Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Титовец М.В.,
при секретаре Мулловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-331/2022 года по исковому заявлению заместителя прокурора г. Самары к ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», Министерству образованию и науки Самарской области об устранении выявленных нарушений,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Самары обратился в суд с иском к ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», Министерству образованию и науки Самарской области об устранении выявленных нарушений, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности в корпусе ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения: на путях эвакуации допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки; образовательный объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре четвертого типа (фактически третьего типа).
Также установлено, что в нарушение п.25 Постановления № 1006 образовательные объекты учреждения с массовым пребыванием несовершеннолетних не обеспечены системой охранной сигнализации.
По указанному факту прокуратурой г. Самара в адрес директора учреждения ДД.ММ.ГГГГ Рег.№ внесено представление об устранении выявленных нарушений. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, удовлетворен, нарушения требований пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму не устранены.
Неисполнение законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности влечет существенные нарушения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. При дальнейшем функционировании ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» с нарушением требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности создаются предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
На основании изложенного прокурор обратился в суд с указанным иском и просил суд обязать ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», Министерство образования и науки Самарской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные прокуратурой г. Самары нарушения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности в корпусе ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», расположенном по адресу: <адрес>, отраженные в представлении прокуратуры г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Рег.№.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж»- Черноиванов В.Б., действующая на основании удостоверения, исковые требования признал. Суду пояснил, что ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» является бюджетным учреждением. Финансовое обеспечение ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в виде субсидий из бюджета Самарской области. Основным источником финансирования в образовательном учреждении являются бюджетные средства. Для устранения выявленных нарушений составлена вся проектно-сметная документация. Колледж направил в Самарское управление министерства образования и науки всю документацию с целью финансирования данных работ. С целью выполнения п.25 Постановления № 1006 колледжем также направлено предложение по выделению денежных средств на устройство охранной сигнализацией.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Самарской области – Захаров А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с распоряжением № 175 от 21.02.2022г. «Об организации работы по подготовке распоряжения министерства образования и науки Самарской области «О выделении в 2022 году денежных средств областного бюджета на проведение капитального ремонта государственных профессиональных образовательных организаций Самарской области» Самарскому управлению министерства образования и науки Самарской области необходимо обеспечить представление проектно- сметной документации, прошедшей проверку достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в управление ресурсного обеспечения образования и бюджетного планирования министерства образования и науки Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложением к настоящему распоряжению. Самарское управление Министерства образования и науки информировало руководителей государственных образовательных организаций о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году планируется выделение финансовых средств на оснащение объектов образования системой охранной сигнализации. Для выделения денежных средств на установку громкоговорящей связи учреждению необходимо предоставить в Самарское управление министерства образования и науки Самарской области на бумажном и электронном носителях следующие документы: заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме, подписанное руководителем и проставленной печатью учреждения, пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование расходов, включающее детализированную смету необходимых затрат, расчет и обоснование заявленной суммы. ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» подал заявку. Однако заявка не соответствует требованиям. В настоящее время проводится работа по устранению этих недостатков.
Представители третьих лиц- ОНД и ПР по г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области и Самарское управление Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Причины неявки суду не известны. Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и в целях соблюдения разумности сроков рассмотрения дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Иск подан по результатам проверки исполнения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности. В этой связи подача прокурором иска в суд правомерна.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названным законом также определяется, что одним из основных направлений государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является охрана здоровья.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной относятся: вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Из п.10 ч.1 ст. 16 Ф3-№131 следует, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу ст. 2 Закона № 35-Ф3 одним из принципов противодействия терроризму ж Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 35-Ф3 противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности образовательных учреждений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Согласно пункту 5 Постановления № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом 25 Постановления № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудованию основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Судом при рассмотрении дела установлено, что при проведении сотрудниками отдела ОНД и ПР по г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области выездной проверки в корпусе ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» по адресу: <адрес>А выявлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 20-32).
Прокуратурой г. Самары директору ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ Рег.№. (л.д. 9-13).
Согласно данному представлению выявлены следующие нарушения: на путях эвакуации допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки;
образовательный объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре четвертого типа (фактически третьего типа) (л.д.12).
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что для устранения выявленных нарушений составлена вся проектно-сметная документация. Направлена заявка в Самарское управление министерства образования и науки с целью финансирования данных работ. С целью выполнения п.25 Постановления № 1006 колледжем также направлено предложение по выделению денежных средств на устройство охранной сигнализацией. Работнику, ответственному за обеспечение требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, объявлено дисциплинарное взыскание (л.д. 15).
ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» направило в Самарское управление министерства образование и науки Самарской области заявку на выделение денежных средств в размере 441 647, 21 рублей, что подтверждается письмо от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17).
Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об организации работы по подготовке распоряжения министерства образования и науки Самарской области «О выделении в 2022 году денежных средств областного бюджета на проведение капитального ремонта государственных профессиональных образовательных организаций Самарской области» Самарскому управлению министерства образования и науки Самарской области необходимо обеспечить представление проектно-сметной документации, прошедшей проверку достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в управление ресурсного обеспечения образования и бюджетного планирования министерства образования и науки Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.
Самарское управление Министерства образования и науки информировало руководителей государственных образовательных организаций о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году планируется выделение финансовых средств на оснащение объектов образования системой охранной сигнализации, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с письмом Самарского управления Министерства образования и науки № от ДД.ММ.ГГГГ для выделения денежных средств на установку громкоговорящей связи учреждению необходимо предоставить в Самарское управление министерства образования и науки Самарской области на бумажном и электронном носителях следующие документы: заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме, подписанное руководителем и проставленной печатью учреждения, пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование расходов, включающее детализированную смету необходимых затрат, расчет и обоснование заявленной суммы.
До настоящего времени денежные средства на счет ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» не поступали, так как заявка не соответствовала требований, что не оспаривается сторонами.
Согласно пояснениям представителя ответчика Министерства образования и науки в настоящее время проводится работа по устранению недостатков в поданной заявке.
Принимая во внимание, что доказательств исполнения предписания и устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности суду не представлено, а представитель ответчика- ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» не отрицает, что требования искового заявления в настоящее время не исполнены, в связи с отсутствием финансирования, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Наличие предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности само по себе не ограничивает право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
Неисполнение законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности влечет существенные нарушения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. При дальнейшем функционировании ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» с нарушением требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности создаются предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Доводы ответчика- Министерства образования и науки <адрес> о том, что оно является ненадлежащим ответчиком не состоятельны, поскольку ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» является бюджетным учреждением. Финансовое обеспечение колледжа осуществляется непосредственно Министерством образования и науки <адрес> в виде субсидий из бюджета <адрес>. Основным источником финансирования в образовательном учреждении являются бюджетные средства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора г. Самары к ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», Министерству образованию и науки Самарской области об устранении выявленных нарушений удовлетворить.
Обязать ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», Министерство образования и науки Самарской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные прокуратурой г. Самары нарушения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности в корпусе ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж», расположенном по адресу: <адрес> отраженные в представлении прокуратуры г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Рег.№.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года
Председательствующий: