Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2019 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,
при секретаре Медведевой О.Г.,
с участием представителей истца Бакулиной Т.С., Слепухиной Н.Л., представителя ответчика МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» Вазиной Г.В., представителя ответчика администрации <...> муниципального района Мешкуть М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в ... и ...х к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...», администрации <...> муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в ... и ...х обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе проведения проверки в МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, в связи с чем ответчик был привлечен к административной ответственности, ему выданы предписания об устранении нарушений законодательства, которые до настоящего времени не исполнены. В связи с изложенным истец просит признать противоправным бездействие МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» выполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечить наличие физкультурно-спортивной зоны, хозяйственной зоны, площадки для подвижных игр; обеспечить в санитарном узле для мальчиков оборудование кабинок с дверями без запоров; обеспечить проведение косметического ремонта с устранением трещин и дефектов стен в туалете для мальчиков, туалете для девочек, умывальной, в бойлерной, в кабинете 1А класса, в кабинете 5 класса, в кабинете 7 класса, на стенах лестничного пролета между 1 и 2 этажами, в прачечной, обеденном зале; обеспечить проведение косметического ремонта в коридоре 1 этажа в части восстановления лакокрасочного покрытия подоконников, а также стен вдоль плинтуса; обеспечить в прачечной раздельные входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья. В случае отсутствия у МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» денежных средств возложить субсидиарную ответственность за выполнение указанных выше требований на администрацию <...> муниципального района.
Впоследствии истец заявленные требования уточнил в части указания правильного наименования истца – МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» (далее – школа-интернат №..., учреждение), и требований к администрации <...> муниципального района, просил в случае недостаточности денежных средств у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» просил возложить субсидиарную ответственность в части выделения финансирования для требований санитарно-эпидемиологического законодательства, на администрацию <...> муниципального района.
В судебном заседании представитель истца Бакулина Т.С. отказалась от требований в части возложения на ответчика обязанности по подводке горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для мальчиков и девочек, в прачечной, в остальной части представители истца Бакулина Т.С. и Слепухина Н.Л. требования поддержали, дополнив, что по факту нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ учреждение привлекалось к административной ответственности, ему выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, которые по настоящее время не исполнены. Полагали, что ответчику необходимо предоставить срок для выполнения решения суда до ХХ.ХХ.ХХ..
Представитель МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» Вазина Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что пункт предписания о подводке горячей воды к умывальным раковинам в туалетах для мальчиков и девочек и в прачечной выполнен. Не возражала против прекращения производства по делу в этой части в связи с отказом истца от иска в части указанных требований. Также пояснила, что бездействия с ее стороны нет, она регулярно как директор школы обращается в администрацию <...> муниципального района за выделение финансирования на ремонт школы, однако финансирование не выделяется. Кроме того, полагала, что требования об организации физкультурно-спортивной зоны и площадки для подвижных игр выполнены, поскольку в школе имеется оборудованный спортивный зал, дети вывозятся в бассейн, на лыжах дети ходят на городскую трассу, подвижные игры проходят на хоккейной площадке. Просила учесть, что в школе учатся дети с особенностями физического развития, программы физических занятий для них разрабатываются с учетом данных особенностей. Эти программы исполняются в полной мере. Дополнила, что хозяйственной зоны не имеется, ковры выбиваются около здания школы в летний период, когда детей нет. Мусор вывозится на площадку близлежайшего дома по договоренности. Белье сушится в школе. Подъезд автотранспорта к школе имеется. Пояснила, что срок исполнения предписания еще не истек.
В судебном заседании представитель администрации <...> муниципального района Мешкуть М.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, считала их неконкретными, необоснованными, также полагала администрацию ненадлежащим ответчиком по делу.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБОУ ДО «Детская школа искусств пгт. ...». Своего представителя третье лицо в судебное заседание не направило, в письменном отзыве указало на то, что за школой искусств закреплен земельный участок для размещения и эксплуатации здания школы, площадью 1587 кв. м.
На основании определения суда производство по делу в части требований по возложению обязанности обеспечить в туалетах для мальчиков и девочек, прачечной подводки горячей воды к умывальным раковинам прекращено в связи с отказом истца от данных требований.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 28 Закона № 52-ФЗ установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» установлено, в том числе следующее:
П. 3.4 - На территории организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны, площадки для подвижных игр и отдыха.
П. 4.23 - Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров. Унитазы оборудуются сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья, допускающих обработку моющими и дезинфекционными средствами.
П. 4.28 - Стены, потолки помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, дефектов, деформаций, признаков поражений грибком, следов подтеков и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
Стены в помещениях с влажным режимом (душевых, ванных комнатах умывальных, санитарных узлах, постирочных, гладильных), кладовых для хранения чистого и грязного белья, помещениях пищеблока облицовываются глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту не менее 1,8 м.
Для отделки потолков используются водоотталкивающие (влагостойкие) краски.
Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека, допускающие уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
С учетом климатических условий во вновь строящихся зданиях полы в помещениях, расположенных на первом этаже, допускается предусматривать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом.
П. 11.7 - В прачечной помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «<...> муниципальный район», предметом деятельности которого является оказание услуг (выполнения работ), в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере образования (п.п. 1, 13 Устава). Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «<...> муниципальный район» (п. 5 Устава).
Из акта проверки №... от 02.05.2017, составленного должностным лицом истца в ходе плановой выездной проверки, следует, что Учреждение располагается в здании по адресу ..., в здании бывшей начальной школы МКОУ СОШ ..., Учреждению в оперативное управление и пользование переданы по указанному адресу нежилые помещения общей площадью 956,14 кв. м, расположенные на первом и втором этаже школы. Здание построено по типовому проекту в 1962 году, трехэтажное. Остальные площади здания занимает школа искусств .... Вокруг здания имеется озеленение, выполненное деревьями и кустарниками. Ограждения вокруг территории школы-интерната №... нет, территория вокруг школы не принадлежит данному учреждению.
В составе школы 5 учебных кабинетов, 3 мастерские, кабинет логопеда, спортивный зал, игровая, столовая.
В период с 04.04.2017 по 02.05.2017 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в отношении школа-интернат №... проводилась плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате чего постановлением начальника Территориального отдела по делу об административном правонарушении №... от 24.07.2017 Учреждение было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебной и иной издательской продукции, назначено наказание в виде штрафа.
02.05.2017 Учреждению выдано Предписание №... со сроком исполнения до 01.08.2018 с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В связи с истечением срока исполнения предписания в период с 06.08.2018 по 31.08.2018 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что предписание юридическим лицом выполнено не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования.
По результатам выявленных нарушений 24.08.2018 составлен протокол об административном правонарушении №... по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение мировому судье, 19.09.2018 в отношении учреждения вынесено постановление по делу №... о привлечении к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа.
16.08.2018 учреждению выдано новое предписание №...-П об устранении выявленных в ходе плановой проверки нарушений в срок до 01.08.2019: 1. Обеспечить наличие физкультурно-спортивной зоны, хозяйственной зоны, площадки для подвижных игр; 2. обеспечить в санитарном узле для мальчиков оборудование кабинок с дверями без запоров; 3. обеспечить проведение косметического ремонта с устранением трещин и дефектов стен в туалете для мальчиков, туалете для девочек, умывальной, в бойлерной, в кабинете 1А класса, в кабинете 5 класса, в кабинете 7 класса, на стенах лестничного пролета между 1 и 2 этажами, в прачечной, обеденном зале; 4. обеспечить проведение косметического ремонта в коридоре 1 этажа в части восстановления лакокрасочного покрытия подоконников, а также стен вдоль плинтуса; 5. Обеспечить в туалетах для мальчиков и девочек, прачечной подводки горячей воды к умывальным раковинам; 6. обеспечить в прачечной раздельные входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья; 7. Обеспечить на участках по порционированию готовых блюд установку и использование бактерицидной лампы; 8. Обеспечить проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий.
Ответчиком школа-интернат №... не оспаривалось, что требования предписания выполнены не в полном объеме, а именно, не выполнены пункты 1, 2, 3, 4, 6: не обеспечено наличие хозяйственной зоны, оборудование в санитарном узле для мальчиков кабинки с дверями без запоров, проведение косметического ремонта с устранением трещин и дефектов стен в туалете для мальчиков, туалете для девочек, умывальной, в бойлерной, в кабинете 1А класса, в кабинете 5 класса, в кабинете 7 класса, на стенах лестничного пролета между 1 и 2 этажами, в прачечной, обеденном зале; обеспечить проведение косметического ремонта в коридоре 1 этажа в части восстановления лакокрасочного покрытия подоконников, а также стен вдоль плинтуса; обеспечить в прачечной раздельные входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья.
В ходе проверки истцом было установлено, что сбор, вывоз и размещение отходов осуществляется ООО «<...> по договору от 16.01.2017, сбор отходов осуществляется в контейнеры жилого фонда. Имеется договор с ООО «<...> «<...>» от 27.03.2017 на транспортирование, использование, обезвреживание отходов 1-4 классов. Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика, отдельной хозяйственной зоны не имеется, выколачивание ковров организовано во дворе школы в летний период, белье сушится в одном из помещений. При этом представитель школы-интерната №... пояснила, что требование в части наличия физкультурно-спортивной зоны и площадки для подвижных игр выполнены. В доказательство представлен договор о взаимодействии от 24.01.2018 с администрацией <...> городского поселения, предметом которого является взаимовыгодная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей сторон в координации деятельности в области физической культуры, здорового образа жизни, поддержке воспитательного процесса, учреждению предоставлена площадка бывшего хоккейного корта около здания детско-юношеской спортивной школы в ..., с установленным на нем детским спортивно-игровым комплексом, для организации ежедневных прогулок. Также ответчиком даны пояснения, не опровергнутые истцом, о том, что уроки физической культуры проходят в спортивном зале школы-интерната, а также на лыжной трассе поселка, в 3 четверти дети посещают бассейн.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности по обеспечению наличия физкультурно-спортивной зоны и площадки для подвижных игр не имеется, поскольку данные требования ответчиком выполнены. При этом суд учитывает, что школу-интернат №... посещают дети с особенностями физического развития, программа физического воспитания в отношении них является специфической, разрабатывается индивидуально с учетом особенностей каждого ребенка, и, по утверждению директора школы-интерната №..., выполняется в полном объеме. Своего земельного участка для организации стадиона у Учреждения не имеется.
Также представителем Учреждения представлены доказательства неоднократных обращений для выделения финансирования на выполнение требований предписаний в администрацию <...> муниципального района.
Таким образом, бездействия со стороны ответчика не усматривается, поэтому в данной части в удовлетворении исковых требований суд также отказывает.
В части остальных требований суд полагает их обоснованными. Доказательств их выполнения учреждением не представлено.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (ст. 123.21 ГК РФ). Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ст. 123.22 ГК РФ).
Как следует из материалов дела учредителем и собственником имущества школа-интернат №... является муниципальное образование «<...> муниципальный район» (пункт 4 Устава). В соответствии с п. 10 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность (в том числе субсидиарную) по обязательствам Учреждения, подлежащим оплате за счет средств бюджета <...> муниципального района, несет Учредитель. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «<...> муниципальный район» в силу п. 6 Устава осуществляет администрация <...> муниципального района. Согласно пп. 14 п. 30 Устава к компетенции учредителя относится финансовое обеспечение учреждения. Таким образом, суд полагает, что администрация <...> муниципального района, осуществляя функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения, является надлежащим ответчиком в части требований истца о финансировании исполнения возложенных на Учреждение обязательств по выполнению соответствующих работ.
Поскольку срок исполнения предписания от 16.08.2018 установлен до 01.08.2019, суд на основании ст. 206 ГПК РФ полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.08.2019.
Учитывая, что школа-интернат №... финансируется за счет бюджетных средств, является некоммерческой организацией, суд считает возможным на основании статьи 333.20 Налогового кодекса РФ снизить размер взыскиваемой государственной пошлины до 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
В срок до 01 августа 2019 г. обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» обеспечить наличие хозяйственной зоны; обеспечить в санитарном узле для мальчиков оборудование кабинок с дверями без запоров; обеспечить проведение косметического ремонта с устранением трещин и дефектов стен в туалете для мальчиков, туалете для девочек, умывальной, в бойлерной, в кабинете 1А класса, в кабинете 5 класса, в кабинете 7 класса, на стенах лестничного пролета между 1 и 2 этажами, в прачечной, обеденном зале; обеспечить проведение косметического ремонта в коридоре 1 этажа в части восстановления лакокрасочного покрытия подоконников, а также стен вдоль плинтуса; обеспечить в прачечной раздельные входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья.
В случае недостаточности денежных средств у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» на организацию и осуществление возложенных судом обязанностей возложить субсидиарную ответственность в части финансирования исполнения возложенных на казенное учреждение судом обязательств на администрацию <...> муниципального района.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №... ...» государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ..