установил:
Леликов А.А. обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с заявлением, котором по уточненным требования просит признать недействующим пункт 4.7 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.05.2015 № 51/01 (ред. от 27.05.2015) «О земельном налоге» в части слов «в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка» со дня его принятия, а также признать недействующим подпункт Д пункта 1.3 Административного регламента предоставления комитетом финансов администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», утвержденного Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 12.02.2014 № 699 «Об утверждении административного регламента предоставления комитетом финансов администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» в части слов «в соответствии с Законом Саратовской области от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО «О земле», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка» со дня его принятия.
В обоснование заявления указал, что ему (Леликову А.А.) на основании договора о праве застройки от 08.12.1947 г., свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.03.1995 г. № 5-940, соглашения от 16.03.2013 г. принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 680 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, с кадастровым номером 64:50:020814:76, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Колотилова, д. № 40.
Право собственности на вышеуказанный земельный участок было зарегистрировано Управлением Росреестра по Саратовской области, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.02.2013 г. сделана запись регистрации № 64-64-23/016/2013-490 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 64-АГ № 860328 от 14.02.2013 г.
МРИ ФНС России № 7 Саратовской области в его адрес было направлено налоговое уведомление № 1244094 от 27.04.2015г., согласно которому ему был начислен земельный налог по вышеуказанному объекту налогообложения за 2014г. в сумме 3803 рубля.
При этом он (заявитель) относится к категории лиц, имеющих трех несовершеннолетних детей, что подтверждается прилагаемыми свидетельствами о рождении детей и удостоверением многодетной семьи серия а № 026581 от 18.07.2012г., выданным в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области».
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно п. 4.7. Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013 № 51/01 (ред. от 26.11.2014) «О земельном налоге» освобождаются от уплаты земельного налога имеющие трех и более детей граждане, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области», - в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка.
Он как многодетный отец обратился в налоговый орган с заявлением от 08.05.2015г. о предоставлении льготы по земельному налогу.
В ответ на его обращение Межрайонная ИФНС России № 7 Саратовской области письмом от 21.05.2015г. № 14-12/008923@ сообщила ему о необходимости предоставления в налоговый орган в целях получения вышеуказанной льготы справки, выдаваемой администрацией Энгельсского муниципального района и (или) ее органами в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 6 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013 № 51/01 (ред. от 26.11.2014) «О земельном налоге» (Далее - Решение) основанием для предоставления льгот налогоплательщикам, указанным в подпунктах 4.3, 4.7 настоящего пункта, является справка, выдаваемая администрацией Энгельсского муниципального района и (или) ее органами в соответствии с их компетенцией, в порядке, определяемом администрацией Энгельсского муниципального района.
В этой связи, он обратился в комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района за получением муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области».
Согласно п.п. «Д» п. 1.3. Административного регламента предоставления комитетом финансов администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», утвержденного Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 12.02.2014 № 699 «Об утверждении административного регламента предоставления комитетом финансов администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» (далее - Административный регламент) получателем муниципальной услуги (далее - заявитель) является физическое лицо, которому принадлежит на праве собственности или ином предусмотренном законом праве земельный участок, расположенный в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, относящееся к следующим категориям:
д) физические лица, имеющие трех и более детей, семьи которых признаны многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. №74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей Саратовской области», являющиеся собственниками земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО «О земле», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка.
В п. 2.8. Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, согласно которому на любом из этапов осуществления административных процедур до принятия решения о предоставлении налоговой льготы по уплате земельного налога они могут быть прекращены, а заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно письму комитета финансов администрации Энгельсского муниципального района от 28.05.2015г. № 564/01-09 ему было отказано в предоставлении льготы по земельному налогу по причине того, что земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежит ему на праве собственности «на основании свидетельства о праве на наследство,…в отношении таких земельных участков налоговая льгота вышеуказанным решением не предусмотрена».
Согласно уведомлению об отказе в предоставлении муниципальной услуги комитета финансов администрации Энгельсского муниципального района от 28.05.2015г. № 563/01-09 в предоставлении муниципальной услуги ему было отказано со ссылкой на п. 2.8. Административного регламента по следующему основанию: ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В силу ст.ст. 19, 46, 55, 57, 132 Конституции Российской Федерации все равны
перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен было постановлено предоставлять многодетным семьям льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога.
Согласно п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Заявитель указывает, что в рассматриваемом случае, оспариваемые Решение и Административный регламент содержат нормы о предоставлении льгот физическим лицам, имеющим трех и более детей, семьи которых признаны многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей Саратовской области», являющимся собственниками земельных участков, в зависимости от основания возникновения права на данные земельные участки.
Исходя из вышеизложенного считает, что Решение и Административный регламент в оспариваемой части фактически вводят не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах – т.е. физических лиц, имеющих трех и более детей, приобретших право собственности на земельные участки в соответствии с Законом от 30 сентября 2014 г. № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и физических лиц, имеющих трех и более детей и приобретших право собственности на земельные участки по иным основаниям, а потому оспариваемые в части акты противоречат принципу допустимости установления дифференцированного режима налогообложения для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера.
Основываясь на вышеизложенном заявитель утверждает, что Решение и Административный регламент в оспариваемой части противоречат ст.ст. 19, 46, 55, 57 Конституции Российской Федерации, п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Саратовской области от 30.09.2014 № 122-ЗСО «О земле».
Считает, что в связи с тем, что налоговым органом было направлено в его адрес налоговое уведомление № 1244094 от 27.04.2015г., согласно которому был начислен земельный налог по вышеуказанному объекту налогообложения за 2014г. в сумме 3803 рубля, оспариваемыми в части Решением и Административным регламентом нарушаются его права на получение налоговой льготы по земельному налогу как физического лица, имеющего трех детей, семьи которых признаны многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей Саратовской области» и являющегося собственником земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
В дополнительных письменных пояснениях к иску указал, что преамбула Закона Саратовской области «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» от 30.09.2014г. № 119-ЗСО (далее - ЗСО) устанавливает сферу действия данного закона, а именно, «определяет случай предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления указанным гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам».
При этом ЗСО не определяет категории граждан, которым может быть
предоставлен земельный участок в зависимости от их материального положения и не выделяет критериев нуждаемости в улучшении жилищных условий или иных подобных критериев.
Возможность получения бесплатного государственного или муниципального земельного участка, постановка или снятие с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельного участка, поставлена зависимость от наличия у граждан трех и более детей, то есть статуса многодетной семьи, согласно закону Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» от 01.08.2005 г. № 74-ЗСО.
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013г.№ 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» содержит круг вопросов, решение которых предусмотрено в рамках нормативного правового регулирования при установлении законами субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также рекомендуемый порядок реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками.
Пункт 7 Методических рекомендаций определяет, что установленная статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей, законами субъектов Российской Федерации рекомендуется установить случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для любых целей удовлетворения личных потребностей семей на земельном участке, не связанных с ведением предпринимательской деятельности.
Абзац 2 пункта 15 Методических рекомендаций, говорит о необходимости о устанавливать дифференцированные нормы предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства, личного подсобного хозяйства, в том числе в границах населенных пунктов, с учетом норм предоставления, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом, положения Методических рекомендаций не устанавливают правил дифференциации относительно основания возникновения права и наличия или отсутствия факта нуждаемости при получении льготы в форме бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям.
Пункт 2 ст. 387 НК РФ устанавливает, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В свою очередь, п. 2 ст. 3 НК РФ устанавливает правило о недискриминационном характере критериев установления налогов и сборов,
налоговых льгот.
В случае установления положений законодательства о налогах и сборах, носящих дискриминационный или неоднозначный характер п. 7 ст. 3 НК РФ предусматривает императивную обязанность участников налоговых правоотношений все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Исходя из вышеизложенного, заявитель также полагает, что в случае установления представительными органами муниципальных образований налоговых льгот соответствующие нормативно-правовые акты (вне зависимости от наличия либо отсутствия подобных льгот в федеральном законодательстве РФ) не должны носить дискриминационный или неоднозначный характер.
В судебном заседании Леликов А.А. заявленные требования по изложенным в заявлении и письменных пояснениях обстоятельствам, поддержал в полном объеме.
Представитель Энгельсского городского Совета депутатов Береговская Н.А. возражала против удовлетворения заявления Леликова А.А., представив в адрес суда письменное возражение из которого следует, что оспариваемый правовой акт (Решение) принят Энгельсским городским советом депутатов, действующим на основании Устава муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в пределах своей компетенции на основании ч.1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления.
Согласно статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального образования город Энгельс относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования город Энгельс.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 35 Федерального закона №131-Ф3 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Согласно части 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ, устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой сроки уплаты налога. При установлении -налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В силу части 3 статьи 34 Устава муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области решения Энгельсского городского Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании статьи 5 Налогового Кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Статья 36 Устава муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области гласит, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определенном решением Энгельсского городского Совета депутатов. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается также первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте муниципального образования город Энгельс в сети Интернет www.engels.me.
27 ноября 2013 года Энгельсским городским Советом депутатов было принято решение Энгельсского городского Совета депутатов №51/01 «О земельном налоге».
Решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» установлена налоговая льгота по уплате земельного налога для имеющих трех и более детей граждан, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 года №74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» - в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года №119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (до 1 марта 2015 года - в соответствии с Законом Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»), начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка.
Основанием для предоставления льгот указанной категории налогоплательщиков, согласно пункту 6 решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №54/01 «О земельном налоге», является справка, выдаваемая администрацией Энгельсского муниципального района и (или) её органами в соответствии с их компетенцией, в порядке, определяемом администрацией Энгельсского муниципального района.
Пункт 6 решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» является основанием для принятия Административного регламента предоставления комитетом финансов администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право а предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», утверждённый Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 12.02.2014 года № 699.
Решение Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» было опубликовано в общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово-газета для всех и для каждого» 29 ноября 2013 года, что не оспаривается заявителем.
В связи с принятием Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года №119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и отменой Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» Энгельсским городским Советом депутатов принято решение от 27 мая 2015 года №225/01 «О внесении изменений в решение Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге».
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу части 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно статье 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
На основании указанных правовых положений федерального законодательства решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» (подпункт 4.7.) установлена налоговая льгота по уплате земельного налога для имеющих трех и более детей граждан, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 года №74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» – в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014года №119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка.
Согласно статье 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 4.7. решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» льгота по уплате земельного налога предоставляется определённой категории налогоплательщиков – гражданам, имеющих трех и более детей граждан, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 года №74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» и установлена в отношении определённого объекта налогообложения – земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Закон Саратовской области от 30 сентября 2014года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в статье 1 определяет случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, а именно закрепил, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества однократно предоставляются в собственность бесплатно имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005года №74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области».
Ссылка в решении Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года № 51/01 «О земельном налоге» на Закон Саратовской области от 30 сентября 2014года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» является отсылочной, направлена на определение объекта налогообложения, в отношении которого установлена налоговая льгота.
Пункт 4.7. решения Энгельсского городского Совета депутатов не устанавливает налоговую льготу в зависимости от основания возникновения права на земельный участок, а определяет, путем применения отсылочной нормы, объект налогообложения, в отношении которых установлена налоговая льгота, каковым является земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества однократно в собственность бесплатно имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными.
Терминология и юридическая техника, используемая при формулировании пункта 4.7. решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» не предусматривает исключение каких-либо слов и словосочетаний, поскольку их исключением приведет к изменению объекта налогообложения, в отношении которого установлена налоговая льгота, что по сути означает установление судом новой налоговой льготы, что к его компетенции не относится.
Согласно статье 56 Налогового кодекса одним из прав налогоплательщика является право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Данное право Леликова А.А. решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге» не нарушается.
Какие именно права и свободы Леликова А.А., гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушаются решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года №51/01 «О земельном налоге», в заявлении Леликова А.А., вопреки требованиям статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, не указывается.
Кроме этого, заявителем в ходе судебного заседания указывалось на противоречие пункта 4.7. решения Энгельсского городского Совета депутатов в оспариваемой части положениям статьей 19, 55, 57 Конституции РФ.
Указанные статьи Конституции РФ во взаимосвязи с предоставлением налоговых льгот по различным категориям налогов неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного суда РФ.
Конституционный суд РФ, в определением от 23 января 2001 г. № 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стебунова Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О налоге на отдельные виды транспортных средств», указал, что «статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Устанавливая и вводя тот или иной налог, законодатель также вправе предоставить отдельным категориям налогоплательщиков льготы по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (пункт1 статьи56 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, предоставление инвалидам льгот по налогу на отдельные виды транспортных средств - как на том настаивает М.В.Стебунов - относится к полномочиям федерального законодателя, подменять которого Конституционный Суд Российской Федерации в силу своей компетенции, установленной статьей125 Конституции Российской Федерации и статьей3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не вправе.
