Дело № 2- 1278/2020
УИД 19RS0002-01-2020-002007-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2020 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Бастраковой А.О.,
при секретаре Елешиной Г.В., помощнике судьи Парфенович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах лица, являющегося инвалидом I группы Кошлесниковой И.А., к администрации г. Черногорска о возложении обязанности по принятию мер, направленных на организацию обеспечения условий доступности жилого помещения инвалида-колясочника,
с участием помощника прокурора г.Черногорска Могилина В.А.,
представителя ответчика администрации г.Черногорска Лушовой В.Д., действующей на основании доверенности от 20.07.2020,
представителя третьего лица ООО СЗ «Стандарт» - Пестова В.Т., действующего на основании доверенности от 10.09.2020,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Черногорска в интересах лица, являющегося инвалидом I группы Колесниковой И.А., обратился в суд с иском к администрации г.Черногорска о возложении обязанности по принятию мер, направленных на организацию обеспечения условий доступности жилого помещения инвалида- колясочника и, с у четом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ требований, просил предусмотреть финансирование в местном бюджете города Черногорска на мероприятия по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника, а также осуществить установку пандуса, либо специального подъемника в тамбуре первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки установлено, что в администрацию города Черногорска 31.03.2020 обратилась Колесникова И.А., являющаяся инвалидом I группы (маломобильная, инвалид - колясочник) с вопросом обустройства жилого дома (подъезда), расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) пандусом. Ранее администрацией г. Черногорска проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: г.Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд), в результате чего составлен акт № 2 от 12.03.2020 в котором указано, что жилое помещение не приспособлено для проживания инвалида- колясочника, по причине отсутствия пандуса. При этом, в ответе Колесниковой И.А. от 27.04.2020 администрацией города Черногорска в установке пандуса по вышеназванному адресу отказано с формулировкой отсутствия в настоящее время государственной программы «Доступная среда», а также отсутствия полномочий у муниципалитета по установке пандусов в многоквартирных домах. Таким образом, в нарушение приведенных норм федерального законодательства, Администрацией г.Черногорска мер к установке пандуса в жилом помещении (подъезде), расположенном по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) не принято. В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства 02.06.2020 прокуратурой города в администрацию г.Черногорска внесено представление, которое рассмотрено ненадлежащим образом, меры по устранению выявленных нарушений администрацией г.Черногорска не приняты, установка пандусов в многоквартирном доме по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) не произведена, финансирование указанного мероприятия не предусмотрено.
В качестве правового обоснования иска прокурор сослался на ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защиты инвалидов в российской Федерации», п.5.1 ст.3 ЖК РФ, п.25 ч.1 СТ.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Определениями суда от 31.08.2020, 14.09.220 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Общество в ограниченной ответственностью «Хакасский ТЭК Дом», Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Стандарт».
В ходе судебного заседания помощник прокурора Могилин В.А. поддержал требования по вышеизложенным обстоятельствам к администрации г.Черногорска в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Черногорска Лушова В. Д. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывала, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку управляющая компания выполняет работы, оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании планов, утвержденных собственниками дома на общем собрании МКД и в пределах утвержденного тарифа. В случае удовлетворения исковых требований ответчик не сможет в требуемый прокурором срок исполнить решение, поскольку муниципальный долг на 01.09.2020 составляет 92 811,9 тыс. руб.
Представитель третьего лица ООО СЗ «Стандарт» Пестов В.Т. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ООО СЗ «Стандарт» осуществляло строительство многоквартирного дома по адресу: г.Черногорск, ул.Линейная, д.257, в проекте дома не было предусмотрено строительство пандуса, однако установка пандуса либо специального подъемника в тамбуре первого этажа технически возможна.
Истец Колесникова И.А., представитель третьего лица ООО «Хакасский ТЭК Дом» в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу пункта 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу п. 5.1. ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Таким образом, на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для осуществления гражданам права на жилище, в том числе по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Кроме того, в соответствие с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 45.1 ФЗ № 131 - ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
На территории города Черногорска действует решение Совета депутатов г. Черногорска от 24.10.2017 № 22 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Черногорск в новой редакции».
Настоящие Правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования город Черногорск (далее - МО г. Черногорск).
В соответствии с п. 12.16 Правил благоустройства (раздел 12 «Благоустройство зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены») входные (участки входов в здания, строения, сооружения) группы зданий, строений и сооружений жилого и общественного использования, общественного управления оборудуются осветительным оборудованием, навесом (козырьком), элементами сопряжения поверхностей (ступени), устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (пандусы, перила).
Кроме того, постановлением Администрации г. Черногорска от 20.12.2017 № 3706-п утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды г. Черногорска на 2018 - 2024 годы» (далее - Программа).
Согласно разделу 8 Программы в перечень мероприятий для реализации муниципальной программы, в том числе входит: благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в целях повышения уровня благоустройства, дворовых территорий (в том числе с обеспечением комфортной среды для инвалидов и маломобильных групп граждан) до 51%.
В соответствии с разделом 10 Программы в ее составе выделены основные направления в рамках приоритетного проекта «Формирование современной городской среды», в том числе проекты, направленные на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Колесникова И.А. является инвалидом с детства бессрочно (справка МСЭ № 049049 от 30.07.1998.
30.07.2018 Колесникова И.А. приобрела у ООО «Стандарт» в лице Пестовой Т.И. 1/2 долю в праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: Республика Хакасия, г.Черногорск, ул.Линейная, 257, *** зарегистрировала право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности вышеуказанной квартиры 07.08.2020, что подтверждается выписками из ЕГРН от 13.08.2020, 31.08.2020.
В спорном жилом помещении Колесникова И.А. зарегистрирована с 17.08.2018 по настоящее время.
Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный жилой дом по адресу: г.Черногорск, ул.Линейная 257, является ООО «Хакасский ТЭК Дом» на основании договора управления многоквартирным домом от 25.12.2017.
На основании заявления Колесниковой И.А. прокуратурой города Черногорска была проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
По результатам проведенной проверки установлено, что в Администрацию города Черногорска 31.03.2020 обратилась Колесникова И.А., являющаяся инвалидом I группы (маломобильная, инвалид - колясочник) с вопросом обустройства жилого дома (подъезда), расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) пандусом.
На заявление Колесниковой И.А. администрацией города дан ответ о том, что выделить средства на установку пандуса не представляется возможным. Установка пандуса по адресу: г.Черногорск, ул.Линейная, д.257, кв.34 возможна только по решению общего собрания собственников МКД. В случае принятия положительного ответа рекомендовано обратиться в УК «Теплый дом».
12.03.2020 администрацией города Черногорска проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257, кв.34, в результате чего составлен акт № 2 в котором указано, что жилое помещение не приспособлено для проживания инвалида- колясочника, по причине отсутствия пандуса.
Прокурором города Черногорска в адрес главы города Черногорска внесено представление, в котором предложено принять исчерпывающие меры к устранению нарушений законодательства, для чего необходимо организовать и произвести установку пандусов в многоквартирных домах (подъездах), в т.ч. по адресу: г.Черногорск, ул.Линейная, д.257.
Данное представление в части организации и производства установки пандуса в многоквартирном доме по адресу: г.Черногорск, ул.Линейная, д.257 администрацией города Черногорска оставлено без удовлетворения, со ссылкой на п.12.16 Правил благоустройства, согласно которым установка пандусов не входит в Правила благоустройства и возможна только по решению собственников на общедомовом собрании, финансирование указанного мероприятия не предусмотрено.
02.06.2020 было проведено заочное голосование собственников многоквартирного дома №257 по ул.Линейная в г.Черногорске, о чем представлен соответствующий протокол, из которого усматривается, что большинство собственников данного МКД проголосовали против установки наклонной подъемной платформы для инвалидов 2 подъезда за счет средств МКД (решение по вопросу №5).
В судебном заседании была допрошена свидетель Барская А.А., которая пояснила, что она проживает в третьем подъезде, а истец Колесникова И.А. - во втором подъезде жилого дома по адресу: г.Черногорск, ул.Линейная, 257. Она и истец являлись инициаторами проведения общего собрания. Инициатором включения вопроса №5 была именно Колесникова И.А.. Отказ жителей был связан не с фактом установки подъемника или пандуса, с чем все жители согласились, а с фактом траты денежных средств жильцов дома. В ходе разговоров с истцом свидетель выяснила, что Колесникова И.А. приглашала коммерческую организацию для постройки пандуса за свой счет, однако ей было отказано, поскольку угол лестницы крутой и ей нужен именно электроподъемник.
Суд, оценивая показания допрошенного свидетеля, придает им доказательственное значение, поскольку свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, его заинтересованности в исходе дела не установлено.
Таким образом, в нарушение приведенных норм федерального законодательства, администрацией города Черногорска мер к установке пандуса в жилом помещении (подъезде), расположенном по адресу: г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) не принято.
Опрошенный в судебном заседании представитель третьего лица – ООО СЗ «Стандарт» подтвердил техническую возможность установки устройства для подъема (спуска) инвалидной коляски.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по обеспечению беспрепятственной среды для доступа маломобильной групп населения возложена на администрацию г.Черногорска, которая является надлежащим ответчиком, вопреки доводам представителя Лушовой В.Д.; оснований для вывода о ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей по осуществлению текущего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не имеется.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, значительных временных затрат на проведение предусмотренных законом процедур, суд полагает срок, указанный прокурором, не отвечает критерию разумности, в связи с чем полагает установить срок исполнения – в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Черногорска к администрации г.Черногорска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Черногорска предусмотреть финансирование в местном бюджете города Черногорска на мероприятия по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника, а также осуществить установку пандуса, либо специального подъемника в тамбуре первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Линейная, д. 257 (2 подъезд) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.О. Бастракова
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2020.