Дело № 2К-70/2017
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО7 о назначении досрочной пенсии,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, по причине отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет на соответствующих видах работ. В специальный стаж в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяцев) не включены: период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности медицинской сестры детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В специальный стаж в календарном порядке не включены периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по коллективному договору с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец просила обязать ответчика включить в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяцев) период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности медицинской сестры детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в календарном порядке периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по коллективному договору с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО7 ФИО5 извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие, в отзыве на исковое заявление указала, что в назначении досрочной пенсии по старости комиссией по назначению пенсий отказано правомерно по причине недостаточности требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Такое учреждение как детский сад не предусмотрено Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, изучив выплатное (отказное) дело истца, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры в <адрес> ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в дошкольное образование Детский сад № в качестве медицинской сестры. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность клинического лаборанта в <адрес> ЦРБ. На момент обращения с иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ) истец работала в должности клинического лаборанта ГБУЗ <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в ФИО7) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по правилам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № года истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью льготного стажа. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, определен органом пенсионного обеспечения - <данные изъяты>. В медицинский стаж ответчик не включил: период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды курсов повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности медицинской сестры детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по коллективному договору с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Федеральном законе N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Согласно п. "н" ст. 1Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
При решении вопроса о необходимости зачисления на общих основаниях в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов, когда истец фактически не выполняла своих трудовых функций, а находилась в командировках, на курсах повышения квалификации, в отпуске по коллективному договору с сохранением заработной платы, суд исходит из следующего.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Как видно из дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с целью усовершенствования направлялась работодателем для прохождения курсов повышения квалификации, в командировки, в материалах дела имеются выписки из соответствующих приказов (л.д. №). Периодам нахождения истицы на курсах повышения квалификации предшествовала работа в должности лаборанта клинической лаборатории ГБУЗ <адрес>». Прохождение курсов являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, и после прохождения курсов она продолжала работать в указанной должности, следовательно, обозначенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно справке ГБУЗ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках за ФИО3 сохранялись должность, средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, период прохождения истцом курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж в льготном порядке (1:1,3), как период имевший место до ДД.ММ.ГГГГ, периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном порядке.
В отношении периода нахождения истца в отпуске с сохранением заработной платы по коллективному трудовому договору, суд исходит из следующего.
Предоставление работникам дополнительных отпусков с сохранением заработной платы, в том числе, в связи со смертью близких родственников 3 дня в период по состоянию на декабрь 2004 года было предусмотрено коллективным договором учреждения, что подтверждается справкой ГБУЗ «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2147.
Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №/к истцу были предоставлены дни отдыха с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью отца, с сохранением заработной платы (л.д. №).
Следовательно, указанный период подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Требование истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периода её работы в должности старшей медицинской сестры детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке (1:1,3) основан на неправильном толковании действующего законодательства.
Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах).
После принятия Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после ДД.ММ.ГГГГ не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, периоды работы истца в должности медицинской сестры детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период получения пособия по беременности и родам, имевший место в период работы в Детском саду № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с трудовым законодательством отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №), который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Данный отпуск оплачивался через пособие по государственному социальному страхованию по беременности и родам. Таким образом, период отпуска по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия в период временной нетрудоспособности, который в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, поскольку период отпуска по беременности и родам имел место в период работы истца в должности медицинской сестры Детского сада №, он не подлежит включению в специальный стаж ФИО3, на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
Исчисление и включение в специальный стаж остальных периодов осуществления трудовой деятельности истца сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с отсутствием на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, равно как на дату разрешения спора, необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", права на указанную пенсию у ФИО3 не имеется.
При таких обстоятельствах требование истца о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Обязать ФИО7) включить ФИО3 в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды (включительно) в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца): период нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в календарном исчислении - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по коллективному договору с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО7) в пользу ФИО3 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 24 апреля 2017 года