Дело № 2-386/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ковылкино Республики Мордовия 19 июня 2012 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Симоновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Игонченковой М.Ю.,
с участием:
помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Гулина Д.П.,
представителя органа, чьи действия обжалуются, Администрации Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - Прошкиной Н.И., действующей на основании Устава муниципального образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Мамолаевского сельского поселения,
у с т а н о в и л:
Ковылкинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Мамолаевского сельского поселения.
Свои требования мотивировал тем, чтоКовылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в деятельности органов местного самоуправления Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселения; муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального лесного контроля; муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федерального закона) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона одним из основополагающих принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации указанного принципа, в соответствии с ч.5 ст.7 Федерального закона на органы муниципального контроля возложена обязанность ежегодно осуществлять подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представлять указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 №215, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, представляют доклады в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС "Мониторинг"), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальных сайтах сети Интернет органов местного самоуправления.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района доклад об осуществлении муниципального контроля за 2011 год не составлялся и в Министерство экономического развития Российской Федерации не направлен. На официальном сайте органов местного самоуправления Ковылкинского муниципального района указанные сведения не размещены.
В результате бездействия администрации Мамолаевского сельского поселения нарушены интересы Российской Федерации в лице Министерства экономического развития РФ, уполномоченного на подготовку сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представления его в Правительство Российской Федерации.
В силу п.3 ст.3 ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Не размещение сведений о деятельности органов местного самоуправления при осуществлении функций муниципального контроля на сайте в сети Интернет приводит к ущемлению прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на свободный доступ к информации, что создает предпосылки к проявлению коррупции.
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Заявляя о нарушенном праве, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ и обязать администрацию Мамолаевского сельского поселения направить доклад об осуществлении муниципального контроля за 2011 год в Министерство экономического развития РФ и разместить информацию о данном докладе на официальном сайте органов местного самоуправления Ковылкинского муниципального района.
В судебном заседании помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Гулин Д.П. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель органа, чье решение обжалуется, Администрации Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Прошкина Надежда Ивановна, действующая на основании Устава муниципального образования, требования прокурора признала в полном объеме и выразила свое согласие на удовлетворение заявления прокурора.
Заслушав заявителя, представителя органа, чье решение обжалуется, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
Исходя из содержания статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
В соответствии со статьёй 78 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путём прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределённого круга лиц.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.На основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля: подготовка в установленном порядке предложении о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и другое.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.
Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 года № 215 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктами 2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно приложению по следующим разделам: состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; организация муниципального контроля; финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; проведение муниципального контроля; действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; анализ и оценка эффективности муниципального контроля; выводы и предложения по результатам муниципального контроля.
Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определён приложением к Правилам.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчёт об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.
Согласно пункту 8 Правил, сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 14 марта 2012 года обязаны подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2011 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень, которых, определен Правилами. При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета.
На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного поселения.
В судебном заседании Глава администрации пояснила, что названные требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года и Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года не исполнены до настоящего времени.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия нарушены интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти и интересы неопределённого круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.
Суд считает, что заявленные Ковылкинским межрайонным прокурором требования законны, доказательно обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований, и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Ковылкинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Мамолаевского сельского поселения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района.
Обязать администрацию Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2011 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2011 год на официальном сайте администрации Мамолаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района в сети Интернета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Верховный Суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