Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-624/2021 от 18.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 года город Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Тепловой С.Н.,

с участием прокурора ФИО5,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-624/2021 по административному иску Деминой Екатерины Евгеньевны к Участковой избирательной комиссии № Самарской области, Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары, Администрации Самарского внутригородского района г. Самары о признании недействительным списка избирателей по избирательному участку № и указанные в нем итоги голосования по избирательному округу, протокола УИК № об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения ТИК Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , протокола ОИК о результатах выборов, результатов выборов и итогов голосования по избирательному участку на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара по избирательному округу ,

УСТАНОВИЛ:

Демина Е.Е. с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии № Самарской области, Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары в котором просила признать недействительным список избирателей по избирательному участку и указанные в нем итоги голосования по избирательному округу, признать незаконным и недействительным протокол УИК об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и недействительным и отменить решение ТИК Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , «Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ года» протокола ОИК о результатах выборов, подписанный ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительными результаты выборов и итоги голосования по избирательному участку на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара по избирательному округу оформленные протоколом ОИК о результатах выборов по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Демина Е.Е. и ее представитель ФИО11 административные исковые требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в иске, суду дополнительно пояснили, что и пояснили, что список избирателей по избирательному участку является юридически ничтожным, поскольку он не оформлен и не подтвержден надлежащим образом, а, следовательно, все решения избирательных комиссий являются недействительными, поскольку эти решения, воспроизводят данные данного списка. В подлиннике списка, отсутствует подпись председателя и секретаря, результаты не заверены и документ является юридически недействительным. Также данный документ содержит недостоверные результаты голосования и подсчета этих голосов. По мнению административного истца и ее представителя, ряд подписей в списке избирателей от их имени проставлен председателем участковой избирательной комиссии. Истец также полагает, что итоги выборов по избирательному участку подлежат признанию недействительными и отмене, а избирательная комиссия обязана устранить данные нарушения.

Представитель административного истца ФИО7, допущенная для участия в дело по устному ходатайству в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары ФИО8 административные исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что голосование проведено в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, при подсчете бюллетеней истцом, либо ее представителями какие-либо жалобы на процесс подсчета голосов не подавались, в присутствии административного истца и в присутствии ее представителя ФИО11 изучались бюллетени для голосования и каких-либо подмен установлено не было, кроме того ответчиком не допущено нарушений закона, которые могли бы повлиять на результаты выборов или достоверность подсчета голосов избирателей.

Представитель административного ответчика – председатель Участковой избирательной комиссии № Самарской области ФИО9 административные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что действовала в соответствии с законодательством, по поводу последней страницы списка избирателей пояснила, что там отсутствуют подписи председателя и секретаря и нет оттиска печати, поскольку обстановка на избирательном участке была напряженная, секретарь, скорее всего забыла отдать ей список на подпись. При этом, сам список в целом прошнурован, прошит, скреплен печатью и ее подписью.

Представитель административного ответчика Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения, согласно которых в удовлетворении требований просил отказать.

Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, однако о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица, привлеченные для участия в деле ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в судебное заседание не явились, извещались о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав стороны, заключение прокурора, считавшего административные исковые требования необоснованными, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В силу ч. 1 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

На основании ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Судом проверено соблюдение предусмотренного законом срока для предъявления административных исков, являющихся предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела, и установлено, что такие сроки Деминой Е.Е. соблюдены.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и Законом Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее – Закон Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД).

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В силу положений пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно пункту 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.

На основании п. 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно статье 76 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, иных федеральных законов, настоящего Закона, вышестоящая избирательная комиссия до определения результатов выборов депутатов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутата и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования, результатов выборов депутата недействительными (ч. 1).

После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутата может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутата и (или) сводную таблицу (ч. 2).

Суд может признать итоги голосования, результаты выборов депутатов недействительными в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством (ч. 3).

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов депутата в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов депутата по соответствующему одномандатному избирательному округу недействительными (ч. 4).

Таким образом, любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям Законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения об итогах голосования, результатов выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в постановлении от 22 апреля 2013 года -П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при <данные изъяты> голосовании.

Голосование на выборах и референдуме является <данные изъяты>, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ установлено, что регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.

На основании пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума (пункт 11 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).

Как следует из пункта 15.1 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона составление списка избирателей, участников референдума, передача в участковую комиссию первого экземпляра списка избирателей, участников референдума и ознакомление со списком избирателей, участников референдума по соответствующему избирательному участку, участку референдума осуществляются в сроки, установленные законом, в целях обеспечения проведения досрочного голосования избирателей, участников референдума.

