Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-363/2016 ~ М-360/2016 от 28.09.2016

Дело № 2а-363/2016

     Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кемля                             01 ноября 2016 г.                            

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Проняшина А.А.,

при секретаре судебного заседания Капитоновой О.А.,

с участием представителей административного истца администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: главы администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Махалова С.А., выступающего на основании решения от 14 декабря 2011 г. № 4 «Об избрании главы Смольненского сельского поселения», адвоката Любишкиной Н.П., представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ г., выступающей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного коллегией адвокатов «Региональная правовая защита»,

представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Смольный» - директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Смольный» Маскаева Г.Д., действующего на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.,

административного ответчика заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Левина В.В.,

представителя привлеченного в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия – Катайкиной С.А., выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании <данные изъяты> ,

привлеченного в качестве заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Смольный» о признании незаконным и отмене предписания от 29 апреля 2016 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Смольный», далее также по тексту ФГБУ «Национальный парк «Смольный», о признании незаконным и отмене предписания от 29 апреля 2016 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Требования мотивированы тем, что предписанием от 29 апреля 2016 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный», в лице заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Левина В.В., обязал главу Смольненского сельского поселения Махалова С.А. прекратить работы по копке траншеи в квартале 107 выдела 4 и квартале 103 выдела 25 и 35 Кемлянского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Смольный» в срок до 29 апреля 2016 г.

Считает, что действия заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Левина В.В. не соответствуют нормативно-правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Ссылаясь на положения части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статей 209, 215, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 14, статей 17, 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», указывает, что вынесенное предписание нарушает свободу действий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также ограничивает полномочия главы администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, предоставленные ему в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в оспариваемом предписании определен срок прекращения работ – 29 апреля 2016 г., однако, административным истцом оно было получено 20 мая 2016 г., в связи с чем нарушено право истца добровольно исполнить требования и решить конфликтную ситуацию без судебного вмешательства.

20 мая 2016 г. административному ответчику направлено письмо о необходимости отмены предписания, однако, ответ на данное письмо до настоящего времени не получен.

Одновременно с данным административным иском административным истцом подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29 апреля 2016 г.

13 октября 2016 г. от административного ответчика ФГБУ «Национальный парк «Смольный» поступили возражения на данное административное исковое заявление. Согласно им административный ответчик административный иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Административный истец в период с 26 по 29 апреля 2016 г. производил копку траншеи в квартале 107 выдела 4 и квартале 103 выдела 25 и 35 Кемлянского участкового лесничества для проведения водопровода по ул. Лесная, Сосновая, Заводская и пер. Школьный от водонапорной башни, расположенной на ул. Студенческая в сторону ул. Заводская п. Смольный Ичалковского района Республики Мордовия, являясь заказчиком по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ г.

Вследствие проведения работ был снят почвенный покров на площади 568,9 кв.м., что повлекло уничтожение деревьев хвойных пород (сосна), не достигших диаметра 12 см., в количестве 12 штук, и повреждены деревья хвойных пород (сосна) диаметром 20 см. в количестве 3 штук, не влекущие прекращение роста. В результате указанных действия нанесен ущерб на сумму <данные изъяты>.

Данный факт установлен во время наземного патрулирования рейдовой группой в составе заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Левина В.В. и заместителя директора по лесохозяйственной деятельности ФГБУ «Национальный парк «Смольный» С.З.Т., о чем свидетельствует патрульная путевка.

Национальный парк «Смольный» создан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 229, приказа Государственного комитета Республики Мордовия по лесу от 10 мая 1995 г. № 49 на землях лесного фонда ликвидированного Ичалковского лесхоза. В состав земельных участков вновь созданного на базе Ичалковского лесхоза национального парка была включена часть земельных участков с насаждениями, расположенными как в границах территории пос. Смольный, так и в черте самого населенного пункта пос. Смольный. Границы земельного участка на местности обозначены межевыми знаками и согласованы с представителем администрации Смольненского сельского Совета Ш.Н.С.

Считает, что административным истцом нарушены нормы Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. До начала производства работ административный истец, как заказчик работ, обязан был провести экологическую экспертизу проектной документации по строительству водопровода и согласовать ее с ФГБУ «Национальный парк «Смольный».

Указывает, что Левин В.В., являясь по должности заместителем директора – заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный», вправе запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охраной зоны, и выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений. Вынося оспариваемое предписание, Левин В.В. действовал в пределах своих полномочий.

Также административный ответчик не согласен с доводами административного истца о том, что предписание было получено им 20 мая 2016. Указанное предписание пытался вручить нарочно главе администрации Смольненского сельского поселения Махалову С.А. старший инспектор в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Ж.А.М., однако тот отказался получить данное предписание, пояснив, что такие документы он получает только почтой. Заместитель главы администрации Смольненского сельского поселения Л.Н.П. также отказалась получить предписание. В последующем предписание было направлено почтовым отправлением с уведомлением в почтовом отделении с.Кемля Ичалковского района Республики Мордовия, поскольку почтовое отделение в пос. Смольный на это время не работало. Письмо с предписанием поступило в пос. Смольный 04 мая 2016 г., однако главой администрации Смольненского сельского поселения Махаловым С.А. намеренно не было получено при его доставке почтальоном. В его получении он расписался только 20 мая 2016 г.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, далее по тексту также ТУ Росимущества в Республике Мордовия, в судебном заседании участия не принимал. От руководителя управления Ерохина И.С. поступило заявление, согласно которому он просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Республике Мордовия, разрешение спора оставляет на усмотрение суда. При этом указал, что в случае выявления нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный», в лице своих полномочных представителей, имеет право на вынесение соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений.

Оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьей 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется, поэтому суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица, явка которого не признана обязательной.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия - глава администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Махалов С.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия адвокат Любишкина Н.П., требования административного истца поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Кроме того, суду пояснила, что объект «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республика Мордовия» является социально значимым, в связи с чем вынесенное предписание нарушает права граждан, проживающих на данной территории.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Смольный» - директор ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Маскаев Г.Д. требования административного истца не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск. При этом суду также пояснил, что главе администрации Смольненского сельского поселения Махалову С.А., как руководителю заказчика проекта по водоснабжению, до начала работ по проведению водопровода необходимо было провести экологическую экспертизу, и согласовать эти работы с руководством национального парка. Просил в удовлетворении иска отказать.

Административный соответчик заместитель директора – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Левин В.В. административный иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Полагал, что его действия, по вынесению предписания главе администрации Смольненского сельского поселения Махалову С.А., как руководителю заказчика работ по водоснабжению, соответствуют требованиям закона. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Катайкина С.А. суду пояснила, что оспариваемое предписание является законным, поскольку оно вынесено в соответствии с требованиями законодательства. Осуществление администрацией Смольненского сельского поселения работ по водоснабжению населения не должно наносить ущерба окружающей среде, а также нарушать права и законные интересы других лиц.

    Суд, выслушав лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, опросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, материалы надзорного производства , приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной на основании патрульной путевки № 333 от 26 апреля 2016 г. (л.д. 81, 82-89), заместителем директора – заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Левиным В.В. в отношении главы администрации Смольненского сельского поселения Махалова С.А., как заказчика муниципального контракта на выполнение работ по объекту «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республика Мордовия», 29 апреля 2016 г. вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в виде прекращения работ по копке траншеи на территории Кемлянского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Смольный» (л.д. 11).

Указанные нарушения выразились в снятии почвенного покрова экскаватором в квартале 107 выдела 4 Кемлянского участкового лесничества на площади 105 кв.м., что повлекло уничтожение деревьев хвойных пород (сосна), не достигших диаметра ствола 12 см., в количестве 12 штук, и повреждении деревьев хвойных пород (сосна), не влекущие прекращение роста, в количестве 3 штук диаметром 20 см. в квартале 103 выдела 25 Кемлянского участкового лесничества, что подтверждается актом осмотра территории от 26 апреля 2016 г., схемой осмотра места самовольного снятия почвенного покрова, фотографиями (л.д. 82, 83, 86-89).

Согласно расчету ущерб от указанных действий составил 246 549 руб. 88 коп. (л.д. 90).

