Р Е Ш Е Н И Е
03 ноября 2017 года судья Озерского городского суда <адрес> ФИО3, рассмотрев жалобу ООО «Исток» на постановление должностного лица Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 12.04.2017г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением должностного лица Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 12.04.2017г. юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Исток» (ООО «Исток»), юридический адрес: <адрес>, городской округ Озерский <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Законный представитель юридического лица, генеральный директор ООО «Исток» ФИО1, обжалует постановление, ссылаясь на допущенные нарушения при составлении протокола, отсутствие вины в правонарушении, так как ООО «Исток» предпринимал необходимые меры к оформлению лицензии, просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, надлежаще уведомлен, в связи с чем жалоба рассмотрена на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ в отсутствие юридического лица.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, полагаю, что постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Исток» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, а именно в том, что в ходе рассмотрения обращения Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> по факту безлицензионного пользования недрами ООО «Исток» расположенного в <адрес>, в 12 час. 00 минут по адресу: <адрес> МО, <адрес>, было установлено, что ООО «Исток» осуществляет самовольное пользование недрами - эксплуатирует скважину на территории <адрес> МТОР городского округа <адрес> без специального государственного разрешения – лицензии на право пользования недрами.
В соответствии с требованиями ст.30.6, 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; характер и размер ущерба, причиненного
административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из названных положений ст. 26.1 КоАП РФ, для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, который включает в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Состав правонарушения, в том числе его событие, устанавливается на основании доказательств, полученных в соответствие с требованиями КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:… 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются … место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 28.2 КоАП РФ).
Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и формулируется вменяемое ему обвинение.
Согласно положений ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: …имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу…
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в числе прочего, … обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу…
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств… п. 6 – истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила поступившая из МИФНС России № по <адрес> в ЦФО информация о выявленных в ходе контрольных мероприятий организациях, которые в 2016 году осуществляли пользование водными объектами (скважинами) при отсутствие разрешительной документации (лицензий и т.п.), в приложении к информации указано ООО «Исток». Данная информация поступила в ЦФО ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует регистрационный штамп. Сведений о том, что контролирующим органом проводилась какая-либо проверка по данному информационному сообщению, в деле нет, ДД.ММ.ГГГГ в адрес юридического лица направлено извещение о вызове на ДД.ММ.ГГГГ для составления протоколов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (сведений о его отправке или вручении в деле нет), имеется в деле повторное уведомление о вызове на ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день составлен протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дела назначено на ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующее определение от ДД.ММ.ГГГГ, полученное юридическим лицом. ДД.ММ.ГГГГ дело рассмотрено в отсутствии юридического лица, в постановлении в качестве доказательства правонарушения назван один протокол об административном правонарушении, копия постановления юридическим лицом получена ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из материалов дела следует, что правонарушение длящееся, оно было обнаружено ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации поступления соответствующей информации из налогового органа в ЦФО), соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому постановление должностного лица ДД.ММ.ГГГГ вынесено по истечении срока давности и является незаконным.
Кроме того, имеются неустранимые существенные процессуальные нарушения при производстве по делу: в протоколе в нарушение требований ст. 28.1 КоАП РФ место и время правонарушения не указаны, в тексте имеются противоречия в указании адресов, кроме того, в отношении одного и того же юридического лица по факту безлицензионного пользования недрами (эксплуатации скважин) на территории одного административного округа вместо одного протокола составлено несколько (постановлений тоже несколько), в протоколе объяснение юридического лица отсутствует (имеется ссылка, что оно прилагается, но в деле объяснения тоже нет, в остальных делах объяснение также отсутствует), протокол составлен в присутствии законного представителя юридического лица (генерального директора Андриевского) и защитника Соцковой, о чем прямо указано в самом протоколе, однако, подписи законного представителя в нем отсутствуют, права законному представителю, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, не разъяснялись (подпись отсутствует), чем нарушено и право на защиту. Перечисленные нарушения протокола при рассмотрении дела были оставлены должностным лицом без внимания, требования ст. 29.1 и 29.10 КоАП РФ также не соблюдены, при решении вопроса о наличии состава правонарушения должностным лицом вообще не выяснялось, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения соответствующих норм и что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (хотя в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ответственность юридических лиц наступает только в этом случае).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7, 24.5 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО ФИО2 № от 12.04.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Исток» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, удовлетворив жалобу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд в 10 дней со дня получения.
Судья ФИО3