П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена дата
Мотивированное постановление изготовлено дата.
г. Самара
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Гильманов Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей», ИНН №..., ОГРН №... от дата юридический и фактический адрес: адрес,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом №... от дата, составленным должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - ведущим специалистом-спертом отдела надзора по коммунальной гигиене В.И.Г. юридическому лицу – Акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: дата в 9.30 при анализе документов, в рамках проводимого административного расследования по обращению вх.№... от дата в отношении подразделению 5-го сетевого района АО «ПТС» расположенного по адресу: адрес установлено, что обозначенном юридическим лицом нарушено законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: предприятием не обеспечены работы по проектированию, организацию и благоустройству санитарно-защитной зоны предприятия 5-го сетевого района по адресу: адрес, что является нарушением ст. 11, 20 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.; п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
В судебном заседании представитель Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» - А.Л.Л., действующая на основании доверенности №... от дата, просила производство по делу в отношении Акционерного общества ««Предприятие тепловых сетей» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание должностное лицо – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив представленные материалы дела, выслушав представителя Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей», прихожу к тому, что с выводом должностного лица о наличии вины Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ согласиться нельзя на основании следующего.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Как следует из п. 5.1 вышеуказанного СанПин юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
В обоснование составления должностным лицом – ведущим специалистом-спертом отдела надзора по коммунальной гигиене В.И.Г. протокола №... от дата об административном правонарушении указано, что дата в 9.30 при анализе документов, в рамках проводимого административного расследования по обращению вх.№... от дата в отношении подразделения 5-го сетевого района АО «ПТС», расположенного по адресу: адрес установлено, что обозначенным юридическим лицом нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: предприятием не обеспечены работы по проектированию, организацию и благоустройству санитарно-защитной зоны предприятия 5-го сетевого района по адресу: адрес, что является нарушением ст. 11, 20 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.; п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Однако с такими выводами должностного лица нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Так из представленных представителем юридического лица - Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» документов следует, что дата в ответ на требование Управления Роспотребнадзора по адрес о явке дата к 10.00 час. для дачи пояснений о проведении работ по установлению санитарно-защитной зоны объекта, расположенного по адрес, а также для составления протокола об административном правонарушении, АО «ПТС» по электронной почте направило ходатайство о возможности переноса сроков дачи пояснений или использовании для этих целей аудио, видеосвязь и документооборот посредством электронной почты, указывая на то, что приказом АО «ПТС» №... от дата «О принятии мер по снижению рисков по распространению вирусных инфекций», а также в целях исполнения п. 1.4 приказа Филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» №... от дата «О мерах по снижению рисков распространения вирусных инфекций», запрещено участие работников предприятия на внешних форумах, мероприятиях и совещаниях.
По смыслу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено право участвовать в рассмотрении дела и присутствовать при составлении протокола, законодатель корреспондирует обязанность административного органа предоставить указанному лицу такую возможность.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие разрешение должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Самарской области ходатайства представителя юридического лица о возможности переноса сроков дачи пояснений или использовании для этих целей аудио, видеосвязь и документооборот посредством электронной почты. Протокол об административном правонарушении составлен дата в отсутствие представителя АО «ПТС», в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области не были созданы условия, необходимые для реализации права на защиту на стадии рассмотрения дела, АО «ПТС» было лишено права представить объяснения и документы по обстоятельствам дела.
Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении от дата, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО «ПТС» послужило обращение жителей адрес (вх.№... от дата) о проведении работ АО «ПТС», сопровождающиеся повышенным шумом и загрязнением атмосферного воздуха.
По адресу: адрес (в документах указано подразделение 5-го сетевого района, адрес) расположена насосная станция №..., принадлежащая АО «ПТС» на праве собственности.
В рамках проведения административного расследования была назначена экспертиза в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», проведены лабораторно-инструментальные измерения уровней шума и атмосферного воздуха от деятельности АО «ПТС» около жилого адрес.
Как следует из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» от дата №..., результаты лабораторных испытаний суммарного эквивалентного уровня звука и суммарного максимального уровня звука, в дневное время суток, в контрольных точках 1-3 на территории жилой застройки около жилых домов по адресу: адрес, во время деятельности производственного участка АО «ПТС» (адресА), на момент проведения испытаний, соответствуют требованиям п. 6.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; п. 9 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. (ст. 1.5)
По запросу Управления Роспотребнадзора по Самарской области АО «ПТС» была предоставлена информация (исх. письмо №... от дата) о режиме работы 5-го сетевого района (с 8 часов 00 минут до 17 часов 00 минут). С указанием, что в ночное время указанное подразделение не работает.
Согласно «Проекту нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу» для проведения ремонтных работ на трассе 5-й сетевой район имеет 4 передвижных сварочных агрегата «САК».
Данное подразделение относится к производствам и объектам, для которых вибрационное и шумовое воздействие не является ведущими, на данном участке отсутствуют источники значимого шумового и вибрационного воздействия. 5-й сетевой район не имеет источников электромагнитных, ионизирующих излучений и других физических факторов, негативно влияющих на население. Превышения уровня шума от деятельности предприятия, особенно в ночное время, не наблюдается.
По результатам расчетов уровня шумового воздействия предприятия, приведенных в проекте «Обоснования Санитарно-Защитной зоны» установлено, что данное подразделение не оказывает недопустимого воздействия на условия проживания в районе расположения 5-го сетевого района. Мероприятий по защите от шума не требуется.
В силу п. 18 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий может быть отнесена санитарно-защитная зона.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Проект обоснования санитарно-защитной зоны для 5-го сетевого района АО «ПТС» (адрес) был разработан в 2010 году, в котором, согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» была установлена расчетная граница СЗЗ размером по границе промплощадки, окончательно размеры СЗЗ не установлены.
В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-Ф3, (в ред. 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с дата определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно- защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
В силу п. 14 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-Ф3, ( ред. 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года.
Соответственно требования об установлении санитарно-защитной зоны и разработка проекта санитарно-защитной зоны в отношении действующих объектов ранее 1 января 2022 года незаконны.
Поскольку вина Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, не установлена, в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 6.3, ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня получения или вручения копии мотивированного постановления.
Судья: подпись Р.Р. Гильманов
Копия верна:
Судья: Р.Р. Гильманов
Секретарь: