Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> <адрес>
Судья Красноглинского районного суда <адрес> Терендюшкин Н.В., при секретаре Кулкаеве Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Михайловой В. В. и Захаровой У. А. об обжаловании отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в формировании земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Михайлова В.В. и Захарова У.А. обратились в суд с заявлением об обжаловании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, просили признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от <дата> № СП-1/<данные изъяты>-0-1 в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес> на основании поданных заявителем документов. В обоснование заявленных требований заявители указали, что обратились в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом для предоставления в общую долевую собственность собственникам помещений в силу закона, по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, для чего были предоставлены все необходимые документы, включая схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В формировании земельного участка заявителям было отказано письмом № СП-1/<данные изъяты>-0-1 от <дата> в связи с тем, что в соответствии со вступившими поправками к Земельному кодексу РФ от <дата> образование земельных участков осуществляется только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Заявители не согласны с таким решением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в связи с тем, что заявление было подано до принятия новых изменений в соответствии с действовавшими в момент подачи заявления требованиями. В соответствии с ч. 1 ст. 35 ФЗ-171 от 23.06.2014г. «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» указанный ФЗ, включая ст. 11.3 вступает в силу с <дата>. Для статьи 11.3 ЗК РФ в новой редакции, устанавливающей порядок предоставления земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания, не установлена обратная сила, либо иной срок. Положения статьи подлежат применению с <дата>. Заявители обратились в Департамент с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом на основании ст. 16 ФЗ-189 от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», пункт 1 которой устанавливает, что «В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме». Пункт 3 данной статьи устанавливает, что «В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом». Данные нормы федерального закона не отменены. Таким образом, только лишь на правоотношения, возникшие после <дата> распространяется действие ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в новой редакции. В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы, что подтверждается также разъяснениями Конституционного Суда РФ, согласно которым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Обращение гражданина за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара применяет положение закона, которые возникнут в будущем к правоотношениям, возникшим ранее. Конституционный Суд РФ сформулировал следующее правило: "Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод". Факт обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления является правообразующим фактом, то есть в соответствии с ним между органом местного самоуправления и гражданином возникли публичные правоотношения. В соответствии с характером этих отношений орган должен вынести решение по законодательству, действующему в соответствующий правообразующий момент. Применение законодательства, которое в будущем изменилось, к данном факту недопустимо.
В судебном заседании заявитель Михайлова В.В. и ее представитель, действующая на основании устного ходатайства, Арсланова И.А., доводы изложенные в заявлении поддержали, дополнительно пояснив, что после получения отказа в формировании земельного участка они так же обратились в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением об утверждении проекта межевания территории. На данный момент они не получили письменного отказа, но им было устно разъяснено, что денежных средств на осуществление мероприятий по межеванию территории в бюджете <адрес> на 2015 г. не имеется, в связи с чем, возможность оформления права собственности на земельный участок отодвигается в неопределенное будущее. Заявителям на основании договора о приватизации принадлежит 1/2 доля двухквартирного дома, представляющего собой одноэтажный жилой дом на две семьи, который формально считается многоквартирным домом. Данный дом находится в ветхом состоянии и оформление земельного участка необходимо для того, чтобы заявители смогли продать или обменять свою половину дома и переселиться в нормальное жилье.
Заявитель Захарова У.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, действующая на основании доверенности Крапчетова Г.А. в судебном заседании требования заявителей не признала и пояснила, что в департамент поступило заявление Захаровой У.А. от <дата> г., о формировании земельного участка под многоквартирным домом. В период работы с заявлением вступил в силу закон, согласно требованиям которого, образование земельного участка, занятого многоквартирным домом допускается только при наличии проекта межевания территории. Таким образом, по действующему ныне законодательству, препятствием для формирования земельного участка под многоквартирным домом является отсутствие проекта межевания. После того как проект будет разработан, заявители могут вновь обратиться с соответствующим заявлением.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные Михайловой В.В. и Захаровой У.А. требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии со ст. 28 Устава городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, в компетенцию Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара входит осуществление в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности и обеспечение подготовки и осуществление проверки документации по планировке территории. Кроме того, согласно постановлению Администрации городского округа Самара от 17.12.2010 года №1762 «О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности» в компетенцию указанного департамента входит утверждение схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Согласно ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. В составе проектов межевания территорий может осуществляться подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков.
Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 210-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ) в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании поступившего заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Согласно п. 3.2 Постановления Администрации городского округа Самара от 01.02.2010 № 80 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа Самара», глава городского округа Самара с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 11.3 ЗК РФ изложена в новой редакции, которая, в соответствии со ст. 35 ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. вступила в силу с 1 марта 2015 года.
Кроме того, ст. 18 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, признана утратившей силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ.
Согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ), образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
П. 3 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ), предусмотрено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Действовавшая до момента вступления в силу изменений, внесенных ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014 г., редакция ст. 11.3 ЗК РФ предусматривала возможность образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, независимо от их нахождения в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, на основания землепользователя с приложением кадастрового паспорта и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Кроме того, ранее действовавшая редакция ч. 4 ст. 41 ГрК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 210-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ) предусматривала возможность осуществления раздела земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков в отсутствие документации по планировке территории.
Согласно п. 2.1 предыдущей редакции ст. 11.3 ЗК РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивали документы, указанные в п.п. 1 п. 2 указанной статьи (кадастровый паспорт на образуемый земельный участок), в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них). Землепользователи были обязаны прилагать правоустанавливающие документы на земельные участки, только при отсутствии таковых в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Из материалов дела следует, что заявителям Михайловой В.В. и Захаровой У.А. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>.
Захарова У.А. обратилась <дата> в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о формировании земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, представив приложения в виде: справки БТИ, копии ситуационного плана БТИ, копии свидетельств о праве собственности на квартиру, оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а так же копии доверенностей и паспортов.
Согласно письму «о предоставлении информации» № СП-1/<данные изъяты>-0-1 от <дата> Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Захаровой У.А. о том, что ее обращение по вопросу формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, рассмотрено. В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с <дата> г., исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Заявительнице так же было разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными органами. Разработка и утверждение документации о планировке территории осуществляется в порядке, определенном постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> № «Об утверждении порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о. Самара».
Данное письмо подтверждает, что заявительнице было отказано в рассмотрении поданного ей <дата> заявления, только в связи с необходимостью соблюдения требований закона, вступившего в силу <дата> г.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ при рассмотрении дел возникающих из публичных правоотношений, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств законности принятого решения об отказе в формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом суду не представлено. Так, из представленных документов не усматривается нахождение спорного участка в границах определенного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Из обжалуемого ответа следует, что для положительного решения вопроса о формировании земельного участка заявительнице необходимо получить проект межевания территории, но при этом не указано какой именно.
Данное решение об отказе в удовлетворении заявления Захаровой У.А. является необоснованным с фактической стороны, поскольку не указывает на конкретный элемент планировочной структуры в котором находится дом заявительницы и не связывает отказ с необходимостью предоставления проекта межевания определенной территории.
Кроме того, данный отказ фактически возлагает на заявительницу обязанность, не предусмотренную законодательством, действовавшим на момент ее обращения в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, <дата> г., предоставлять проект межевания территории.
В соответствии со ст. 7 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ изложенной в постановлении от 20.07.2011 № 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, изменения внесенные ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014 г., в ст. 11.3 ЗК РФ, как устанавливающие дополнительные требования по сравнению с ранее существовавшим порядком рассмотрения заявлений граждан о формировании земельного участка под многоквартирным домом и тем самым ограничивающие права собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме требовать формирования земельного участка, не имеют обратной силы.
При рассмотрении заявления Захаровой У.А. поступившего на рассмотрение <дата> г., т.е. до момента вступления в силу новой редакции ст. 11.3 ЗК РФ, не может быть применено законодательство, не действовавшее на момент возникновения правоотношений по рассмотрению данного заявления и ухудшающее правовое положение заявителя.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от <дата> № СП-1/669-0-1 в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенное нарушение прав Захаровой У.А., рассмотреть в месячный срок ее заявление от <дата> года, регистрационный номер СП-1/669, о формировании земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, и принять решение в соответствии с действовавшим на момент поступления обращения, т.е. на <дата> законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Михайловой В. В. и Захаровой У. А. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от <дата> № СП-1/<данные изъяты>-0-1 в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенное нарушение прав Михайловой В. В. и Захаровой У. А., рассмотреть заявление Захаровой У. А. от <дата> года, регистрационный номер регистрационный номер СП-1/<данные изъяты> о формировании земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, квартал 9, <адрес>, и принять решение в соответствии с действовавшим на момент поступления обращения, т.е. на <дата> законодательством, в месячный срок.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с <дата>.
Судья: Н.В. Терендюшкин
Копия верна:
Судья Терендюшкин Н.В.__________________