Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 18 октября 2013 года
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Потылицына А.В.,
при секретаре Лепешонок А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клепачевой ФИО11 о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Клепачева М.В. обратилась в суд с заявлением и просит признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 5 апреля 2013 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты>. и обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить в собственность за плату земельный участок на котором располагается принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты>.
В обоснование заявления указано на то, что Клепачева М.В. является собственником нежилого здания, расположенного по <адрес> общей площадью <данные изъяты>. В марте 2013 года заявитель обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность за плату, земельного участка под указанным зданием. Однако в апреле 2013 года, письмом руководителя департамента в предоставлении земельного участка было отказано, по причине того, что нежилое здание, расположенное по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. является самовольной постройкой, так как ранее земельный участок по данному адресу был отведен для размещения временного торгового павильона.
В дальнейшем представитель заявителя Клепачевой М.В. Селиванов С.В. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 5 апреля 2013 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты>., обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором располагается, принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости по <адрес>
Заявитель Клепачева М.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена своевременно и надлежаще, о причине неявки суду не сообщила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием своего представителя Селиванова С.В., действующего на основании доверенности.
Представитель заявителя Селиванов С.В. (полномочия подтверждены) в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, суду показал, что в ноябре 2012 года по заявлению Клепачевой М.В. с целью оформления в собственность земельного участка под принадлежащим ей на праве собственности зданием по <адрес>, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдано техническое организации <данные изъяты> задание на выполнение землеустроительных работ с оформлением документации необходимой для осуществления государственного кадастрового учета данного земельного участка. После выполнения необходимых работ в марте 2013 года подрядная организация <данные изъяты> совместно с заявителем обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Однако письмом Департамента от 5 апреля 2013 г., адресованным <данные изъяты>», в утверждении данной схемы было отказано в связи с тем, объект недвижимости, зарегистрированный за заявителем на праве собственности согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним является самовольной постройкой. Просил заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО12 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявления отказать, суду пояснила, что в марте 2013 года с целью оформления в собственность земельного участка под нежилым зданием по адресу<адрес> заявитель совместно с подрядной организацией <данные изъяты> обратился в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представив необходимые документы, в том числе договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права собственности, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости - нежилое здание площадью <данные изъяты> принадлежащее Клепачевой М.В. Вместе с тем, при проведении проверки было установлено, что по данным департамента ранее земельный участок по данному адресу был отведен для размещения временного торгового павильона и для строительства нежилого здания не предоставлялся, что свидетельствует о том, что здание по указанному адресу в силу ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, на которую заявитель не приобретает права собственности. В связи с чем в соответствии с абзацем 10 п.16 административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденным распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1311-ж, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО13 (полномочия подтверждены) в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании пояснила, что первоначально право собственности на нежилое здание по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., было зарегистрировано 23 мая 2012 года за ФИО14 на основании договора инвестирования в строительстве нежилого здания от 29 мая 2008 года, заключенного между застройщиком <данные изъяты> и инвестором ФИО15, распоряжения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, согласно которому <данные изъяты>» предоставлен в аренду сроком на два года земельный участок из земель поселений площадью <данные изъяты>., расположенный по <адрес> для строительства нежилого здания; разрешения на строительство № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> на строительство объекта - нежилое здание, расположенное по <адрес>, срок действия которого установлен до 31 марта 2009 года; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> в отношении - нежилого здания, расположенного по <адрес> общей площадью <данные изъяты>. 13 июня 2012 года на основании договора купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа от 31 мая 2012 года, заключенного между ФИО16 и Клепачевой М.В., право собственности на указанное здание зарегистрировано за Клепачевой М.В.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей заявителя и явившегося заинтересованного лица, исследовав представленные материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
В силу п. 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом установлено, что Клепачева М.В. на основании договора купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с ФИО17 приобрела в собственность нежилое 1-этажное здание (лит.Б) общей площадью №., расположенное в <адрес> Право собственности Клепачевой М.В. на указанное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Росреестра по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ /Л.д.27/, справкой Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> /Л.д.47/.
06.11.2012 г. на основании заявления представителя Клепачевой М.В. ФИО18 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдал <данные изъяты> техническое задание на выполнение землеустроительных работ с оформлением документации, необходимой для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по <адрес> занимаемого нежилым зданием /Л.д. 110/.
11.03.2013 г. <данные изъяты> и заявителем Клепачевой М.В. в Департамент представлены для утверждения схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложением необходимых документов, в том числе: договора купли-продажи нежилого здания по <адрес> с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ г., свидетельства о государственной регистрации права собственности Клепачевой М.В. на указанное здание, кадастрового паспорта указанного здание от ДД.ММ.ГГГГ г., заключения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возможности формирования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г /Л.д. 114 -117,119, 123/.
Письмом заместителя руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ № № направленным в адрес <данные изъяты>», в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> отказано, в связи с тем, что нежилое здание площадью <данные изъяты>., принадлежащее Клепачевой М.В., является самовольной постройкой, так как земельный участок по данному адресу был ранее отведен для размещения торгового павильона /Л.д. 53/.
Согласно пункту 2 статьи 8 ГК РФ права на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей впорядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренныхпунктом 3настоящей статьи.
По смыслу статьи 222 ГК РФ собственник земельного участка, иное лицо права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд о сносе самовольной постройки, а наличие регистрации прав на недвижимое имущество, имеющего признаки самовольной постройки, не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Клепачева М.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого здания, расположенного по <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что зарегистрированное право собственности Клепачевой М.В. на здание оспорено в судебном порядке, в том числе о том, что оно признавалось в судебном порядке самовольной постройкой и судом принималось решение о его сносе не имеется, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска суду не представлено. Утверждение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о том, что у Клепачевой М.В. отсутствует право собственности на указанное нежилое здание, ничем не подтверждено, это утверждение опровергается самим фактом государственной регистрации такого права.
Более того, из представленных в материалы дела Управлением Росреестра по Красноярскому краю распоряжения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении <данные изъяты> земельного участка», разрешения Департамента градостроительства администрации города Красноярска на ввод объекта в эксплуатацию № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных <данные изъяты> следует, что нежилое здание по <адрес> создано на отведанном для целей строительства этого здания земельном участке и введено в эксплуатацию, что исключает признание его самовольной постройкой/Л.д.78-79, 88-89/.
При таком положении, суд приходит к выводу, что решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу<адрес> по изложенным в нем основаниям, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Клепачевой ФИО20 удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, на кадастровом плане территории.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, на котором находится нежилое здание по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потылицын