<данные изъяты>
Дело № 2-2274/2017
Категория 2.124
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,
при секретаре – Корнеенко Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора Гагаринского района города Севастополя – Инкешова Н.В., представителя третьего лица Кавериной И.В., лица, в интересах которого заявлены исковые требования – Манасовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах Манасовой Александры Сергеевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо – Департамент образования города Севастополя, о понуждении предоставить благоустроенное жилье,
У С Т А Н О В И Л:
24.07.2017 Прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд с исковым заявлением в интересах Манасовой А.С., в котором просит обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Манасовой Александре Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 24.02.2015 Манасова А.С. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно положениями Федерального закона №159 от 21.12.1996 с датой включения в список 11.02.2013. Также Манасова А.С. признана лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации и вынуждена получать социальные услуги в стационарной форме в ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям». До настоящего времени Манасова А.С. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем Прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Помощник прокурора Гагаринского района города Севастополя в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Лицо, в интересах которого подано исковое заявление в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, предоставил суду отзыв на иск, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать, поскольку предоставление Манасовой А.С. жилого помещения вне очереди повлечет за собой ущемление прав иных граждан, принятых на учет в более ранний срок.
Представитель третьего лица Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебном заседании просила рассмотреть дело на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента образования города Севастополя в судебном заседании рассмотрение дела оставила на усмотрение суда.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), мнения участников процесса и поданного отзыва, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для реализации права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Аналогичные нормы предусмотрены также пунктом 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 09.02.2015 №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Севастополе» (далее Закон №112-ЗС).
В соответствии с ч.3 ст. 8 Закона №112-ЗС жилые помещения из специализированного фонда г. Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным лицам по нормам предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством города.
Как установлено из материалов дела, Манасова А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты города Севастополя от 24.02.2015 №63/12 Манасова А.С. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно положениям Федерального закона №159 от 21.12.1996 с датой включения в список 11.02.2013.
До настоящего времени Манасова А.С. жилым помещением не обеспечена.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-КГ14-2 федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании вышеизложенного суд полагает, что истцом представлены доказательства обстоятельств, служащих основанием для обеспечения Манасовой А.С. жилым помещением по договору найма специализированного жилья.
С учетом того, что в соответствии с п.3.1.2.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №840-ПП от 08.09.2016, Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Манасовой Александре Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2017.
Председательствующий – <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>