Производство № 2а-648/2020
Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-001216-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 15 ноября 2021 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Кан Д.А.,
представителя административного истца МБОУ СОШ с. Невер Гребенюк А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МБОУ СОШ <адрес> к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Административный истец МБОУ СОШ <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по <адрес>, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № ФС№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом Амурской области по делу № 2-26/2020 от 29.01.2020, было возбуждено исполнительное производство №-ИП с требованием обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> обеспечить охрану здания сотрудниками частных охранных организаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), а также обязать администрацию <адрес> в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование МБОУ СОШ № <адрес>.
12 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП поСковородинскому району Управления ФССП по Амурской области Кашлатой ЮлиейСергеевной было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения. Согласно ч.1 данного постановления судебный пристав-исполнитель определил взыскать с должника - МБОУ СОШ <адрес> исполнительский сбор в размере 50000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
По мнению судебного пристава, должник обязан уплатить этот сбор, поскольку не предоставил доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок.
Данное мнение судебного пристава-исполнителя Кашлатой Ю.С. противоречит обстоятельствам исполнительного производства, поскольку судебному приставу- исполнителю было известно, что администрация Сковородинского района не исполнила свои обязанности, установленные решением Сковородинского районного суда Амурской области по делу № 2-26/2020 от 29.01.2020 и возбужденным исполнительным производством, и не выделила МБОУ СОШ № <адрес> денежных средств на исполнение антитеррористических мероприятий.
Собственные денежные средства у школы отсутствуют, пока администрация Сковородинского района не выделит финансирование МБОУ СОШ <адрес> не сможет исполнить мероприятия в рамках возбужденного исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом у МБОУ СОШ <адрес> имелись уважительные причины неисполнения исполнительного документа в срок до 01.09.2021 года и требование судебного пристава-исполнителя Кашлатой Ю.С. о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей нарушает имущественные права школы, так как законные основания для взыскания сбора отсутствуют.
Жалобу в порядке подчиненности на действия судебного пристава должник не подавал, поскольку согласно ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
На основании вышеизложенного просит суд освободить МБОУ СОШ <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Представитель административного истца МБОУ СОШ <адрес> Гребенюк А.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивает по основаниям, указанным в иске.
Помощник прокурора Сковородинского района Кан Л.В. в судебном заседании полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В судебное заседание административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району, ОСП по Сковородинскому району, УФССП по Амурской области, заинтересованное лицо администрация Сковородинского района, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Администрация Сковородинского района представила в судебное заседание ходатайство в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В судебном заседании установлено, что решением Сковородинского районного суда Амурской области от 29 января 2020 года на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> возложена обязанность в срок до 01 февраля 2021 года: оборудовать здание МБОУ СОШ <адрес> ручным или стационарным металлоискателем; обеспечить охрану здания МБОУ СОШ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже здания МБОУ СОШ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание МБОУ СОШ <адрес> контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
На администрацию Сковородинского района Амурской области в целях выполнения указанных мероприятий возложена обязанность выделить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднюю общеобразовательную школу <адрес> для исполнения решения до 01.09.2020.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 09 февраля 2021 года, на основании исполнительного листа серии ФС № от 08 октября 2020 года выданного Сковородинским районным судом Амурской области, по делу, вступившему в законную силу 05 марта 2020 года, предмет исполнения: обязать МБОУ СОШ <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать здание МБОУ СОШ <адрес> ручным или стационарным металлоискателем; обеспечить охрану здания МБОУ СОШ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже здания МБОУ СОШ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание МБОУ СОШ <адрес> контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении МБОУ СОШ <адрес>. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Указанное постановление направлено в адрес МБОУ СОШ <адрес>.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку, МБОУ СОШ <адрес> добровольно не исполнены требования исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с должника – МБОУ СОШ <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, поскольку, исполнительный документ должником МБОУ СОШ <адрес> в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
На основании п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 ст.401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа МБОУ СОШ <адрес> ссылается на то, что собственные денежные средства у школы отсутствуют, пока администрация <адрес> не выделит финансирование МБОУ СОШ <адрес> не сможет исполнить мероприятия в рамках возбужденного исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что в 2021 году МБОУ СОШ <адрес> были выделены денежные средства в размере 175 000 рублей на исполнение следующих антитеррористических мероприятий: работы по оснащению системой передачи тревожных сообщений на общий номер «112». Данное мероприятие исполнено МБОУ СОШ <адрес> в полном объеме. На основании решения Сковородинского районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2021 год» на период 2021 года на исполнения всех мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования Сковородинского района запланировано 3 466 500 рублей, данные денежные средства - это субсидии из областного бюджета.
Согласно письму Министра образования и науки Амурской области от 30.10.2020 г. № 10-8465 данные денежные средства не могут быть потрачены на договорные обязательства по физической охране образовательных учреждений, данные расходы относятся исключительно к расходам местного бюджета.
Таким образом, суд полагает, что МБОУ СОШ <адрес> предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление МБОУ СОШ <адрес> к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить МБОУ СОШ <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Петрашко С.Ю.
В окончательной форме решение изготовлено: 18.11.2021 г.