Дело № 12-916/2014 28.10.2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И.
при секретаре Мингараевой Ю.Ю.
с участием представителя юридического лица Симонова Ю.А. (по доверенности)
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Г. Хасана д 6 административное дело по жалобе ООО «Управляющая компания «Жилсервис» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором Пермского края по охране природы государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Худяковой Н.О. о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л а:
Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Жилсервис» было признано виновным в том, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в период проведения проверки Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, выявлено, что при организации мест накопления и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и передаче их в специализированные предприятия, общество не разработало и не утвердило инструкцию по организации сбора, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначило ответственных лиц за обращением с указанными отходами, не определило путем издания организационно - распорядительных документов место первичного сбора и размещения, отработанных рутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, не информировало население о месте сбора ламп, в нарушение требований закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «От отходах производства и потребления», ст. 10 ч. 9 закона РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «О энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», п.3, 8(1), 8(2) правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 3.09.2010г., п.11(1) правил содержания имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, т. е. совершило правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 руб.
В жалобе общество просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, указав, что все документы и мероприятия, указанные в постановлении, обществом было выполнены в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до проверки, поэтому не было оснований для привлечения общества к ответственности.
В суд прокурор не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП Российской Федерации, ходатайство о невозможности рассмотрения дела в его отсутствие не направил, представлено возражение по доводам жалобы, в которых прокурор просит отказать обществу в удовлетворении жалобы в связи с её необоснованностью.
В суде представитель юридического лица на доводах жалобы настаивает полностью, пояснил, что извещение о проверке поступило накануне проверки в пятницу. В понедельник утром уже пришли с проверкой, поэтому общество просто не успело представить проверяющим все документы и доказательства выполнения требований законодательства в части работы с отходами 1 класса опасности. Извещение о месте и времени рассмотрения дела было получено обществом, но юрист не смог явиться к должностному лицу, поскольку был в суде, представляя интересы общества, поэтому не представил доказательства отсутствия вины общества в нарушении требований законодательства. Договор на сбор и передачу отходов специализированной организации у общества имелся, исполнитель имеет лицензию на сбор и транспортирование отходов 1 класса опасности, эти документы были представлены при проверке. У их исполнителя есть договор с организацией, которая имеет право на сбор, транспортирование, обеззараживание отходов 1 класса опасности. Выбрана организация, вне пределов Пермского края, потому что для общества их услуги оказались дешевле, чем у местных организаций.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, а также материалы к постановлению №, представленные государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, судья приходит к следующему:
Согласно ст.8.2 КоАП Российской Федерации, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствие с требованиями ст. 4.1. федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Исходя из требований ст. 11 закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 10 ч.9 федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года.
П.3. Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации « 681 от 3.09.2010г. (ред. от 1.10.2013г.) предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
П.8(1) Правил - У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
П.8(2) Правил - Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Из федерального классификационного каталога, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 следует, что лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к отходам 1 класса опасности.
П. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3.04.2013г., указывает, что к работам по обеспечению вывоза бытовых отходов, относится и организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Исследованными доказательствами установлено, что в связи с планом работы Пермского межрайонного природоохранного прокурора, была проведена проверка соблюдения требований нормативных актов, регламентирующих работу с отходами производства и потребления управляющими компаниями, которые обслуживают многоквартирные жилые дома на территории г. Перми, в.т. и в части сбора, накопления, передачи специализированным организациям осветительных приборов и ламп, содержащих ртуть, которые отнесены к наиболее опасным отходам, от собственников, нанимателей и пользователей жилыми помещениями. В период проверки с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., выяснилось, что в ООО «Управляющая компания «Жилсервис» отсутствуют инструкция по организации сбора, накопления, использования, обеззараживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены ответственные лица за обращением с указанными отходами, не определено путем издания организационно- распорядительного документа место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, не информировано население обслуживаемых домов о месте сбора ламп, что подтверждается справкой по результатам проверки.
Исходя из копий - уведомления (л.д. 12 в деле), приказов № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13), 16 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14), инструкции (л.д. 15-19), фотографии места сбора отходов (л.д. 20), выявленные нарушения требований нормативных актов, которые регулируют работы с отходами 1 класса опасности, ООО «УК «Жиолсервис» устранило допущенные нарушения, выявленные при проверке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Поэтому не влекут отмену доводы жалобы и пояснения представителя юридического лица о том, что на день вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности, в обществе были все документы, подтверждающие отсутствие нарушений требований закона на день проверки, поскольку из материалов административного дела следует, что на момент проверки прокурором общества, и на день рассмотрения дела должностным лицом, в обществе отсутствовали: инструкция по организации сбора, накоплению, и обезвреживанию опасных отходов, приказы о назначении ответственных лиц, не было определено конкретное место для сбора, накопления и хранения до передачи специализированной организации ртутьсодержащих ламп, их отходов, как от деятельности самого общества, так и собственников, нанимателей, пользователей жилых помещений в обслуживаемых домах, путем издания приказа либо иного документа о месте сбора, население домов не было информировано о месте сбора ртутьсодержащих ламп. Фактически все документы были представлены только с жалобой общества на вынесенное постановление, что подтверждает лишь факт о принятии мер к устранению установленных нарушений требований нормативных актов, что является смягчающим ответственность обстоятельством, и было учтено должностным лицом при назначении наказания обществу.
Доводы представителя юридического лица о том, что у общества не хватило времени для представления всех доказательств лицу, проводившему проверку, а также лицу, рассматривавшему дело в отношении общества, не влекут отмену постановления, поскольку данный довод не влияет на законность и обоснованность постановления. Нормами кодекса Российской Федерацией об административных правонарушениях юридическому лицу представлено право заявлять ходатайства и представлять доказательства не только в момент вынесения документа о возбуждении дела об административном правонарушении, но и на стадии подготовки дела к рассмотрению по существу, и в день рассмотрения дела, но общество своим правом не воспользовалось.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что жалоба общества удовлетворению не подлежит, постановление должностным лицом от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно, обоснованно, с соблюдением требований норм КоАП Российской Федерации и оснований для его отмены и изменения по доводам жалобы не имеется.
Постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10, 26.1 КоАП Российской Федерации, является законным, обоснованным, с указанием мотивов принятого решения. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана в соответствии с требованием ст. 26.11 КоАП Российской Федерации. Действия общества были правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП Российской Федерации. Наказание обществу назначено в соответствии с требованием ст. 4.1 ч. 1 и ч. 2 КоАП Российской Федерации и в минимальном размере санкции ст. 8.2 КоАП Российской Федерации.
Других оснований для отмены и изменения постановления не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное государственным инспектором Пермского края по охране природы государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Худяковой Н.О оставить без изменения, жалобу ООО «Управляющая компания «Жилсервис» – без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Л.И. Роготнева.