Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной Т.П.
при секретаре Соловьевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сушковой Е.Э., Валерко Л.А. к Администрации ... района о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилые помещения в домах-новостройках,
Установил:
Сушкова Е.Э., Валерко Л.А. обратились в суд с иском к Администрации ... района о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилые помещения в домах-новостройках. В обоснование требований указали, что являются нанимателями квартир № и №, находящимися в муниципальной собственности, расположенными по адресу: АДРЕС, на основании договоров социального найма. Заключением межведомственной комиссии г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ, основанным на акте технического состояния жилого дома, утвержденного МУП «наименование 1», материала технического заключения ЗАО «наименование 2», утвержденным постановлением Главы г/п ..... от ДД.ММ.ГГГГ №, дом № признан аварийным и подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ Отделу учета, распределения и приватизации жилой площади г/п ..... в срок до ДД.ММ.ГГГГ поручено представить предложения по отселению жителей дома №. Однако до настоящего времени отселение не произведено. Отселение жителей планировалось в рамках инвестиционного контракта, заключенного между администрацией ... района и ЗАО «наименование 3», входящим в Группу компаний «наименование 4».
Полагают, что действуя в соответствии с Уставом ... района, администрация ... района бездействует по вопросу обязания надлежащего исполнения инвестиционного контракта, не применяя для его исполнения меры, предусмотренные действующим законодательством, в связи с чем, просят суд признать незаконным бездействие администрация ... района, в части реализации инвестиционных контрактов, обязать ответчика предоставить им жилые помещения в домах-новостройках по установленным жилищным законодательствам нормам.
В судебном заседании истцы Валерко Л.А., Сушкова Е.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации ... района – Жильцова Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, пояснила, что исковые требования полагает неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель третьего лица – администрации г/п ..... – Касьянова Д.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании пояснила, что администрация г/п ..... не является стороной инвестиционного контракта, в рамках которого должно быть построено жилье, для последующего предоставления, в том числе, истцам. Жилой дом, в котором расположены квартиры истцов передан им в собственность после заключения контракта, однако так как инвестор взял на себя обязательство по переселению ряда семей, ими и принято решение о сносе дома, и издано соответствующее постановление. Истцам для переселения предлагались администрацией жилые помещения, но так как они не были расположены в домах-новостройках, от данных квартиры истцы отказались.
Выслушав пояснения истцов, представителей ответчика и третьего лица, суд находит исковое заявление неподлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из материалов дела усматривается, что Валерко Л.А. с семьей из трех человек на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире №, расположенной по адресу: АДРЕС (л.д. 6,7,8-10).
Сушкова Е.Э. с семьей из пяти человек на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире №, расположенной по адресу: АДРЕС (л.д. 11, 12-13, 14-15).
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении муниципального имущества между ... районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» с ДД.ММ.ГГГГ жилищный фонд города ....., в состав которого входит также и дом № по АДРЕС, передан в собственность городского поселения ......
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием ... район и ЗАО «наименование 3» заключен Договор № «О реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайонов № АДРЕС».
Предметом Договора № является реализация Инвестиционного проекта по комплексной реконструкции в 2004 – 2008 годах микрорайонов №№ и № АДРЕС со сносом ветхого и морально устаревшего жилищного фонда и строительством инвестиционного объекта:
- на земельном участке площадью 99,5 га, расположенном по адресу: микрорайон № АДРЕС, с предполагаемым выходом общей площади ориентировочно 475 тыс.кв.м.;
- на земельном участке площадью 25 га, расположенном по адресу: микрорайон № АДРЕС, с предполагаемым выходом общей площади ориентировочно 200 тыс.кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ заключено Дополнительное соглашение № к Договору №, которым утвержден график сноса ветхого и морально устаревшего жилого фонда в микрорайонах №№ и № АДРЕС. В соответствии с данным графиком жилой дом № по АДРЕС определен под снос в 2007 году. Для обеспечения сноса ветхого и морально устаревшего фонда 1 очереди в микрорайонах №№ АДРЕС Инвестор под переселение жителей сносимых домов передает следующие жилые дома:
- корпус 25 - 138 квартир;
- корпус 4 – 128 квартир.
Постановлением Главы г/п Одинцово от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом № по АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ. Отделу учета, распределения и приватизации жилой площади городского поселения ..... предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить предложения по отселению жителей дома №.
Таким образом, постановление о признании жилого дома, в котором расположены квартиры истцов, аварийным и подлежащим сносу, принято собственником жилищного фонда – администрацией г/п ......
Указания на предоставление под переселение жилых помещений в рамках инвестиционного контракта №, заключенного муниципальным образованием ... район, данное постановление не содержит.
Между тем, до издания постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Глава г.п. ..... обратился к Главе ..... района с просьбой о том, что так как администрация г/п ..... не ведет строительства жилых домов, просит оказать помощь в переселении, в соответствии с действующим жилищным законодательством, жильцов жилых домов №№ и № по АДРЕС в дома-новостройки, строящиеся на территории г/п ..... по инвестиционным контрактам инвесторов-застройщиков с Администрацией ..... района».
ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение Главе г/п ..... дан ответ первым заместителем Руководителя администрации ... района о том, что дома по указанным адресам определены под снос с целью реконструкции микрорайонов №№ и № АДРЕС в рамках реализации договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Муниципальным образованием «... район» и ЗАО «наименование 3». Отселение жителей домов №№, № по АДРЕС (ориентировочно 15 семей) планировалось произвести в жилой корпус № микрорайона № АДРЕС в 2007 году. Однако в связи со сложившейся кризисной ситуацией и изменениями законодательства, строительство жилого корпуса № произведено не было. Переселение жителей из определенных под снос домов не осуществлено. В настоящее время ЗАО «наименование 3» не имеет финансовых средств для осуществления дальнейшей деятельности, в том числе и для исполнения обязательств по данному договору. Администрация ..... района свободными жилыми помещениями не располагает. Жилые помещения, передаваемые Администрации района по другим инвестиционным контрактам, предназначены только для переселения жителей домов, сносимых в рамках реализации соответствующего контракта. Кроме того, в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями) произошло разграничение муниципального имущества (в том числе жилищного фонда) между ..... районом и городским поселением ...... Отселить жителей домов №№, № по вышеуказанному адресу в жилые помещения муниципального жилищного фонда ..... района возможности не имеется.
В свою очередь, в связи с обращением ДД.ММ.ГГГГ заместителя Главы г/п ..... на имя первого руководителя администрации ..... района, Руководителем Администрации ..... района, ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) проведено рабочее совещание с повесткой дня «О ходе реализации Договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайонов №№ и № АДРЕС». На совещание были приглашены представители ЗАО «наименование 4», представитель администрации г/п ......
По результатам совещания ЗАО «наименование 4» рекомендовано рассмотреть вопрос о переселении жителей из аварийных домов №№ и № по АДРЕС, предоставить в Администрацию района информацию по набору квартир, находящихся по адресу: АДРЕС, подлежащих передаче для переселения жителей указанных домов.
ЗАО «наименование 3» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в ответ на обращение о результатах рассмотрения ЗАО «наименование 3» вопроса переселения жителей из аварийных домов №№ и № по АДРЕС сообщило, что ЗАО «наименование 3» имеет возможность предоставить для переселения квартиры в домах-новостройках, не входящих в инвестиционный объект, строительство которого осуществлялось в рамках реализации Договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанные аварийные жилые дома №№, № располагаются на территории № микрорайона АДРЕС и не могут быть отселены за счет площади Инвестора, поскольку до настоящего времени не определены механизмы передачи Инвестором квартир Администрации ..... района для отселения жителей микрорайона № АДРЕС и последующего предоставления Инвестору освободившегося земельного участка для строительства жилых домов с учетом норм действующего законодательства по порядку предоставления земельных участков для жилищного строительства. Для подготовки соответствующего дополнительного соглашения к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствуют определить: механизм передачи Инвестором квартир Администрации района для отселения жителей микрорайона № АДРЕС; механизм предоставления ЗАО «наименование 3» после отселения жилых домов свободных земельных участков для строительства жилых домов.
По заключению Управления земельных ресурсов, в соответствии с действующим законодательством РФ, указанные земельные участки могут быть предоставлены ЗАО «наименование 4» либо путем проведения аукциона по продаже земельного участка, либо путем заключения договора аренды такого земельного участка.
Доводами обращения истцов в суд послужило незаконное бездействие администрации ... района в рамках реализации инвестиционных контрактов. Однако, с данным доводом суд согласиться не может, поскольку установлено, что на период издания постановления о признании жилого дома № аварийным и подлежащим сносу, собственником жилищного фонда, в том числе, дома №, являлась администрация г/п ...... В свою очередь данное постановление не содержит указания на его реализацию в рамках инвестиционного контракта №, заключенного муниципальным образованием ..... район, напротив содержит распоряжение о подготовке отделом учета, распределения и приватизации жилой площади г/п ....., предложений по отселению жителей дома №.
Какого-либо согласования порядка реализации указанного постановления, сроков его реализации, в том числе, с учетом ранее заключенного контракта №, администрацией г/п ..... с администрацией ... района не произведено.
Между тем, судом установлено, что ответчиком принимаются меры по вопросу реализации инвестиционного контракта № и дополнительного соглашения № к нему, предметом которого является сноса ветхого и морально устаревшего жилого фонда в микрорайонах №№ и № АДРЕС и предоставление под переселение жителей сносимых домов жилых помещений в домах-новостройках, однако по независящим от ответчика обстоятельствам, реализация контракта до настоящего времени не осуществлена.
Отказывая в удовлетворении требований, суд принимает во внимание также то обстоятельство, что переселение истцов администрацией района в рамках иных инвестиционных контрактов не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку переселению в рамках иных инвестиционных контрактов подлежат только жители домов, сносимых в рамках реализации соответствующих контрактов. Кроме того, предоставление жилых помещений истцам из муниципального фонда также не представляется возможным, поскольку в силу положений действующего законодательства жилищный фонд ... района с ДД.ММ.ГГГГ разграничен между поселениями, входящими в его состав.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, сопоставляя их с юридически значимыми обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сушковой Е.Э., Валерко Л.А. к Администрации ... района о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилые помещения в домах-новостройках - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца через Одинцовский городской суд.
Федеральный судья: Т.П. Лаврухина