На основании пункта 2 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии (в случаях, предусмотренных законом, - в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) не ранее чем за 10 дней до дня голосования, если законом не будет предусмотрено заполнение избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).

Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума. Если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, указанный список не составляется, а все необходимые сведения и отметки вносятся в список избирателей, участников референдума.

Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя, участника референдума дату и время досрочного голосования этого избирателя, участника референдума. Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, - к списку избирателей, участников референдума) (пункты 5, 6 статьи 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).

На основании пунктов 7, 8 статьи 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, если избиратель, участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью. При получении избирателем, участником референдума бюллетеня в списке досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, после чего избиратель, участник референдума проставляет в списке серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума, также расписывается в соответствующей графе списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.

Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума вне места для <данные изъяты> голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.

Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.

Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.

Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума участковой комиссией в списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума. Если избиратель, участник референдума голосует досрочно в помещении участковой комиссии, отметка: «Проголосовал досрочно» делается в списке избирателей, участников референдума при выдаче бюллетеня.

Информация о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии (пункты 9 - 14 статьи 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).

Согласно ст. 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования) (п. 1).

Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 4 статьи 63.1, пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона и пунктом 18 настоящей статьи, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума (п. 2).

Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования (п. 5).

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении (п. 9).

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется, открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 10 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

На основании пункта 14 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ при сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

В силу пункта 21 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, после этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Судом при рассмотрении дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Демина Е.Е. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу , выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа передала, а участковая избирательная комиссия избирательного участка получила ДД.ММ.ГГГГ в 17.45 часов 1000 бюллетеней, что подтверждается актом передачи бюллетеней для голосования (л.д.118,т.1)

Из представленной суду акта передачи нового тиража бюллетеней для голосования на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу (л.д. 116, т. 1) следует, что Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа передано ДД.ММ.ГГГГ Участковой избирательной комиссии избирательного участка бюллетеней.

Согласно Акту о передаче списка участников голосования от ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Самарского района г. Самары с полномочиями избирательной комиссии Самарского внутригородского района городского округа Самара передала Участковой избирательной комиссии участка для голосования список участников голосования по одномандатному избирательному округу с числом участников голосования 1191 (л.д. 119, т. 1).

Судом установлено, что со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилось досрочное голосование, что подтверждается: Реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования (л.д. 60-65, т. 1), заявлениями избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования и списком избирателей с отметками о голосовании вне помещения для голосования, обозреваемыми в судебном заседании. В соответствии с протоколом об итогах голосования, общее количество избирателей, проголосовавших досрочно, составило 114.

В Реестре заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования (л.д. 60-64, т. 1) 3 и ДД.ММ.ГГГГ указаны данные 59 избирателей.

Из представленной суду Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для проведения досрочного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, голосования в день голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования (л.д. 37, т. 1), исходя из количества неиспользованных возвращенных избирательных бюллетеней 90 из 100 ДД.ММ.ГГГГ и 96 из 100 ДД.ММ.ГГГГ следует, что 9 и ДД.ММ.ГГГГ досрочно в помещении для голосования проголосовали 14 избирателей.

Согласно протоколу Участковой избирательной комиссии об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу избирательного участка , подписанному ДД.ММ.ГГГГ в 02 час. 31 мин. (л.д. 5, т. 1) и протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу , подписанному ДД.ММ.ГГГГ в 19.09 часов (л.д.136, т.2), число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования , число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями , число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования , число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголодавшим вне помещения для голосования в день голосования , число погашенных бюллетеней , число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования , число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования , число недействительных избирательных бюллетеней , число действительных избирательных бюллетеней , большинство голосов избирателей, было подано за кандидата ФИО10, за ФИО1 - .

Судом установлено, что протокол Участковой избирательной комиссии об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу и протокол окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу , соответствуют требованиям закона по форме и содержанию, подписаны всеми присутствующими членами избирательной комиссии, особое мнение кого-либо из членов комиссии отсутствует. Какие-либо нарушения, допущенные при подписании протокола, отсутствуют.

Доводы о каких-либо нарушениях в части процедуры подсчета голосов и оформления протокола об итогах голосования административный иск не содержит.

Результаты выборов депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва определены Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа ДД.ММ.ГГГГ и официально опубликованы в газете «Самарская газета» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно списка избирателей, а именно на странице, где указаны итого по списку избирателей: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования - 1198, число избирателей проголосовавших досрочно - 114, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в помещении для голосования в день голосования - 124, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголодавшим вне помещения для голосования в день голосования - 7.

При обращении в суд с настоящим административным иском, истцом указывается на следующие нарушения закона, допущенные, по его мнению, административным ответчиком и влекущие удовлетворение заявленных административных исковых требований:

- отсутствие подписи председателя участковой избирательной комиссии и секретаря участковой избирательной комиссии в списке избирателей по избирательному участку ;

- наличие в списке избирателей недостоверного результата голосования и подсчета данных голосов – отражение в списке избирателей в качестве проголосовавших избирателей информации о 20 лицах, проголосовавших досрочно, при одновременном отражении в конце списка сведений о 114 лицах, проголосовавших досрочно;

- предположение административного истца о допущенных председателем избирательной комиссии фактах проставления подписей в списке избирателей собственноручно вместо самих избирателей.

Суд полагает, что вышеуказанные обстоятельства частично не нашли своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящего административного дела, а частично установленные обстоятельства не свидетельствуют об обоснованности заявленных административных исковых требований.

Так, судом установлено, что список избирателей по избирательному участку действительно не содержит подписей председателя и секретаря участковой избирательной комиссии в графе «итого по списку избирателей». Между тем, как установлено судом, сам список избирателей прошит, пронумерован, заверен подписью председателя комиссии и скреплен печатью в последнем листе списка указано на общее количество избирателей – 1 198, число избирателей, проголосовавших досрочно – 114, число избирательных бюллетеней    , выданных избирателем в помещениях для голосования – 124, числе избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим не помещения для голосования в день голосования – 7.

При этом, суд также учитывает, что административный истец, равно как и наблюдатели присутствовала при подсчете бюллетеней, какие-либо нарушения связанные с подсчетом голосов избирателей, бюллетеней, проголосовавших лиц, в ходе подсчета голосов установлены не были, не были установлены какие-либо дополнительные бюллетени, не входящие в общий список выданных и заполненных избирателями бюллетеней, равно как не установлены такие обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего административного дела, жалобы кандидата Деминой Е.Е. о нарушении порядка подсчета бюллетеней или порядка подсчета голосов избирателей в ходе голосования либо после него не подавались.

Судом установлено, что по итогам проведенного голосования, на основании принятых избирательной комиссией заполненных избирателями бюллетеней для голосования, был произведен подсчет голосов, которым был определен победитель итогов голосования.

Данный подсчет был произведен всеми членами избирательной комиссии с участием, в том числе, административного истца, доказательств, объективно и достоверно подтверждающих факт фальсификации итогов выборов, судом при рассмотрении дела, не добыто, доводы административного истца, положенные в основу поданного административного иска, являются либо его предположениями, либо указанием на якобы имевшее место нарушение процедуры голосования.

Между тем, установленные судом обстоятельства дела, свидетельствуют о достоверном определении административным ответчиком действительной воли избирателей при проведении голосования, допущенные же административным ответчиком неточности и технические ошибки при заполнении списка избирателей в части отсутствия подписи председателя и секретаря избирательной комиссии в графе «итого по списку избирателей» не свидетельствуют о недостоверности итогов подсчета голосов избирателей, отданных за конкретного кандидата.

Суждение административного истца о допущенных председателем избирательной комиссии фактах проставления подписей в списке избирателей собственноручно вместо самих избирателей, как доводы о том, что подпись избирателя Свидетель №4, не соответствует подписи в заявлении, являются голословными, какими-либо объективными и допустимыми доказательствами не подтверждены, в связи с чем, судом отвергается как недостоверные.

Судом, при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов по одномандатному избирательному округу по выборам депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара не установлено, доводы административного истца, в том числе о нарушении ее прав, и представленные ею доказательства носят вероятностный, предположительный характер. Административный истец, ссылаясь на нарушение своего активного избирательного права, доказательств допущения нарушений, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей, не представила.

С учетом изложенного суд не находит оснований для признания недействительным списка избирателей по избирательному участку и указанные в нем итоги голосования по 14 избирательному округу, протокола УИК об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения ТИК Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , протокола ОИК о результатах выборов, результатов выборов и итогов голосования по избирательному участку на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара по избирательному округу .

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Деминой Екатерины Евгеньевны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2021 года.

2а-624/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Демина Е.Е.
Прокуратура Самарского района г. Самары
Ответчики
Администрация Самарского внутригородского района г.о.Самара
УИК № 3210
Другие
Малороссиянцева Н.О.
Круглов А.Г.
Шахова А.Н.
Агашкова Наталья петровна
Ворман С.А.
Камарова Л.М.
Муханова Н.А.
Территориальная избирательная комиссия Самарского района г.Самары
Областная избирательная комиссия самасркой области
Барзанова Светлана Виктровна
Дворцова О.Г.
Ковердяева Ольга Владимровна
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Теплова С.Н.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
14.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее