Дело № 2-4132/2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Пермь 30 июля 2012 года
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Лобастовой О.Н.,
при секретаре Литвиной Н.Ю.,
с участием представителя истца Осытина В.В.,
представителя ответчика Крыловой С.Ю.,
представителя третьего лица Старковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой А.С. комиссии по аттестации -ДОЛЖНОСТЬ- Пермского края о признании решения об аннулировании аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- незаконным,
у с т а н о в и л :
Александрова А.С. обратилась в суд с иском к Комиссии по аттестации -ДОЛЖНОСТЬ- Пермского края о признании решения незаконным.
В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по аттестации -ДОЛЖНОСТЬ- Пермского края было принято решение об аннулировании аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- Александровой А.С.
С указанным решением Александрова А.С. не согласна, полагает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
В качестве аннулирования аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано «неоднократное принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по снованиям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных настоящим ФЗ». Данное основание аннулирования квалификационного аттестата было предусмотрено ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в ред. от 17.07.2009 года и утратило силу в связи с принятием новой редакции ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ред. От 08.12 2011 года в соответствии с п.4 части 7 ст.29 которого квалификационный аттестат аннулируется в случае: принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных настоящим федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ.
-ДОЛЖНОСТЬ- Александровой А.С. в ДД.ММ.ГГГГ получено всего два решения органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных настоящим ФЗ к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В данных решениях -ДОЛЖНОСТЬ- Александровой А.С. было прямо указано, что ею были допущены грубые нарушения и что данные отказы могут послужить основанием для аннулирования аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-.
В протоколе заседания комиссии указано, что их было 28, однако эта информация не соответствует действительности, ни даты, ни номера данных отказов в протоколе не указаны, что является также нарушением процедуры принятия комиссией соответствующего решения.
Кроме того, в решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основание для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующего положения. Также указывает, что квалификационная комиссия была создана с нарушением требований законодательства и не является легитимной. на заседании комиссии н были приглашены представители кадастровой палаты, принявшие решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, эксперты в сфере кадастровой деятельности.
Просит признать решение об аннулировании аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- Александровой А.С. незаконным и отменить его.
В судебное заседание истица не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости", кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат -ДОЛЖНОСТЬ- (далее - квалификационный аттестат).
Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к -ДОЛЖНОСТЬ-. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче квалификационных аттестатов используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о -ДОЛЖНОСТЬ- в государственный реестр -ДОЛЖНОСТЬ- в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.
Квалификационный аттестат аннулируется в случае:
1) установления факта представления подложных документов -ДОЛЖНОСТЬ- для получения квалификационного аттестата;
2) поступления в квалификационную комиссию сведений о вступлении в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения -ДОЛЖНОСТЬ- права осуществлять кадастровую деятельность в течение определенного срока, или решения суда, предусматривающего административное наказание в виде дисквалификации -ДОЛЖНОСТЬ- и соответственно лишения его права осуществлять кадастровую деятельность в течение определенного срока;
3) подачи -ДОЛЖНОСТЬ- в соответствующую квалификационную комиссию заявления об аннулировании своего квалификационного аттестата;
4) принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке);
5) непредставления -ДОЛЖНОСТЬ- в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном частью 6 статьи 30 или частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона порядке.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 настоящей статьи. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию решения об аннулировании такого квалификационного аттестата в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения в орган кадастрового учета, а также лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован. Данная копия должна быть заверена должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Квалификационный аттестат признается аннулированным и, следовательно, не действующим со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр -ДОЛЖНОСТЬ- в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по аттестации -ДОЛЖНОСТЬ- Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об аннулировании аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- Александровой А.С. в связи с неоднократным принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных настоящим Федеральным законом. Допущено 28 грубых нарушений в течение ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на имя руководителя Агентства по управлению имуществом Пермского края был направлен для рассмотрения на заседаниях квалификационной комиссии Пермского края список аттестованных -ДОЛЖНОСТЬ-, по которым в течение ДД.ММ.ГГГГ было принято более 10 раз решений об отказе по основаниям, связным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных ФЗ от 22.07.2007 года № 221-ФЗ.
Суду представлены 28 решений ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в постановке на государственный кадастровый учет.
Истицей в качестве незаконности принятого решения указывается на несоответствие оснований для аннулирования аттестата указанном в решении основаниям предусмотренным законом, а также создания квалификационной комиссии с нарушением требований законодательства.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 22.01.2010 N 23 (ред. от 12.07.2010) "Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к -ДОЛЖНОСТЬ-, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к -ДОЛЖНОСТЬ-, о перечне документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-", положение определяет состав и порядок работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к -ДОЛЖНОСТЬ- (далее - комиссия), а также порядок проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к -ДОЛЖНОСТЬ- (далее - квалификационный экзамен).
Комиссия является постоянно действующим органом, формируемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на выдачу квалификационных аттестатов -ДОЛЖНОСТЬ- (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Основными задачами комиссии являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов -ДОЛЖНОСТЬ-.
Комиссия формируется из числа представителей уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (два члена комиссии), представителей территориального органа органа кадастрового учета по соответствующему субъекту Российской Федерации (один член комиссии) и подведомственного органу кадастрового учета государственного учреждения (далее - подведомственное учреждение) по соответствующему субъекту Российской Федерации (один член комиссии), а также представителей созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций (четыре члена комиссии).
В состав комиссии входят восемь членов комиссии, включая председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии.
Заседания комиссии проводятся в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее пяти членов утвержденного состава комиссии.
Комиссия принимает решения путем открытого голосования.
Решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.
Все решения комиссии оформляются протоколом, в котором указываются:
дата, место и время заседания комиссии;
сведения о лицах, присутствующих на заседании комиссии (членах комиссии, претендентах, иных предусмотренных настоящим Положением лицах);
повестка заседания комиссии;
вопросы, вынесенные на рассмотрение комиссии, а также результаты голосования по ним;
принятое комиссией решение.
Протоколы заседаний комиссии подписываются всеми принявшими участие в заседании членами комиссии в день заседания комиссии, за исключением случая, указанного в пункте 20 настоящего Положения.
Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены личными подписями председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии.
Протоколы заседаний комиссии, личные дела претендентов подлежат постоянному хранению.
Обращения, поступающие в комиссию (за исключением заявлений о получении квалификационных аттестатов), рассматриваются комиссией в течение 30 календарных дней.
Решения комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке.
Комиссия рассматривает обстоятельства, являющиеся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов -ДОЛЖНОСТЬ-, в отношении которых указанной комиссией принимались решения о признании претендентов сдавшими квалификационный экзамен.
Заседание комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-, проводится в течение тридцати календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-.
Аннулирование квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- осуществляется по основаниям, установленным частью 7 статьи 29 Закона.
В случае принятия более десяти раз в течение календарного года (далее - отчетный период) соответствующим территориальным органом органа кадастрового учета или подведомственным учреждением решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке), указанный территориальный орган или подведомственное учреждение в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, направляет в комиссию письмо, обосновывающее наличие грубых нарушений -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, и прикладывает заверенные в установленном порядке копии решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Комиссия рассматривает обстоятельства, которые могут быть признаны основаниями для аннулирования квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-, с участием соответствующего -ДОЛЖНОСТЬ- или его уполномоченного представителя. В случае, если надлежащим образом извещенный -ДОЛЖНОСТЬ- (его уполномоченный представитель) не прибыл на заседание комиссии, указанное заседание проводится в отсутствие -ДОЛЖНОСТЬ- или его уполномоченного представителя.
-ДОЛЖНОСТЬ- извещается в надлежащей форме, если не менее чем за двадцать календарных дней до даты заседания комиссии извещение, подписанное секретарем комиссии, и электронный образ такого извещения направлены соответственно почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу и электронным сообщением по адресу электронной почты, указанным в государственном реестре -ДОЛЖНОСТЬ-. Секретарь комиссии также уведомляет -ДОЛЖНОСТЬ- о заседании комиссии по номеру контактного телефона, указанному в государственном реестре -ДОЛЖНОСТЬ-.
В случае, если основанием для аннулирования квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- является принятие более десяти раз в течение календарного года территориальным органом органа кадастрового учета или подведомственным учреждением решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, на заседание комиссии приглашаются путем извещения представители указанного территориального органа или подведомственного учреждения, принявшие указанные решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае, если надлежащим образом извещенный территориальный орган органа кадастрового учета или подведомственное учреждение не направили своих представителей либо их представители не прибыли на заседание комиссии, указанное заседание проводится в их отсутствие.
В решении комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-, помимо сведений, указанных в пункте 18 настоящего Положения, указываются сведения:
о -ДОЛЖНОСТЬ-, основания аннулирования квалификационного аттестата которого рассматривались;
сведения, поступившие в комиссию;
обоснование принятого комиссией решения (в случае принятия комиссией решения об аннулировании квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- обоснование должно включать ссылку на соответствующие положения части 7 статьи 29 Закона).