Как указано в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2006 г. №47-Г06-295 Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления от 21 марта 1997года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», от 28 марта 2000года по делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», от19июня2002года по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Оценка целесообразности предоставления государством льгот той или иной категории налогоплательщиков в компетенцию суда не входит.
В Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009г. №1551-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сыромятникова Вадима Ювенальевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 2 статьи 3 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге» отмечается, что Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на статью57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в своих решениях неоднократно указывал, что разрешение вопросов об установлении и изменении состава плательщиков и существенных элементов налогов и сборов не относится к его полномочиям; исключение составляют случаи, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001года №2-П; определения от 21 декабря 1998года №190-О, от 7 февраля 2002года №37-О и от 10 ноября 2002года №321-О).
По мнению представителя Энгельсского городского совета депутатов из этого следует, что само по себе сужение круга налогоплательщиков, на которых распространяется налоговая льгота, - с учетом ограничительных критериев ее использования, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщиков. Иное означало бы неправомерное ограничение дискреционных полномочий законодателя, который, исходя из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере речного, морского и воздушного транспорта), социальных и иных причин, вправе в разное время и на различные периоды освобождать от транспортного налога отдельные категории налогоплательщиков.
Представитель администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области Казарина А.Г. в судебном заседании требования Леликова А.А. не признала в полном объеме. представив адрес суда письменные возражения из которых следует, что согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По смыслу приведенных положений закона, нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части, если он принят с нарушением установленного порядка принятия нормативного правового акта, противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и при этом нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя.
При утверждении оспариваемого заявителем регламента администрация Энгельсского муниципального района руководствовалась следующими нормами права:
пунктом 6 решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013 года № 51/01 «О земельном налоге» согласно которому основанием для предоставления льготы налогоплательщикам, указанным в подпунктах 4.3, 4.7 является справка, выдаваемая администрацией Энгельсского муниципального района и (или) ее органами в соответствии с их компетенцией, в порядке, определяемом администрацией Энгельсского муниципального района.
В силу ст. 17 ФЗ №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно части 1 статьи 13 указанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Устава Энгельсского муниципального района администрация Энгельсского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом Энгельсского муниципального района.
Администрация Энгельсского муниципального района в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом, Уставом муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района, исполняет полномочия администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), являющегося административным центром Энгельсского муниципального района.
Руководство Администрацией Энгельсского муниципального района осуществляется главой администрации Энгельсского муниципального района на принципах единоначалия (часть 2 статьи 23 Устава).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Устава глава администрации Энгельсского муниципального района обеспечивает осуществление администрацией Энгельсского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области.
Глава администрации Энгельсского муниципального района является должностным лицом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по организации деятельности администрации Энгельсского муниципального района.
Согласно статье 26 Устава глава администрации Энгельсского муниципального района издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Таким образом, считает, что оспариваемый регламент был утвержден для решения вопросов местного значения, в рамках компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования город Энгельс, в соответствии с полномочиями, предоставленными главе администрации Энгельсского муниципального района.
Относительно соответствия оспариваемой нормы регламента иным законам, правовым актам, имеющим большую юридическую силу, указывает на следующее:
Часть «Д» статьи 1.3. Регламента принята во исполнение решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013 года № 51/01 «О земельном налоге», которым установлены критерии льготы по земельному налогу, а именно, субъектный состав – многодетные семьи; объект налогообложения, в отношении которого предоставляется льгота – в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30.09.2014 года № 23-ЗСО; срок, в течение которого предоставляется льгота - пять налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка. Данная норма направлена на реализацию решения Энгельсского городского Совета депутатов.
В свою очередь, Энгельсский городской Совет депутатов принял оспариваемый акт в пределах предоставленных полномочий и компетенции. Земельный налог в соответствии со статьями 12, 387 Налогового Кодекса РФ является местным налогом. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Энгельсский городской Совет депутатов принимает решение об установлении ставок налога, сроков уплаты, оснований освобождения от уплаты земельного налога, а также льгот по уплате налога.
В связи с этим, поддерживает позицию Энгельсского городского Совета депутатов, изложенную в письменном отзыве, считает оспариваемые нормы решения Энгельсского городского Совета депутатов принятыми в пределах компетенции, в установленном порядке, а также соответствующими законодательству.
Представитель МРИ ФНС № 7 по Саратовской области Сидорова В.В. в судебном заседании требования Леликова А.А. не признала полностью, указывая, оспариваемыми нормативными актами налоговое законодательство не нарушается. Представила в адрес суда письменные возражения из которых следует, что Земельный налог в соответствии со ст. 15 НК РФ относится к местным налогам.
В соответствии со статьей 56 НК РФ Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1). Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 3).
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, для отношении налогоплательщиков-организаций определяют порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2).
Налоговым Кодексом (статья 389 НК РФ) освобождены от налогообложения:
земельные участки, изъятые из оборота и земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в
государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Статьей 395 НК РФ установлены льготы по уплате земельного налога и пунктом 5 статьи 391 НК РФ предоставлены льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.
В указанный перечень не включены налогоплательщики – граждане, имеющие трех и более детей граждане, семьи которых признаются многодетными.
В 2014 году на территории Энгельсского муниципального района земельный налог введен в действие Решением Энгельсского Совета депутатов №51/01 от 27.11.2013 «О земельном налоге». Пункт 4.7 которого предусматривает освобождение от уплаты налога граждане имеющие трех и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 01.08.2005 № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» - в отношение земельных участков. предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства и огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 21.05.2004 №23-ЗСО «О земле», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка.
В Закон Саратовской области от 21.05.2004 №23-ЗСО «О земле» были внесены изменения - в статью 5 добавлен пункт 4.1. Согласно которому бесплатно однократно предоставляется земельный участок в собственность гражданам 4.1) для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества - имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области».
Порядок приобретения земельных участков бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей установлен статьей 12.3, выше указанного закона и введена в действие Законом Саратовской области от 03.07.2012 №97-ЗСО.
Из анализа выше указанных норм права следует, что гражданам, семьи которых имеют статус многодетной семьи, на территории Саратовской области предоставляются бесплатно земельные участки на основании закона от 21.05.2004 №23-ЗСО «О земле». Эти земельные участки не подлежат налогообложению на территории Энгельсского муниципального района в течении пяти налоговых периодов с даты регистрации права собственности на основании Решения №51/01 от 27.11.2013 «О земельном налоге». Данная льгота действует с 1 января 2014 года.
Таким образом, основание предоставления земельного участка многодетной семье имеет юридическое значение для освобождения от налогообложения указанного участка. Определять категории налогоплательщиков, которым предоставляются налоговые льготы по земельному налогу льготы, основания и порядок их применения является правом законодательных органов местного самоуправления в силу закона - статья 387 НК РФ.
Из заявления Леликова Александра Александровича следует, что он, являясь многодетным отцом, приобрел право собственности на земельный участок по адресу г. Энгельс, ул. Колотилова, 40 на основании свидетельства о праве на наследство, а не в силу Закона № 23-ЗСО «О земле». Таким образом, этот земельный участок подлежит налогообложению на общих основаниях.
Считает, что Решение Энгельсского городского Совета депутатов №51/01 от 27.11.2013 «О земельном налоге» и Административный регламент, утвержденный Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 12.02.2014 № 669 не нарушают права Леликова А.А. и конституционные права неопределенного круга лиц и не подлежит отмене.
Заслушав стороны, заключение прокурора Симановой М.А., полагавшей, что требования Леликова А.А. подлежат удовлетворению в части. исследовав материалы дела в их совокупности и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Леликова А.А. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Леликову А.А. на основании договора о праве застройки от 08.12.1947 г., свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.03.1995 г. № 5-940, соглашения от 16.03.2013 г. принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 680 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, с кадастровым номером 64:50:020814:76, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Колотилова, д. № 40.
Право собственности на вышеуказанный земельный участок было зарегистрировано Управлением Росреестра по Саратовской области, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.02.2013 г. сделана запись регистрации № 64-64-23/016/2013-490 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 64-АГ № 860328 от 14.02.2013 г. (л.д.20).
МРИ ФНС России № 7 Саратовской области в его адрес было направлено налоговое уведомление № 1244094 от 27.04.2015г., согласно которому ему был начислен земельный налог по вышеуказанному объекту налогообложения за 2014г. в сумме 3803 рубля (л.д.25).
Леликов А.А. относится к категории лиц, имеющих трех несовершеннолетних
детей, что подтверждается свидетельствами о рождении детей и удостоверением многодетной семьи серия а № 026581 от 18.07.2012г., выданным в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» ( л.д.21-24).
Как многодетный отец Леликов А.А. обратился в налоговый орган с заявлением от 08.05.2015г. о предоставлении льготы по земельному налогу (л.д.26-27).
В ответ на обращение Леликоова А.А. Межрайонная ИФНС России № 7 Саратовской области письмом от 21.05.2015г. № 14-12/008923@ сообщила о необходимости предоставления в налоговый орган в целях получения вышеуказанной льготы справки, выдаваемой администрацией Энгельсского муниципального района и (или) ее органами в соответствии с их компетенцией (л.д.28).
Согласно п. 6 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013
№ 51/01 (ред. от 26.11.2014) «О земельном налоге» основанием для предоставления льгот налогоплательщикам, указанным в подпунктах 4.3, 4.7 настоящего пункта, является справка, выдаваемая администрацией Энгельсского муниципального района и (или) ее органами в соответствии с их компетенцией, в порядке, определяемом администрацией Энгельсского муниципального района.
В этой связи, Леликов А.А. обратился в комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района за получением муниципальной услуги «Выдача справки, подтверждающей право на предоставление налоговой льготы по уплате земельного налога в бюджет муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» (л.д.29).
Согласно уведомлению об отказе в предоставлении муниципальной услуги комитета финансов администрации Энгельсского муниципального района от 28.05.2015г. № 563/01-09 в предоставлении муниципальной услуги Леликову А.А. было отказано со ссылкой на п. 2.8. Административного регламента по следующему основанию: ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги (л.д.32).
Из письма комитета финансов администрации Энгельсского муниципального района от 28.05.2015г. № 564/01-09 следует, что Леликову А.А. отказано в предоставлении льготы по земельному налогу по причине того, что земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежит ему на праве собственности «на основании свидетельства о праве на наследство,…в отношении таких земельных участков налоговая льгота вышеуказанным решением не предусмотрена» (л.д.31).
Исходя из положений Конституции РФ, НК РФ, а также законодательства Саратовской области и оспариваемых Леликовым А.А. нормативных актов, суд приходит к выводу, что права и законные интересы Леликова А.А. не нарушены, противоречий (несоответствия) оспариваемых Решения и Административного регламента как Конституции РФ, так и НК РФ и другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу не имеется.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктами «в», «к» Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.
Вместе с тем федеральный законодатель в абзаце втором (введен в действие Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ) приведенного пункта предусмотрел право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Иного правового регулирования вопроса предоставления земельного участка многодетным семьям бесплатно на федеральном уровне не предусмотрено, то есть федеральный законодатель, внеся изменения в пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.
В развитие названных норм права Саратовской областной думой принят Закон Саратовской области от 30.09.2014 № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Согласно ч. 1, 4 ст. 7 ФЗ-131 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 ФЗ-131 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Судом установлено, что пунктом 4.7 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013 № 51/01 «О земельном налоге» установлена налоговая льгота по оплате земельного налога для имеющих трех и более детей граждан, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 01 августа 2005 года № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» - в отношении земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (до 01 марта 2015 года – в соответствии с Законом Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСОО» «О земле», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течении пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка. (л.д.47-54).
Текст Решения опубликован 29 ноября 2009 года в общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово-газета для всех и каждого», что не оспаривалось сторонами.
Согласно пункту 3 ст. 43 ФЗ-131 представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Аналогичные полномочия по изданию муниципальных правовых актов предусмотрены и Уставом муниципального образования город Энгельс, Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - Устав), принятого решением Энгельсского городского Совета депутатов от 30 октября 2013 года № 46/01 (с последующими изм. и доп.) (л.д.55-108).
В силу ст. 19 Устава Энгельсский городской Совет депутатов является представительным органом муниципального образования город Энгельс (л.д.75), в компетенции которого, согласно пункта 3 части 1 статьи 22 Устава также находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (л.д.79).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение Энгельсского городского Совета депутатов от 27.05.2015 № 51/01 (ред. от 27.05.2015) «О земельном налоге» принято уполномоченным представительным органом - Энгельсским городским Советом депутатов.
