Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Лух Ивановской области 25 июля 2018 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Верховской Е.П.,
при секретаре Малковой Н.В.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Лухского района Ивановской области Дубровина В.А.,
представителя ответчиков - администрации Лухского муниципального района Ивановской области, Управления городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района Ивановской области Гавриловой Е.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ОГИБДД МО МВД России «Родниковский» Скворцова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Лухского района Ивановской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Лухского муниципального района Ивановской области и Управлению городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района Ивановской области о понуждении устранить выявленные нарушения федерального законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Лухского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лухского муниципального района Ивановской области, управлению городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района Ивановской области об обязании разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения в Лухском городском поселении по <адрес> муниципального района Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании заявленных требований прокурор указал, что в период с 21 по 25 июня 2018 года прокуратурой Лухского района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения мер, направленных на повышение эффективности и безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией Лухского муниципального района не утвержден проект организации дорожного движения в Лухском городском поселении Лухского муниципального района Ивановской области на автомобильную дорогу местного значения, расположенную по адресу: <адрес>.
Ответчики не выполнили возложенную на них обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на указанной автомобильной дороге, что может привести к аварийным ситуациям при движении автотранспортных средств, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании по делу заместитель прокурора Лухского района Ивановской области Дубровин В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков администрации Лухского муниципального района Ивановской области и Управления городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района Ивановской области Гаврилова Е.В. исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время заключен договор между Управлением и ООО «НПО Дорога» на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения, в том числе, по <адрес>. Срок договора до ДД.ММ.ГГГГ, однако затем потребуется время на корректировку проекта, согласование. До ДД.ММ.ГГГГ проект будет готов.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД РФ «Родниковский» Скворцов А.А. исковые требования поддержал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества, находящегося в собственности Лухского муниципального района №189 от 22 июня 2018 года, в реестр включен объект недвижимости – автомобильная дорога общего пользования, идентификационный №, протяженностью 780 метров, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 17).
Как следует из содержания ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 22 данного Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Подпункт 1 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28505) определяет, что разработка проектов организации дорожного движения отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
Совместным письмом МВД России от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах. Проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов, и направлен, в том числе, на обеспечение безопасности дорожного движения (п. 2.3 Порядка). Содержащаяся в Проекте схема расстановки технических средств организации дорожного движения должна включать в себя: - контуры плана (в бровках) автомобильной дороги; график продольных уклонов; график кривых в плане; линии дорожной разметки; дорожные знаки; дорожные ограждения; пешеходные ограждения; направляющие устройства; дорожные светофоры; пешеходные переходы в разных уровнях; освещение; автобусные остановки; пешеходные дорожки; железнодорожные переезды; искусственные сооружения; проектируемые и существующие здания и сооружения дорожного автотранспортного назначения (п. 4.2 Порядка).
Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения предусматривает разработку и утверждение проектов организации дорожного движения. При этом необходимость разработки такого проекта не ставится в зависимость от интенсивности движения по той или иной дороге, наличия движения маршрутных транспортных средств.
К вопросам местного значения Лухского муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 5 Устава Лухского муниципального района) (л.д. 19).
Управление городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района является структурным подразделением администрации Лухского муниципального района (л.д. 13-16).
Прокурором Лухского района Ивановской области была проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что проект организации дорожной деятельности на автодороге местного значения в Лухском городском поселении по <адрес> муниципального района Ивановской области не разработан и не утвержден, что не отрицается ответчиками, подтверждается информацией ОГИБДД МО МВД России «Родниковский», ответом на запрос Управления городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района Ивановской области проект (л.д. 8, 9).
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение норм законодательства о безопасности дорожного движения влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения и создает опасность причинения вреда их жизни и здоровью.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Заявленный прокурором иск направлен на защиту прав неопределенного круга лиц и подан прокурором Лухского района в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
В связи с выявленными нарушениями законодательства, суд считает необходимым обязать ответчиков устранить допущенные нарушения.
Поскольку стороны в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, она не взыскивается с ответчиков по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Лухского муниципального района Ивановской области и управление городского хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Лухского муниципального района Ивановской области разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения в в Лухском городском поселении по <адрес> муниципального района Ивановской области, идентификационный №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (30 июля 2018 года).
Судья: Е.П. Верховская