Дело № 201635/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ключиковой Ю.С.,
при секретаре Шапаревой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» о возложении обязанности обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к указанным иском к ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» о возложении обязанности обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты ООО «ТеплорЭнергоРесурс» в рамках мощностей, технологически необходимых для подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения населению и организации города Черногорска.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком ООО «ТеплоЭнергоРесурс» произведено ограничение режима потребления электроэнергии на котельной № 7 и насосной станции ВГСЧ ООО «ТеплоЭэнергоРесурс» в связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электрическую энергию, и невозможностью подачи горячего водоснабжения и тепловой энергии, несмотря на начало отопительного сезона. Потребителями коммунальной услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению являются собственники 1890 кв., а так же муниципальные бюджетные учреждения и республиканские бюджетные учреждения – социально значимые организации, такие как МБДОУ детский сад «Лукоморье», «Родничок», ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства РХ от 29.06.2017 ООО «ТеплоЭнергоРесурс» включен в перечень потребителей электрической энергии (мощности) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим экологическим и социальным последствиям. Предприятием по требованию ответчика введено частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони по точкам поставки, указанным в договоре энергоснабжения, на котельной № 7 и насосной станции ВГСЧ. Котельные предприятия остановлены, подача горячей воды жителям, а так же на социально-значимые объекты не производится. На основании ст. 539, 540 ГК РФ ст. 38 п. 1 п. 7 Федерального Закона «Об электроэнергетике» П. 18 и 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 и п. 2 Приложения к Правилам № 442 считает, что в отношении граждан добросовестно производящих платежи, не возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных услуг из за наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды. Такое соглашение между ООО «ТеплоЭэнергоРесурс» и ответчиком отсутствует. Полагает, что права добросовестных потребителей не должны нарушаться, поэтому просил обязать ответчика обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках мощностей, технологически необходимых для подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения населению и организации города Черногорска.
Определением от 27.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Города Черногорска.
Помощник прокурора г. Черногорска Фетисова О.Н. в судебном заседании настаивала на заявленных исковых требованиях.
Представитель третьего лица ООО «ТеплоЭнергоРесурс» Давыденко И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора г. Черногорска поддержал, суду пояснил, что предприятие обеспечивает горячей водой и отоплением ГБУЗ РХ «Черногорскую межрайонную больницу», школу № 4 и другие социально-значимые объекты, денежных средств оплатить задолженность перед ответчиком не имеется.
Представители ответчика Беляев А.В. и Иванов В.В., действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении иска отказать. Суду пояснили, что между ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Хакасэнерго» заключен договор энергоснабжения № М49337 от 13.04.2018, а ранее также был заключен договор на услугу по передаче электрической энергии (мощности) № 18.1900.3107.16 от 19.09.2016. Задолженность по вышеуказанным договорам в настоящий момент составляет более 9 млн. руб. В целях повышения платежной дисциплины потребителей электрической энергии, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 04.05.2012 № 442 утвердило Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила ограничения), в которых подробно урегулирована процедура введения ограничения потребителей за нарушение обязательств по оплате за потребленную электроэнергию. Ограничение режима потребления электроэнергии потребителя, как частичное, так и полное, прямо предусмотрено Правилами ограничения. ПАО «МРСК Сибири» руководствуясь вышеизложенными прямыми нормами права, направило в адрес ООО «ТеплоЭнергоРесурс» уведомления № 1.7/75.1.1.2/1738-исх от 29.05.2018 и № 1.7/75.1.1.2/4025-исх от 25.07.2018 о введении частичного ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической и аварийной брони в случае непогашения задолженности. Задолженность ООО «ТеплоЭнергоРесурс» не оплачена. Во исполнение законных требований ПАО «МРСК Сибири» ООО «ТеплоЭнергоРесурс» было осуществлено ограничение, что подтверждается актом о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 14.06.2018. ООО «ТеплоЭнергоРесурс», хоть и является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению и ГВС в г. Черногорске, однако ответственность перед своими потребителями за нарушение своих обязательств не несет, в то время как ПАО «МРСК Сибири», являясь поставщиком товара (электроэнергии), необходимого для производства тепловой энергии (пара, ГВС), наряду с другими поставщиками (уголь, ГСМ), несет ответственность перед потребителями ООО «ТеплоЭнергоРесурс», что грубо нарушает права и законные интересы последних. Считают данный вывод Прокурора несостоятельным и противоречащим действующему законодательству РФ, поскольку ответственность ООО «ТеплоЭнергоРесурс» - как исполнителя коммунальных услуг и поставщика тепловой энергии в г. Черногорске предусмотрена прямыми нормами действующего законодательства в сфере электроэнергетики. Законодателем в специальных нормах права установлена ответственность таких организаций, как ООО «ТеплоЭнергоРесурс» - поставщиков коммунальных ресурсов и услуг населению и организациям, при введении ограничения режима потребления в отношении последних ( пункт 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Ответственность за последствия при введении ограничения, в том числе в случае нарушения прав потребителей законодатель также установил в абзаце 4 пункта 3 Правил ограничения, согласно которому в случае, если в результате введения в соответствии с разделом II Правил ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, используемых для производства и (или) поставки товаров (работ, услуг), прекращается производство и (или) поставка таких товаров (работ, услуг), ответственность перед потребителями этих товаров (работ, услуг) несет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, собственник или иной законный владелец указанных устройств и (или) объектов. Технологическая цепочка, о которой говорится в иске Прокурора, в каких-либо нормативно-правовых актах законодателем не упоминается. В статье 401 Гражданского кодекса РФ законодатель устанавливает ответственность за нарушение обязательств и в части 3 указанной статьи прямо указывает на обстоятельства, которые не являются оправдывающими для должника: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Пункт 85 Правил № 307 предусматривал запрет неограниченному кругу лиц допускать ограничение и приостановление коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, добросовестно выполняющим обязательства по оплате. В настоящее время пункт 121 Правил № 354 также указывает на недопустимость ограничения и приостановления только коммунальных услуг (коммунальных ресурсов среди них нет) потребителям, добросовестно выполняющим обязательства по оплате, при этом законодатель указал, кому установлен данный запрет - «исполнителю», при этом в соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил № 354 «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В рассматриваемом споре, именно ООО «ТеплоЭнергоРесурс» предоставляет населению г. Черногорска коммунальные услуги и является исполнителем в контексте Правил № 354. ПАО «МРСК Сибири» является ресурсоснабжающей организацией и в силу абзаца 17 пункта 2 Правил № 354 осуществляет лишь поставку ООО «ТеплоЭнергоРесурс» коммунального ресурса - электроэнергии, которая используется ООО «ТеплоЭнергоРесурс» для предоставления коммунальных услуг населению г. Черногорска, наряду с другими поставщиками ресурсов, используемых для производства пара и горячей воды, (уголь, ГСМ, холодная вода и др.) В. Правилах № 354 отсутствуют нормы, устанавливающие для ресурсоснабжающей организации, запрет на ограничение или и приостановление подачи коммунальных ресурсов. ПАО «МРСК Сибири» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Требования Прокурора являются неправомерными и не подлежащими удовлетворению, поскольку данная обязанность для ПАО «МРСК Сибири» закреплена в договоре энергоснабжении. Считают, что ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в силу своей уставной деятельности и взятых на себя обязательств по предоставлению коммунальных услуг по ГВС и теплоснабжению, обязано соблюдать нормы законодательства, обязывающие предпринимать действия по поддержанию бесперебойной работы котельных путем внедрения резервных источников питания, а в случае нарушения требований этих норм нести предусмотренную законом ответственность.
Третье лицо на стороне ответчика представитель Администрации города Черногорска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежащим образом был извещен. В силу ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Между ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Хакасэнерго» заключен договор энергоснабжения № М49337 от 13.04.2018,ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» направило ООО «ТеплоЭнергоРесурс» 29.05.2018 уведомлением о наличии задолженности по оплате по состоянию на 12.04.2018 в сумме 1576059,91 руб. за поставленную электроэнергию, в том числе просроченной - 927093,72 руб., с требованием оплатить задолженность до 14.06.2018, в случае неоплаты - о введении частичного ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони в котельную 31, до уровня аварийной брони в соответствии с актом согласования технологической и (или) аварийной брони от 01.02.2017 путем сокращения объемов подачи электроэнергии (мощности) по точкам поставки до уровня 5,2 Квт - в котельную № 7, в котельную ГПТУ и насосную ВГСЧ. В срок до 14.06.2018 самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня аварийной брони. Согласно акту от 14.06.2018 о введении ограничения режима потребления электроэнергии произведено ограничение потребления электроэнергии до уровня технологической или аварийной брони котельной № 31, котельной № 7, котельной ГПТУ и насосной ВГСЧ.
ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» направило ООО «ТеплоЭнергоРесурс» 25.07.2018 уведомлением о наличии задолженности по оплате по состоянию на 23.07.2018 - 1615105,38 руб. за поставленную электроэнергию, в том числе просроченная - 1578362,60 руб., с требованием оплатить задолженность до 17.08.2018, в случае неоплаты - о введении частичного ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони в соответствии с актом согласования технологической и (или) аварийной брони от 01.02.2017, путем сокращения объемов подачи электроэнергии (мощности) по точкам поставки до уровня 18,2 Квт. В срок до 23.08.2018 самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня аварийной брони. Предлагалось в срок до 27.08.2018 представить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Из объяснений сторон следует, что в связи с введением ограничения потребления электроэнергии до уровня технологической и аварийной брони, котельные ООО «ТеплоЭнергоРесурс» № 31, № 7, котельная ГПТУ не работали, не поставляли жителям 9 поселка г. Черногорска и в социально значимые учреждения отопление и горячую воду, несмотря на установление Постановлением Администрации г. Черногорска от 21.09.2018 отопительного сезона.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пункт 2 Основных положений устанавливает, что "субъекты розничных рынков" - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Пункт 16 Правил предусматривает, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, вводится полное ограничение режима потребления.
Для потребителей, указанных в пунктах 17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств, вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в пункте 17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.
Согласно п. 18 Правил, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Приложение к настоящим Правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям. Согласно пунктам 1, 5 данного Приложения не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении медицинских учреждений, организации связи - в отношении объектов сетей связи, образовательных организаций.
Согласно ст. 3 п. 4 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 121 ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ. Утвержденных Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 мая 2011 г. N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Действия ответчика как энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организации - потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.
Анализ приведенных выше нормативно-правовых актов в их системном толковании свидетельствует о том, что в отношении граждан потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных услуг наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.
Доводы представителей ответчика об отсутствии со стороны ООО «МРСК Сибири»- «Хакасэнерго»нарушений прав граждан на теплоснабжение отклоняются судом так как электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления и горячего водоснабжения в дома граждан, горячей воды в учреждения здравоохранения и образования и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, отключение от электроснабжения котельных, подающих тепло и горячее водоснабжение гражданам и в социально значимые объекты должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживание граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.
Суд не может согласиться с доводом представителей ответчика о том, что вводя ограничения режима электропотребления ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» использовало законный способ защиты нарушенного права, поскольку использование гражданских прав, в том числе права на защиту, в силу ст. ст. 10, 14 ГК РФ должно исключать заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Этим критериям действия ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» не отвечают, поскольку повлекут нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе граждан.
На основании изложенного суд считает, что требования Прокурора города Черногорска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках мощностей, технологически необходимых для подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения населению и организациям города Черногорска.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: мотивированное решение составлено 10.10.2018