.С., Ивановой А.С., Ивановой И.С. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Бохолдина