Дело №2-95/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием истца Коккаревой Е.А.,
представителя ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района Баранова А.В.,
представителя органа опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района Розенстанд А.Д,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коккаревой Е. А. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Коккарева Е.А. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что она относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <адрес> Также по указанному адресу зарегистрированы мать истца – Гришина О.В. и брат – Коккарев С.А. Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.09.2016 был установлен факт невозможности проживания в указанном жилом помещении в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее установленной учетной нормы. Обратившись 26.11.2018 в орган опеки и попечительства Пряжинского района с заявлением о предоставлении жилого помещения, истец получила отказ. В связи с изложенным, ссылаясь на нормы Конституции РФ, жилищного законодательства, Закона «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, Коккарева Е.А. просит: обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением судьи от 08.02.2019 в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Чалнинского сельского поселения, Министерство социальной защиты Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Гришина О. В., Коккарев С. А., в порядке ст. 47 ГПК РФ - орган опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района – Баранов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц – Администрации Чалнинского сельского поселения, Министерства социальной защиты Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, представили отзыв на иск.
Третьи лица Коккарев С.А. и Гришина О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района Розенстанд А.Д. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Коккарева Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее отец – К. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Мать истца – Гришина О.В. на основании решения Пряжинского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, в связи с чем, истец Коккарева Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом была учреждена опека (л.д. 17).
На основании постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района № г от 01.09.2016 установлен факт невозможности проживания Коккаревой Е.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: РК, <адрес>, истец включена в Список на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пряжинского района, номер ее очереди на дату рассмотрения дела в суде – 39.
Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по РК по запросу суда, объекты недвижимости, зарегистрированные в собственности у Кокаревой Е.А., отсутствуют (л.д. 35)
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, который определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 №129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичными правами, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
С учетом изложенного, суд считает заявленные истцом исковые требования к Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании предоставить истцу благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом указанной позиции, учитывая обстоятельства дела (необходимость изыскания денежных средств и проведения аукционных процедур), суд полагает нужным установить срок для исполнения решения суда – не позднее, чем до истечения трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы по оплате государственной пошлины с ответчика не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района в срок не позднее, чем до истечения трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить Коккаревой Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 27 февраля 2019 года, последний день для подачи апелляционной жалобы –27 марта 2019 года.