РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2018 года рп.Арсеньево Тульская область
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Матвеевой Н.Н.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
с участием
помощника прокурора Арсеньевского района Тульской области Авдеевой Е.А.,
истца Трофимовой С.А.,
представителя ответчика Керпик Н.Г. адвоката Горбылевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-700/2018 по исковому заявлению Трофимовой Светланы Афанасьевны к Керпик Николаю Григорьевичу, Миграционному пункту отделения по вопросам миграции МОМВД России «Белевский» (дислокация рп.Арсеньево) о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Трофимова С.А. обратилась в суд с иском к Керпик Н.Г. о признании прекратившим права пользования жилым помещением и о снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с ней с 6 августа 2010 года зарегистрирован ее внук Керпик Н.Г. Данную однокомнатную квартиру она приобрела 31 мая 2010 года на основании договора купли-продажи.
Керпик Н.Г. длительное время с ней не проживает, выехал с места проживания в <адрес> и его адрес ей не известен. К ней он приезжает редко, но если приезжает, то устраивает дебоши, не принимает участие в расходах по оплате коммунальных услуг, общее хозяйство с ней не ведет. Обращает внимание на то, что она является пенсионеркой и не может оплачивать коммунальные расходы за своего внука. Указывает на то, что когда приезжает ее внук, то она его боится.
Утверждает, что в д<адрес> у него проживает мать и у нее имеется квартира в <адрес>, где ее внук может зарегистрироваться.
Просит признать Керпик Н.Г. прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязать Управление Федеральной миграционной службы по Тульской области территориальный пункт в Арсеньевском районе снять его с регистрационного учета.
В судебном заседании истец Трофимова С.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчик Керпик Н.Г. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела по адресу, указанному в материалах дела, однако по вызовам в суд он не явился, сведений о его надлежащем извещении в суд не поступало. Согласно сведениям из адресного бюро УВМ УМВД России по Тульской области, полученным по запросу суда, Кеприк Н.Г. зарегистрирован по адресу указанному в деле, в связи с чем его место нахождение в настоящее время неизвестно.
Согласно ст.50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно.
Определением суда от 13 ноября 2018 года ответчику Керпику Н.Г. в качестве представителя назначен адвокат.
В судебном заседании представитель ответчика Керпик Н.Г. адвокат Горбылева Н.В., представившая удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, возражала против удовлетворения требований истца.
Представитель ответчика Миграционного пункта отделения по вопросам миграции МОМВД России «Белевский» (дислокация рп.Арсеньево) по доверенности Насонова Е.Н., привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 23 ноября 2018 года, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом, в представленном суду письме просила рассмотреть дело в ее отсутствие и принять законное и обоснование решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО «Жилищно-коммунальное обслуживание» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался по адресу указанному в деле, причину неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства ответчика Керпик Н.Г., представителя ответчика Миграционного пункта отделения по вопросам миграции МОМВД России «Белевский» (дислокация рп.Арсеньево) по доверенности Насоновой Е.Н. а также представителя третьего лица ООО «Жилищно-коммунальное обслуживание».
Выслушав объяснения истца Трофимовой С.А., представителя ответчика Керпик Н.Г. по ордеру адвоката Горбылеву Н.В., исследовав письменные материалы гражданского дела, заслушав свидетелей Свидетель 2 и Свидетель №1, выслушав позицию помощника прокурора Арсеньевского района Тульской области Авдеевой Е.А., полагавшую исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции РФ закрепляет основные принципы осуществления прав и свобод человека и гражданина, в частности, право каждого на жилище, недопустимость произвольного лишения жилища и другие.
Реализация права на жилище неразрывно связана с другим конституционным правом – правом свободно передвигаться и выбирать место жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ).
При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
К числу условий, при которых возможно ограничение права, может быть отнесено условие недопустимости нарушения прав других лиц.
Статья 35 Конституции РФ провозглашает, что право частной собственности охраняется законом.
В соответствии с требованиями ст.288 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. При этом гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ч.2 ст.209 ГК РФ).
Исходя из содержания ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В ст.4 ЖК РФ указано, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями.
Действия, связанные с регистрацией гражданина по месту жительства и вселением в жилое помещение, могут выступать одной из причин возникновения таких правоотношений.
Согласно ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения, а также другими способами, предусмотренными законом. Жилищные правоотношения могут быть прекращены путем выселения гражданина из спорного жилого помещения, либо признания его утратившим, либо не приобретшим право пользования жилым помещением.
Как следует из ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной или иной поддержки; членами семьи могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения а качестве членов своей семьи. Для признании перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например: в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст.55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь ввиду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений ч.1 ст.31 ЖК РФ и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Однако по настоящему делу сведений о совместном проживании сторон материалы дела не содержат.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является Трофимова С.А., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному свидетельству собственником данного жилого помещения Трофимова С.А. является на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого также имеется в материалах дела.
Из представленной суду выписке из домовой книги и справки о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на регистрационном учете в спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, состоит, помимо собственника Трофимовой С.А., с 6 августа 2010 года внук Керпик Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из представленных суду вышеуказанных справки о составе семьи и копии свидетельства о государственной регистрации права, а также копии поквартирной карточки и копии справки-паспорта на квартиру для приватизации от 15 мая 2007 года, площадь спорной однокомнатной квартиры составляет 30,8 кв.м.
Трофимова С.А. совместно с внуком Керпиком Н.Г. не проживает, общего хозяйства с ним не ведет, какой-либо помощи и поддержки он ей не оказывал и не оказывает, что подтверждается как показаниями истца, так и показаниями свидетелей Свидетель 2 и Свидетель №1
По смыслу чч.1,4 ст.31 ЖК РФ, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Таким образом, наличие родственных отношений между Керпиком Н.Г. (внуком) и собственником квартиры Трофимовой С.А. само по себе не может служить основанием возникновения у ответчика права пользовании жилым помещением.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами, а состояние родства в силу приведенных выше норм не может служить достаточным основанием для вывода о том, что ответчик является членом семьи собственника спорной квартиры, и имеет право пользования жилым помещением, принадлежащим Трофимовой С.А.
Из пояснений истца в судебном заседании, а также письменных доказательств по делу, следует, что после регистрации ответчика Керпика Н.Г. в данной квартире он никогда не проживал и принадлежащего ему имущества в ней не имеется. В ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в армии в <адрес>, где и остался, а в 2011 году был осужден за совершение преступления к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, а после освобождения вернулся домой, но с ней не проживал, поскольку проживал со своей матерью, а затем уехал в <адрес>, где фактически и проживает. Ранее к ней он приходил в гости 3-4 раза в год или звонил, когда нужны были деньги. С 7 сентября 2018 года, после устроенного им скандала, он у нее не появляется и о его месте нахождения ей ничего не известно.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с объяснениями истца и свидетелей, указывают на то, что Трофимова С.А. и ответчик - ее внук Керпик Н.Г., членами одной семьи не являются, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме и признать ответчика утратившим право пользования жилым помещение, оснований для сохранения за ним такого права суд не усматривает.
В соответствии со ст.35 ЖК РФ, п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Керпик Н.Г., в связи с прекращением права пользования жилым помещением, подлежит снятию с регистрационного учета по месту жительства уполномоченным на то органом.
Сохранение за ответчиком регистрации в жилом помещении, право пользование которым им утрачено, является препятствием к осуществлению собственником прав владения, пользования и распоряжения принадлежащим на праве собственности жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Трофимовой Светланы Афанасьевны к Керпик Николаю Григорьевичу, Миграционному пункту отделения по вопросам миграции МО МВД России «Белевский» (дислокация рп.Арсеньево) о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать Керпик Николая Григорьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Обязать Миграционный пункт отделения по вопросам миграции МО МВД России «Белевский» (дислокация рп.Арсеньево) снять Керпик Николая Григорьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2018 года.
Председательствующий