Допрошенная в судебном заседании свидетель С.З.Т. показала, что при патрулировании 26 апреля 2016 г. территории национального парка в квартале 107 Кемлянского участкового лесничества был обнаружен работающий трактор, который копал траншею. Тракторист пояснил, что по заданию индивидуального предпринимателя Ц он выполняет работы по водоснабжению поселка Смольный. Указанные работы проводятся на основании контракта. После этого она и Левин В.В. пошли в администрацию Смольненского сельского поселения к Махалову С.А., и спросили, на основании чего он проводит работы, на что последний ответил, что данная территория поселка, а не национального парка, поэтому согласования с ними не требуется.

В соответствии с выданным предписанием главе администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Махалову С.А., являющемуся руководителем заказчика муниципального контракта от 26 апреля 2016 г. на выполнение работ по объекту «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, пер. Школьный поселка Смольный Ичалковского района Республики Мордовия», предписано в срок до 29 апреля 2016 г. прекратить работы по копке траншеи в квартале 107 выдела 4 и квартале 103 выдела 25 и 35 Кемлянского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Смольный». Правовым основанием для выдачи данного предписания указаны нормы Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (л.д. 11).

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» основными задачами национальных парков являются: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Согласно пункту 1.4 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный», утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06 мая 2003 г. № 384, национальный парк образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 229 «О создании в Республике Мордовия национального природного парка «Смольный» Федеральной службы лесного хозяйства России». Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г. № 990 национальный природный парк «Смольный» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Смольный».

Национальный парк располагается на территории Ичалковского и Больше-игнатовского районов Республики Мордовия.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 229 площадь национального парка составляет 36385 гектаров. Границы национального парка согласованы с комитетами по земельным ресурсам и соответствуют земельному балансу административных районов.

В силу пункта 2.1 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный» на национальный парк возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, историко-культурных объектов, имеющих экологическое, историческое и рекреационное значение; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях, их непосредственная организация; разработка и внедрение научных методов охраны природы, в том числе в условиях рекреационного использования и экологического просвещения; осуществление экологического мониторинга; охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, проведение необходимых для реализации задач, стоящих перед национальным парком, лесохозяйственных работ в соответствии с утвержденными документами по организации лесного хозяйства, охрана объектов растительного и животного мира; экологическое просвещение населения; изучение и применение зарубежного опыта в области сохранения природных ресурсов через систему охраняемых территорий; развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с особо охраняемыми природными территориями Российской Федерации и зарубежных стран, иными организациями и учреждениями в соответствии с целями и задачами национального парка; осуществление контроля за соблюдением установленного режима особой охраны территории национального парка.

Пунктом 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как следует из материалов дела, земельный участок, принадлежащий ФГБУ «Национальный парк «Смольный», в настоящее время имеет площадь 304 662 428 кв.м., и относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 74).

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что в настоящее время данный земельный участок, а именно: квартал 107 выдела 4 и квартал 103 выдела 25 и 35, находится в границах ФГБУ «Национальный парк «Смольный», в связи с чем осуществление полномочий собственника земельного участка должно осуществляться с учетом природоохранного законодательства.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особых охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Как усматривается из пункта 6.1 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный» на территории национального парка установлен дифференцированный режим его охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей, согласно которому выделены следующие функциональные зоны: заповедная зона; особо охраняемая зона; подзона экологической стабилизации; природно-восстановительная подзона; подзона мониторинга природной среды в условиях радиационного загрязнения; зона познавательного туризма; рекреационная зона; зона обслуживания посетителей; зона хозяйственного назначения.

Земельный участок, на территории которого осуществлялась копка траншеи, относится к особо охраняемой зоне, подзоне экологической стабилизации.

В соответствии с пунктом 6.1.2. Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный» особо охраняемая зона предназначена для сохранения и восстановления наиболее ценных природных экосистем, поддержания разнообразия местных видов растений и животных, сохранения природных и культурных ландшафтов. В этой зоне допускаются отдельные виды деятельности, строго регламентируемые в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами и задачами каждого отдельного участка.

Согласно пункту 6.6 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный» на всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка вне дорог общего пользования, прогон домашних животных вне дорог общего пользования;

Пунктом 6.8 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный» установлено, что на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется Положением, утверждаемым Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти Республики Мордовия.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза основывается на принципе обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

В силу статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статьей 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно пункту 4.1 статьи 12 Федерального закона от 13 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является, в том числе, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6.10 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Смольный» установлено, что с национальным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов и проекты их развития, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка.

Материалами дела установлено, что 26 апреля 2016 г. между заказчиком -администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района, в лице главы сельского поселения Махалова С.А., и подрядчиком - индивидуальным предпринимателем Ц.С.А. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (1-й этап строительства)» (л.д. 4-8). Подрядчик по заданию заказчика приступил 26 апреля 2016 г. к выполнению работ по контракту.

Однако указанные работы по заказу глава администрации Смольненского сельского поселения по объекту «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» осуществлялись на земельном участке, включенном в границы ФГБУ «Национальный парк «Смольный», в отсутствие разрешительных документов, в том числе согласования с администрацией национального парка, то есть в нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

При этом доводы административного истца о том, что оспариваемое предписание вынесено в его адрес ошибочно, суд отклоняет, поскольку в силу статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

В настоящее время земельный участок, на котором производились работы, относится к территории национального парка.

Доводы административного истца о необоснованном включении в границы парка территории пос. Смольный, а также о наличие кадастровой ошибки какими-либо доказательствами не подтверждаются. При этом, сам по себе факт обращения в ТУ Росимущества в Республике Мордовия по вопросу исправления кадастровой ошибки и заключение муниципального контракта от 28 июня 2016 г. с ООО «Кадастровый центр» на исправление кадастровой ошибки, не может являться правовым основанием для признания оспариваемого предписания незаконным.

Административным истцом суду представлено заключение от 04 октября 2016 г. № 718 государственной экологической экспертизы проектной документации «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия», согласно которой представленная проектная документация «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского муниципального района Республики Мордовия», по объему и содержанию в основном соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предусмотренное в документации воздействие на окружающую среду допустимое; реализация проектных решений возможна (л.д. 43-48).

06 октября 2016 г. проектно – сметная документация на CD-диске и копия положительного заключения экологической экспертизы направлены для согласования в адрес директора ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Маскаева Г.Д. (л.д. 49).

Однако правового значения для рассматриваемого спора указанное заключение экспертизы не имеет, так как проведена она после вынесения оспариваемого предписания.

Свидетель С.С.П. суду показал, что в июне 2016 г. он, как сотрудник Управления Росприроднадзора, был приглашен в Ичалковский межрайонный следственный комитет по поводу нарушения режима национального парка «Смольный». Было определено, что земельный участок, на котором производились работы, находится в 107 квартале Кемлянского участкового лесничества национального парка «Смольный» на праве бессрочного пользования. После этого в Управление Росприроднадзора поступил проект на строительство водопровода в пос. Смольный для проведения государственной экологической экспертизы, по которой вынесено положительное заключение. На момент проведения работ в апреле 2016 г. государственная экологическая экспертиза не была проведена.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что административный истец до начала проведения работ по объекту «Водоснабжение улиц Лесная, Сосновая, Заводская, переулка Школьный поселка Смольный Ичалковского района Республики Мордовия» обязан был провести экологическую экспертизу проектно-сметной документации и согласовать с администрацией национального парка проведение этих работ, чего сделано не было.

Согласно статье 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом исполняющего обязанности директора ФГУ «Национальный парк «Смольный» от ДД.ММ.ГГГГ. Левин В.В. – старший государственный инспектор по охране территории парка управления парка переведен с 01 октября 2005 г. заместителем директора по охране территории парка (л.д. 78).

Приказом директора ФГБУ «Национальный парк «Смольный» от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в действующее штатное расписание от 09 января 2014 г., которыми должность заместителя директора по охране территории-начальника отдела переименована на заместителя директора-заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды (начальника отдела) (л.д.79).

Согласно должностной инструкции, утвержденной директором ФГБУ «Национальный парк «Смольный» 03 декабря 2005 г., в должностные обязанности заместителя директора-заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» входит: организация работы государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на всей территории парка; обеспечение на участке природной территории соблюдения установленного режима особой охраны и других требований природоохранительного законодательства (л.д. 80).

В силу пункта 4.4 Методических рекомендаций по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков, утвержденных Приказом Федеральной службы в сфере природопользования от 14 июня 2007 г. № 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедника и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому (физическому, должностному) лицу или индивидуальному предпринимателю провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Бланк предписания состоит из трех частей: вводной, непосредственно предписания и заключительной.

Вводная часть предписания содержит в себе следующие положения (информация вносится в соответствующие графы бланка предписания): место составления предписания; дата составления предписания; дата и номер акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования, на основании которого выдается предписание; фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание; наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество должностного (физического) лица, индивидуального предпринимателя, которому выдается предписание.

Пункты непосредственно предписания вносятся в табличную форму с отражением конкретного мероприятия, которое должно выполнить юридическое (должностное, физическое) лицо, ссылки на нормативно-правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность, и предельного срока его выполнения.

В заключительной части отражается информация о возможности обжалования предписания; срок представления информации природопользователем в дирекцию заповедника (национального парка) о результатах выполнения каждого пункта предписания или всего предписания в целом; должность, фамилия и инициалы, подпись лица, вынесшего предписание; сведения о вручении копии предписания лицу, которому вынесено предписание, его законному представителю, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля – заместитель директора ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Г.Г.Ф. показал, что в национальном парке имеется отдел охраны, возглавляемый Левиным В.В., в обязанности которого входит выявление, пресечение и оформление нарушений на территории национального парка. Считает, что выданное Левиным В.В. предписание соответствует требованиям законодательства.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заместитель директора – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Левин В.В., имея полномочия на выдачу предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, был вправе, с учетом необходимости восстановления положения существовавшего до нарушения администрацией Смольненского сельского поселения, в лице главы сельского поселения Махалова С.А., природоохранного законодательства, выдать ему предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

При этом оспариваемое предписание от 29 апреля 2016 г. оформлено на официальном бланке, соответствует требованиям, установленными Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков.

Неверное указание в оспариваемом предписании номера муниципального контракта не может являться основанием для признания его незаконным.

Патрульная путевка № 333 от 26 апреля 2016 г., выданная мобильной группе в составе заместителя директора Левина В.В., заместителя директора по лесохозяйственной деятельности С.З.Т., вопреки доводам стороны административного истца, соответствует Рекомендациям по применению патрульной путевки, данным в Письме Рослесхоза от 30 апреля 1998 г. № ДО-1-17-5/75 «О выполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1010». При этом, патрулирование охраняемой территории входит в круг должностных обязанностей Левина В.В., как заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды.

Доводы стороны административного истца о том, что акт осмотра территории оформлен ненадлежащим образом, имеет исправления, судом отклоняются, как не нашедшие своего подтверждения в судебном заседании. При изучении данного документа судом установлено, что содержащаяся в нем информация соответствует обстоятельствам дела, дата акта указана верно, а имеющиеся исправления в дате не могут повлиять на существо принимаемого решения по делу.

Судом отклоняются доводы административного истца о существенной разнице в указании площади снятия почвенного покрова, поскольку, как установлено в судебном заседании, копка траншеи производилась не только 26 апреля 2016 г., но и вплоть до вынесения оспариваемого предписания - 29 апреля 2016 г., в связи с чем площадь снятия почвенного покрова могла увеличиться.

Доводы представителя административного истца главы администрации Смольненского сельского поселения Махалова С.А. о том, что предписание от 29 апреля 2016 г. было вручено ему лишь 20 мая 2016 г., в связи с чем являлось заранее невыполнимым, суд отклоняет по следующим основаниям.

Одним из основных требований к предписанию административного органа является критерий его исполнимости, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок. Следовательно, предписание уполномоченного органа должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исходя из смыслового и логического толкования оспариваемого предписания, следует вывод о том, что главе администрации Смольненского сельского поселения Махалову С.А. предписано в период с момента его вынесения – 29 апреля 2016 г. прекратить работы по копке траншеи, то есть в нем содержатся конкретные указания относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в указанный срок, что им и было сделано, несмотря на то, что предписание им получено 20 мая 2016 г. Таким образом, Махалов С.А. фактически добровольно выполнил требования, содержащиеся в предписании от 29 апреля 2016 г.

Кроме того, свидетель Ж.А.М. суду показал, что 29 апреля 2016 г. заместитель директора Левин В.В. попросил его передать главе сельской администрации Махалову С.А. предписание. При встрече с Махаловым С.А. он попытался передать указанный документ, на что Махалов С.А. ответил, что это нужно сделать через почту. На почте в пос. Смольный данное письмо не приняли, поскольку все почтальоны уже разошлись. Он пытался вручить письмо заместителю главы администрации Л.Н.П. Однако, она также отказалась его принять, в связи с чем пришлось ехать на центральную почту в с. Кемля. Предписание было направлено Махалову С.А. 29 апреля 2016 г. заказным письмом с обратным уведомлением.

В судебном заседании свидетель С.О.И. показала, что заказные письма в администрации Смольненского сельского поселения, если глава администрации Махалов С.А. отсутствует, получать отказываются. В случае, если за заказные письма не расписываются, они сдаются обратно на почту. Вручала ли она письмо Махалову С.А., она не помнит.

Свидетель Л.Н.П. суду показала, что письма, которые адресуются лично Махалову С.А., получает только он, у нее таких полномочий нет. Было ли письмо из национального парка, адресованное Махалову С.А., она не знает.

При этом в судебном заседании административным ответчиком представлена копия квитанции о направлении 29 апреля 2016 г. Махалову С.А. заказного письма с уведомлением.

Ссылка стороны административного истца на нарушение административным ответчиком положений статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является несостоятельной, поскольку не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Принимая во внимание, что заместитель директора – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Левин В.В. действовал в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных ему полномочий, поэтому права административного истца им нарушены не были.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия к ФГБУ «Национальный парк «Смольный», заместителю директора - заместителю главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смольный» Левину В.В. о признании незаконным и отмене предписания от 29 апреля 2016 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды следует оказать.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Давая оценку доказательствам, исследованным в судебном заседании, суд считает доказательства, представленные сторонами суду, относимыми, допустимыми и достаточными для вынесения решения по делу.

При этом срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что глава администрации Смольненского сельского поселения Махалов С.А. первоначально обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с административным иском об оспаривании предписания от 29 апреля 2016 г., вынесенного заместителем директора – заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Левиным В.В. – 20 мая 2016 г. (л.д.17).

Определением от 23 мая 2016 г. судьи Ичалковского районного суда Республики Мордовия указанное административное исковое заявление возвращено административному истцу, как несоответствующее требованиям статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д. 18).

24 мая 2016 г. глава администрации Смольненского сельского поселения Махалов С.А. обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с административным иском об оспаривании предписания от 29 апреля 2016 г. (л.д. 19), однако определением от 25 мая 2016 г. судьи Ичалковского районного суда Республики Мордовия указанное административное исковое заявление оставлено без движения, предоставлен срок для устранения недостатков административного иска до 01 июня 2016 г. (л.д. 20-21).

Апелляционным определением от 07 июля 2016 г. Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия определение судьи Ичалковского районного суда Республики Мордовия отменено, материал с частной жалобой направлен в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда (л.д. 23).

Определением от 03 августа 2016 г. судьи Ичалковского районного суда Республики Мордовия административное исковое заявление главы администрации Смольненского сельского поселения Махалова С.А. об оспаривании предписания от 29 апреля 2016 г. оставлено без движения, предоставлен срок для устранения недостатков административного иска до 10 августа 2016 г. (л.д. 24-25).

Принимая во внимание тот факт, что административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его обращения в суд, и то, что требования по данным обращениям являются идентичными, суд приходит к выводу о том, что трехмесячный срок для обращения в суд с данным административным иском не истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

     р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2016 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2а-363/2016 ~ М-360/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глава Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района РМ
Ответчики
ФГБУ "Национальный парк "Смольный"
Левин Владимир Вениаминович
Другие
Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия
ТУ Росимущества в Республике Мордовия
Любишкина Нина Петровна
Суд
Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Проняшин Александр Александрович
Дело на сайте суда
ichalkovsky--mor.sudrf.ru
28.09.2016Регистрация административного искового заявления
28.09.2016Передача материалов судье
29.09.2016Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2016Подготовка дела (собеседование)
18.10.2016Подготовка дела (собеседование)
01.11.2016Подготовка дела (собеседование)
01.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее