Дело № 2-1201/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2014 года р.п. Зубова Поляна
Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Заренковой Н.Е.,
при секретаре Медведевой Н.Ф.,
с участием помощника прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Суляева Д.А.,
представителя ответчика - администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Данакиной М.А., действующей на основании доверенности,
третьего лица Сазанова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия в интересах Сазанова А.Н. к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия обратился в интересах Сазанова А.Н. в суд с иском к администрации Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование своего требования указывает, что прокуратурой Зубово-Полянского района Республики Мордовия проведена проверка по обращению Сазанова А.Н. о защите нарушенных жилищных прав. В ходе проверки, проведенной по данному обращению, установлено, что заявитель относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители: отец Сазанов Н.В. и мать Сазанова Е.В. лишены родительских прав, что подтверждается решением суда.
Установлено, что Сазанов А.Н. постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района № 606 А от 26 мая 2011 года поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Установлено, что Сазанов А.Н. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Сазанов А.Н. достиг возраста совершеннолетия 09 декабря 2013 года.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Закона).
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее по тексту Закон РМ №24-З).
Пунктом 1 статьи 2 Закона РМ №24-З исполнение государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования. Норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.
Законом Республики Мордовия №32-З от 23.04.2013 «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон РМ №32-З) государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, лицам из их числа на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов республики и городского округа Саранск (пункт 3 статьи 2 Закона РМ №32-З).
Пунктом 1 статьи 6 Закона РМ №32-З предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Отсюда следует, что обеспечение Сазанова А.Н. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией Зубово-Полянского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Зубово-Полянского муниципального района предоставить Сазанову А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия Суляев Д.А. и третье лицо Сазанов А.Н. поддержали исковое требование в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Данакина М.А., действующая на основании доверенности, заявленное исковое требование признала и суду пояснила, что в администрации района отсутствует жилищный фонд, из которого можно было бы предоставить по договору социального найма Сазанову А.Н. жилое помещение. По мере поступления денежных средств из Республиканского бюджета ему будет предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требование прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия в интересах Сазанова А.Н. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о рождении серии I-ЖК №, выданного Морд-Полянским сельским Советом Зубово-Полянского ЗАГСа 26 января 1996 года, Сазанов А.Н. родился __.__.____. Его родителями, согласно указанного свидетельства, являются Сазанов Н.В. и Сазанова Е.В..
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2006 года Сазанов Н.В. и Сазанова Е.В. лишены родительских прав в отношении детей - Сазанова Н.Н., Сазанова А.Н., Сазанова В.Н., Сазанова С.Н., Сазановой Надежды Николаевны.
Из справки первого заместителя Главы администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия №358 от 06 февраля 2014 года усматривается, что Сазанов А.Н. имеет статус лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на 24.01.2014 года, Сазанов А.Н. значится по списку за №, зарегистрирован 26.05.2011 года №.
Сазанов А.Н. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, что подтверждается информацией представленной Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии и Зубово-Полянским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республики Мордовия.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Установлено, что Сазанов А.Н. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Сазанов А.Н. достиг возраста совершеннолетия 09 декабря 2013 года.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Закона).
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона, исполнение государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере образования. Норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.
Согласно закону Республики Мордовия №32-З от 23.04.2013 «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, лицам из их числа на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов республики и городского округа Саранск (пункт 3 статьи 2 Закона РМ №32-З).
Пунктом 1 статьи 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Отсюда следует, что обеспечение Сазанова А.Н. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией Зубово-Полянского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Сазанов А.Н. имеет право на получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Зубово -Полянского муниципального района Республики Мордовия в интересах Сазанова А.Н., удовлетворить.
Обязать администрацию Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия предоставить Сазанову А.Н. __.__.____ года рождения, зарегистрированному по адресу: <Адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м. на одиноко проживающего человека.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовияв течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы, через Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий судья подпись Н.Е. Заренкова