В данном случае, суду не представлено доказательств того, что квалификационная комиссия была создана с нарушением требований Положения. Комиссией не было усмотрено оснований для приглашения экспертов на заседание, в связи с чем, эксперты приглашены не были, вопросы, требующие специальных познаний при заседании комиссии не рассматривались.
Как следует из материалов дела, комиссией в отношении Александровой А.С. было рассмотрено 28 решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и принято решение об аннулировании аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-.
Органом кадастрового учета было принято более чем десять раз в течение календарного года решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных ФЗ.
ПисьмомМинэкономразвития РФ от 27.07.2010 N 13293-ИМ/Д23 "Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-", установлено, что согласно пункту 4 части 7 статьи 29 Закона о кадастре квалификационный аттестат -ДОЛЖНОСТЬ- аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).
При этом Законом о кадастре не установлено критериев, по которым основания для принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета могут быть связаны с грубыми нарушениями -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ.
Исходя из части 8 статьи 29 Закона о кадастре, квалификация допущенных -ДОЛЖНОСТЬ- нарушений в качестве грубых, влекущих правовые последствия в виде аннулирования его квалификационного аттестата, относится к полномочиям соответствующей квалификационной комиссии либо судебного органа в случае обжалования решения указанной комиссии.
Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, в качестве грубых нарушений требований Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ, допущенных -ДОЛЖНОСТЬ-, могут рассматриваться нарушения, повлекшие принятие органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, установленным пунктом 3 части 2, пунктами 2, 4, 5, 6 части 3, частью 4, частью 5 статьи 27 Закона о кадастре.
По вопросу определения грубых нарушений -ДОЛЖНОСТЬ- требований Закона о кадастре к оформлению документов, подготавливаемых в результате выполнения кадастровых работ, полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Такими документами, подготовка которых согласно Закону о кадастре осуществляется -ДОЛЖНОСТЬ-, являются:
- межевой план;
- технический план;
- акт обследования.
Требования к подготовке указанных документов установлены статьями 38 - 42 Закона о кадастре. При этом частью 12 статьи 38, частью 10 статьи 41 и частью 3 статьи 42 Закона о кадастре предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В частности, форма и требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412
Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, при оформлении межевого плана его форма должна соответствовать форме, утвержденной Приказом, а содержание должно отвечать требованиям к подготовке текстовой и графической частей межевого плана, установленным статьями 38 и 40 Закона о кадастре, а также Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом.
При этом при осуществлении проверки межевого плана на соответствие требованиям к его подготовке, установленным Законом о кадастре, к грубым нарушениям указанных требований могут быть отнесены, в частности:
- несоответствие разделов или реквизитов какого-либо раздела межевого плана установленной форме (несоответствие требованиям к форме межевого плана);
- отсутствие в межевом плане сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в зависимости от вида выполненных кадастровых работ, либо внесение в межевой план необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие требованиям к содержанию межевого плана).
Необходимо отметить, что классифицироваться как грубые нарушения требований к оформлению межевого плана могут только нарушения однозначно урегулированных Законом о кадастре или изданными в его развитие нормативными правовыми актами правил.
Доводы истицы о том, что в решении комиссии указано основание для аннулирования аттестата не предусмотренное действующей редакцией закона, правового значения не имеют.
Действительно, в редакции от 08.12.2011 года ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", квалификационный аттестат аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).
В данном случае, исходя из представленных материалов, в отношении истицы было принято 28 решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, данные решения истицей оспорены не были, основания для отказов в решениях указаны, данные основания квалифицировались как грубые.
Доказательств того, что основания в указанных решениях грубыми не являлись- суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что в отношении Александровой А.С. указанных решений об отказе было принято менее чем десять, что свидетельствовало бы об отсутствии оснований к аннулированию аттестата. Факт принятия органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубыми нарушением -ДОЛЖНОСТЬ- требований законодательства, более чем 10 раз в течение календарного года, судом установлен, что является основанием к аннулированию аттестата -ДОЛЖНОСТЬ-.
Каких-либо нарушений законодательства при принятии решения об аннулировании в судебном заседании не установлено, решение принято в соответствии с Федеральным законом, Положением о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к -ДОЛЖНОСТЬ-, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 22.01.2010 года №23, письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, письмом Министерства экономического развития РФ от 27.07.2010 года №13293-ИМ/Д23.
Таким образом, в удовлетворении требований Александровой А.С. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Александровой А.С. к комиссии по аттестации -ДОЛЖНОСТЬ- Пермского края о признании решения об аннулировании аттестата -ДОЛЖНОСТЬ- незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: