Дело № 2-416/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2014 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Здорововой Г.С., лица, в отношении которого предъявлен иск - Овсянниковой Н.В., представителя ответчика администрации г. Канска Колмаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Овсянниковой (Василистовой) Н.В. к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Овсянниковой (Василистовой) Н.В. с исковыми требованиями к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, мотивируя свои требования тем, что решением Иланского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Овсянниковой (Василистовой) Н.В. лишены родительских прав, в последующем родители Овсянниковой (Василистовой) Н.В. отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ Овсянникова (Василистова) Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в КГКУ СО СРЦН «Иланский». В 2001 г. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над Овсянниковой (Василистовой) Н.В. была установлена опека, опекуном была назначена ФИО4. За Овсянниковой Н.В. (до брака Василистовой) этим же постановлением было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Данное постановление администрацией не отменялось и не изменялось. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное за Овсянниковой (Василистовой) Н.В., признано непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования межведомственной комиссией. Овсянникова (Василистова) Н.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла и не состоит, жилье по договору социального найма не предоставлялось. Прокурора просит обязать администрацию г. Канска предоставить Овсянниковой (Василистовой) Н.В. в г. Канске пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления – 33 кв.м..
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Здоровова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании истец Овсянникова (Василистова) Н.В. предъявленные в ее интересах исковые требования поддержала, суду пояснила, что до 18 лет проживала в <адрес>, затем переехала в <адрес>, вышла замуж. После смерти отца - ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ г., в доме по адресу: <адрес> не проживала, в настоящее время дом признан непригодным для проживания. До 23 лет за защитой своих прав никуда не обращалась. С заявлением о получении жилья взамен непригодного не обращалась. В собственности жилья не имеет. По договору социального найма жилье ей не предоставлялось. На учете в качестве нуждающейся не состоит.
Представитель ответчика администрации г. Канска Колмакова В.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченными ими лицами по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации и законодательство Красноярского края предусматривает сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, и не содержит указания на то, что такое право может быть признано только на основании решения суда, не содержит такого основания для отказа во включение в список, как направление документов в Министерство образования и науки Красноярского края после достижения 23-х летнего возраста. Законодательство не предусматривает формирование пакета необходимых документов органами местного самоуправления в отношении лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, но не содержит запрет указанным лицам самостоятельно сформировать необходимый пакет документов и направить в Министерство образования и науки Красноярского края для решения вопроса о включении в список. Овсянникова Н.В. не представляет документов, подтверждающих факт обращения в Министерство образования и науки Красноярского края. Кроме того, в соответствии с законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, жилым помещением по договору социального найма обеспечивались дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не достигшие 23- летнего возраста, не имеющие закрепленного жилого помещения. Овсянникова Н.В. (до брака Василистова) имела закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, таким образом, у нее до достижения 23-летнего возраста не возникало право на обеспечение жилым помещением. Документов, подтверждающих незаконность закрепления за ней жилого помещения, невозможность проживания в данном жилом помещении Овсянникова Н.В. не предоставляла, в суд с заявлением о нарушении ее жилищных прав не обращалась. Овсянникова ЕН.В. по достижении 18-летнего возраста в закрепленное жилое помещение не вселялась, уже в 2003 году проживала без регистрации с ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ родила сына. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с ФИО8. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Овсянникова Н.В. имея право проживать в закрепленном жилом помещении, по своей воле не воспользовалась правом пользования жилым помещением, как в дальнейшем не воспользовалась и правом на вступление в наследство после смерти отца, являвшимся собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу, не приняла мер к содержанию данного имущества, полагает, что своими действиями (бездействием) привела к тому, что дом в 2013 году был признан непригодным для проживания. Признание жилого дома по адресу: <адрес>, закрепленного за Овсянниковой Н.В. (Василистовой), непригодным для проживания в 2013 году, не свидетельствует о том, что он был непригоден для проживания до достижения ею 23-летнего возраста, и у не возникло право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Овсянниковой Н.В. не доказано возникновение у не права на обеспечение жилым помещением до достижения 23-х летнего возраста как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, действующее же законодательство предусматривает сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, т.е. право до 23-летнего возраста уже должно возникнуть. Кроме того, администрация г. Канска не является надлежащим ответчиком по делу, так как администрации г. Канска переданы полномочия по приобретению в муниципальную собственность, строительству жилых помещений и предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов. Перечень лиц, которым в рамках ежегодно заключаемого соглашения между администрацией г. Канска и Министерством образования и науки Красноярского края необходимо приобрести помещения, указывается Министерством образования и науки Красноярского края. Уставом г. Канска не предусмотрено использование собственных средств муниципального образования на исполнение государственных полномочий, кроме того, г. Канск является дотационной территорией. Вины администрации в том, что Овсянникова Н.В. не обеспечена жилым помещением нет.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель МКУ «Управление образования г. Канска» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Управления образования Иланского района, администрации г. Иланский в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, при согласии других участников процесса, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав помощника Канского межрайпрокурора, истца, представителя ответчика, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавший до 01.03.2005, а также пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до ДД.ММ.ГГГГ г., предусматривали предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, в силу указанных норм Закона гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и нормы Жилищного кодекса РФ.
Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс РФ и действующими с ДД.ММ.ГГГГ года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92).
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).
Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01.01.2013, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Названные нормы подлежат применению в неразрывной связи и совокупности. В соответствии с их смыслом значимыми обстоятельствами по рассматриваемому спору являются сведения о нуждаемости истца в жилом помещении, постановка на учет при отсутствии жилья до 23 лет, сведения об очередности на его получение и сохранение права в случае, если таковая не подошла до 23 лет.
Изложенная правовая позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади и при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Таких обстоятельств по делу не усматривается.
Овсянникова (до брака Василистова) Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.5), действительно относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Иланского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Овсянниковой (Василистовой) Н.В. лишены родительских прав (л.д. 6). Родители Овсянниковой (Василистовой) Н.В. отец – ФИО18 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), мать – ФИО19 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Согласно справки № 130 от 08.11.2012 г. Овсянникова (Василистова) Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в КГКУ СО СРЦН «Иланский» (л.д. 10). В соответствии с постановлением администрации Иланского района от ДД.ММ.ГГГГ № над Овсянниковой (Василистовой) Н.В. была установлена опека, опекуном была назначена ФИО4 (л.д. 9).
Представленные суду сведения свидетельствуют о том, что истец был обеспечен жильем по адресу: <адрес>. Оно было закреплено за Овсянниковой Н.В. (до брака Василистовой) Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9) Данное постановление администрацией не отменялось и не изменялось.
По достижении 18 летнего возраста истец Овсянникова Н.В. свое право на проживание не реализовала, в закрепленное жилое помещение не вселялась, уже в 2003 году проживала без регистрации с ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ родила сына. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с ФИО8. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д. 16-18). Овсянникова Н.В., имея право проживать в закрепленном жилом помещении, по своей воле не воспользовалась правом пользования жилым помещением, как в дальнейшем не воспользовалась и правом на вступление в наследство после смерти отца ФИО6, являвшимся собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу (л.д. 19). Не принимала никаких мер к содержанию данного имущества, что не отрицалось ею в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было произведено обследование помещения по адресу: <адрес>, по заявлению ФИО9 (л.д. 11). Согласно заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом непригоден для проживания. Сведений о том, что указанное жилое помещение признавалось непригодным для проживания ранее января 2013 года, в материалах дела не имеется. С заявлением о предоставлении ей жилого помещения взамен непригодного для проживания в соответствии с ЖК РФ Овсянникова Н.В. не обращалась, что не отрицалось ею в судебном заседании.
Сведений о том, что Овсянникова В.Н. обращался в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 23 лет, не представлено. В отдел опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации г. Канска» Овсянникова Н.В. обращалась ДД.ММ.ГГГГ год по вопросу защиты жилищных прав, достигнув возраста старше 23-х лет, что подтверждается показаниями представителя МКУ «Управление образования администрации г. Канска» Огоньковой Т.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50).
Несостоятельной является и ссылка помощника Канского межрайонного прокурора на решение Иланского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Иланского района в интересах ФИО9 (до брака Василистовой), ФИО12 (до брака Василистовой), ФИО13, ФИО14 о предоставлении жилого помещения, поскольку приведенный судебный акт преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация г. Канска, поскольку фактическое предоставления жилого помещения осуществляется именно органами местного самоуправления.
Учитывая приведенные нормы законодательства, а также установленные по делу и изложенные выше обстоятельства, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах Овсянниковой (Василистовой) Н.В. к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья И.В. Калинкина