Дело № 2-80/2018
РЕ Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гороховец 03 апреля 2018 года
Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Миронова Е.С., при секретаре Гаранович С.И., с участием представителя истца, администрации Гороховецкого района Владимирской области Селиной А.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Гороховецкого района Владимирской области к отделу судебных приставов Гороховецкого района УФССП России по Владимирской области, управлению Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Гороховецкого района Владимирской области обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обосновании своих доводов истец указывает, что является должником по исполнительному производству возбужденному 24 января 2118 года № 33006/18/4380 на основании исполнительность производства от 14 февраля 2017 года №3483/17/33006-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС №012248407 от 10 февраля 2017 года выданного Гороховецким районным судом Владимирской области по делу №2-382/2015, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования Гороховецкого района в срок до 01 октября 2016 года разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, а также прилегающих к нему земельных участков, являющихся частью кадастрового квартала № общей площадью № кв.м, расположенных по адресу: Владимирская область, Гороховецкий район, с. Фоминки, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, а также прилегающих к нему земельных участков, являющихся частью кадастрового квартала № общей площадью № кв.м, расположенных по адресу: Владимирская область, Гороховецкий район, с. Фоминки.
Исполнение истцом исполнительного документа было невозможно в связи с тем, что требовало значительных финансовых затрат, которые в установленном порядке должны быть запланированы в бюджете Гороховецкого района и значительного периода времени.
В настоящее время завершились работы по проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации и организации обсуждения объекта проектирования с гражданами и общественными организациями.. Во исполнения технического задания, Проектная документация «Рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки промышленных и бытовых отходов, расположенного в с. Фоминки Владимирской области» направлена в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Владимирской и Ивановским областям для прохождения государственной экологической экспертизы.
Во исполнения постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №326 проектная документация «Рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки промышленных и бытовых отходов, расположенного в с. Фоминки Владимирской области», при положительном заключении государственной экологической экспертизы будет включена приоритетный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» реализуемый в рамках Государственной программы РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. Просят освободить истца от взыскания исполнительского сбора по постановления от 24 января 20-18 года № 33006/18/4380 в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель истца администрации Гороховецкого района Селина А.Ю., вышеуказанные обстоятельства подтвердила, и заявленные требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что администрация как должник по исполнительному производству не бездействовала, был проведен ряд работ. Определением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 12 марта 2018 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 октября 2018 года Решение в полном объеме не исполнено по независящим от них причинам, поскольку отсутствуют необходимые денежные средства, просила освободить истца от уплаты исполнительского сбора.
Представитель ответчика ОСП Гороховецкого района УФССП по Владимирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования администрации Гороховецкого района подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 ФЗ № 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 данного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что решением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 19 октября 2015 года исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворены: администрация Гороховецкого района в срок до 01 октября 2016 года обязана разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, а также прилегающих к нему земельных участков, являющихся частью кадастрового квартала № общей площадью № кв.м, расположенных по адресу: Владимирская область, Гороховецкий район, с. Фоминки, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, а также прилегающих к нему земельных участков, являющихся частью кадастрового квартала № общей площадью № кв.м, расположенных по адресу: Владимирская область, Гороховецкий район, с. Фоминки.
На основании исполнительного листа, выданного по данному делу, ОСП Гороховецкого района 14 февраля 2017 года возбужденно исполнительное производство № 3483/17/33006-ИП в отношении администрации Гороховецкого района с предоставлением срока для добровольного исполнения требований.
Определением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 03 мая 2017 года исполнительное производство № 3483/17/33006-ИП приостановлено, администрации Гороховецкого района предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2017 года.
В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного листа, заместителем начальника отдела ОСП Гороховецкого района УФССП Росии по Владимирской области 24 января 2018 года вынесено постановление о взыскании с администрации МО Гороховецкого района исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д. 10-11).
Администрацией Гороховецкого района предпринимались меры, для надлежащего исполнения обязательств, установленных решением суда, что подтверждается муниципальным контрактом на оказание услуг по выполнению инженерных изысканий и разработку проектной документации по рекультивацию свалки с. Фоминки Гороховецкого района Владимирской области от 15 июля 2017 года и техническим заданием к нему, заявлением о предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертиз.
Представленными документами подтверждается, что администрацией Гороховецкого района предпринимались меры к исполнению решения суда, но в полном объеме оно не исполнено и до настоящего времени.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 74 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (п. 75 Постановления).
Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве) (п. 78 Постановления).
По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78 Постановления).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, когда администрацией Гороховецкого района в установленный срок требования исполнительного документа не исполнены, а у заместителя старшего судебного пристава ОСП Гороховецкого района имелись все правовые основания для взыскания с должника исполнительского сбора, размер которого соответствует требованиям законодательства, учитывая длительность неисполнения решения суда, а также то, что отсутствие у Администрации необходимых денежных средств, не может являться основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности, так как обязанности, указанные в решении суда, входят в компетенцию органа местного самоуправления, который должен был заранее планировать расходную часть бюджета для осуществления своих функций, то суд не находит оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В тоже время, учитывая степень вины администрации Гороховецкого района в неисполнении в установленный законом срок исполнительного документа, имущественное положение должника, принятие мер к исполнению решения суда, а также учитывая, что администрация Гороховецкого района Владимирской области является органом местного самоуправления и обязана использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, с учетом положений ч. 7 ст. 112 ФЗ № 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника Горовецкого ОСП от 24 января 2018 года не более чем на одну четверть размера, установленного ч. 3 ст. 112 данного Федерального закона, то есть до 37500 рублей.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.01.2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 3483/17/33006-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 14.02.2017░., ░ 50000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░░ 37500 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░
.
.
.