Заявитель утверждает, что Решение и Административный регламент в оспариваемой части противоречат ст.ст. 19, 46, 55, 57 Конституции Российской Федерации, п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Саратовской области от 30.09.2014 № 122-ЗСО «О земле».
При этом суд обращает внимание, что указанные статьи Конституции РФ во взаимосвязи с предоставлением налоговых льгот по различным категориям налогов неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного суда РФ.
Конституционный суд РФ, в определением от 23 января 2001 г. № 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стебунова Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О налоге на отдельные виды транспортных средств», указал, что «статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Устанавливая и вводя тот или иной налог, законодатель также вправе предоставить отдельным категориям налогоплательщиков льготы по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (пункт1 статьи56 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, предоставление инвалидам льгот по налогу на отдельные виды транспортных средств - как на том настаивает М.В.Стебунов - относится к полномочиям федерального законодателя, подменять которого Конституционный Суд Российской Федерации в силу своей компетенции, установленной статьей125 Конституции Российской Федерации и статьей3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не вправе.
Как указано в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2006 г. №47-Г06-295 Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления от 21 марта 1997года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», от 28 марта 2000года по делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», от19июня2002года по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Оценка целесообразности предоставления государством льгот той или иной категории налогоплательщиков в компетенцию суда не входит.
В Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009г. №1551-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сыромятникова Вадима Ювенальевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 2 статьи 3 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге» отмечается, что Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на статью57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в своих решениях неоднократно указывал, что разрешение вопросов об установлении и изменении состава плательщиков и существенных элементов налогов и сборов не относится к его полномочиям; исключение составляют случаи, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001года №2-П; определения от 21 декабря 1998года №190-О, от 7 февраля 2002года №37-О и от 10 ноября 2002года №321-О).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит, что оспариваемые Леликовым А.А. нормативные положения Решения и Административного регламента соответствуют Конституции РФ, сужение круга налогоплательщиков, на которых распространяется налоговая льгота, - с учетом ограничительных критериев ее использования, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщиков. Иное означало бы неправомерное ограничение дискреционных полномочий законодателя, который, исходя из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере речного, морского и воздушного транспорта), социальных и иных причин, вправе в разное время и на различные периоды освобождать от транспортного налога отдельные категории налогоплательщиков.
Относительно несоответствия оспариваемых нормативных актов требованиям НК РФ, суд также находит их необоснованными по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно статье 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, законодатель на федеральном уроне предусмотрел «неравенство» налогоплательщиков или плательщиками сборов по сравнению с отдельными категориями налогоплательщиков и плательщиков сборов, которым предоставлена возможность по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Также суд исходит из того, что в порядке нормоконтроля суд проверяет лишь непротиворечие муниципального нормативного акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а не приводит оспариваемые положения в соответствии с законом.
Вместе с тем, исходя из толкования п.4.7 Решения, суд приходит к выводу, что оспариваемое положение в части установления начала течения срока действия льготы не отвечает требованиям правовой определенности ввиду неоднозначного толкования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 НК РФ основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Как указано в пункте 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Так, согласно пункта 4.7 Решения освобождаются от уплаты земельного налога имеющие трех и более детей граждане, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области», - в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», начиная с даты регистрации права собственности на земельный участок, в течение пяти налоговых периодов, следующих за годом предоставления земельного участка.
Таким образом Энгельсский городской совет депутатов фактически установил два периода в течении которого действует названная льгота, а потому исходя из того, что обязанность по уплате налогов возникает с момента регистрации права на земельный участок, суд считает, что указание на год предоставления земельного участка противоречит налоговому законодательству РФ, а именно ст.ст. 1,23, 387 и 388 НК РФ, а потому суд считает необходимым признать недействующим пункт 4.7 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года № 51/01 (в ред. от 27 мая 2015 года) «О земельном налоге» в части слов «следующих за годом предоставления земельного участка» со дня его принятия.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил:признать недействующим пункт 4.7 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 ноября 2013 года № 51/01 (в ред. от 27 мая 2015 года) «О земельном налоге» в части слов «следующих за годом предоставления земельного участка» со дня его принятия.
Обязать Энгельсский городской Совет депутатов опубликовать резолютивную часть решения в газете «Наше слово-газета для всех и для каждого»
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Леликову Александру Александровичу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья: С.В.Нуждин
Секретарь: Е.В.Бородина
23 июля 2015 года