Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-39/2020 (2а-874/2019;) ~ М-876/2019 от 11.12.2019

Дело № 2а-39/2020

УИД 10RS0008-01-2019-001309-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 января 2020 года                                    г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

    при секретаре Теребовой А.В.,

с участием представителя административных ответчиков Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и Администрации Челмужского сельского поселения Дуб Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тинуса Д.В. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», Администрации Челмужского сельского поселения об оспаривании постановления, обязании выполнить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Тинус (ранее – Сыроежко) Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Челмужского сельского поселения по тем основаниям, что 06.12.2018 он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем Администрацией Челмужского сельского поселения было издано постановление №87. Данное постановление Администрации Челмужского сельского поселения было отменено постановлением Администрации Челмужского сельского поселения 07.11.2019 №96, о чем истцу стало известно 19.11.2019. Постановление Администрации Челмужского сельского поселения 07.11.2019 №96 «Об отмене постановления Администрации Челмужского сельского поселения от 06.12.2018 №87» полагает незаконным, поскольку оно не содержит указания, какие именно документы не были им представлены при решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, полагает, что сам факт издания постановления Администрации Челмужского сельского поселения от 06.12.2018 №87 «О постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» является доказательством представления им всех необходимых документов, требующихся для рассмотрения вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В данной связи просит признать постановление Администрации Челмужского сельского поселения 07.11.2019 №96 «Об отмене постановления Администрации Челмужского сельского поселения от 06.12.2018 №87» недействительным, обязать административного ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».

В судебное заседание административный истец Тинус Д.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела, отложенного по его ходатайству, извещен, о причинах неявки суду не сообщил. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассматривать дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Дуб Н.С. исковые требования не признала, пояснила суду, что решение о признании Тинуса Д.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий было принято Главой Челмужского сельского поселения Абрамовым А.В. единолично, без истребования и проверки каких-либо документов, а равно без проверки малоимущности Тинуса Д.В., заседание жилищной комиссии не проводилось, то есть постановка Тинуса Д.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении была произведена незаконно, что послужило основанием для издания обжалуемого постановления Администрации Челмужского сельского поселения 07.11.2019 №96 «Об отмене постановления Администрации Челмужского сельского поселения от 06.12.2018 №87».

Выслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Тинус (ранее – Сыроежко) Д.В., зарегистрированный по адресу <адрес>, на основании статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о чем Администрацией Челмужского сельского поселения издано постановление от 06.12.2018 №87 «О постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий».

Ранее распоряжением Администрации Челмужского сельского поселения от 01.02.2012 №4 <адрес> был признан непригодным для постоянного проживания.

Для целей постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Тинусом Д.В. на имя Главы Челмужского сельского поселения Абрамова А.В. подано заявление, в котором он просит провести обследование жилого дома по месту его регистрации на предмет признания его аварийным и непригодным для проживания, а также поставить его в очередь для получения жилого помещения.

Заявление датировано 31.10.2018, списка документов, прилагаемых к заявлению, не содержит, согласно книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилых помещениях, зарегистрировано под №4 30.11.2018.

В книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, сведения об основаниях признания Тинуса Д.В. нуждающимся в предоставлении жилого помещения не указаны (графа 5 не заполнена).

Заседания жилищной комиссии, на которых должен был рассматриваться вопрос о признании Тинуса Д.В. нуждающимся в жилом помещении, не проводились, из пояснений представителя административных ответчиков следует, что заседания жилищной комиссии в Администрации Челмужского сельского поселения проводились только при принятии решения о предоставлении жилого помещения, в подтверждение чего представлено дело №01-14, содержащее протоколы заседаний жилищной комиссии с 2017 года.

Постановлением Администрации Челмужского сельского поселения 07.11.2019 №96 постановление Администрации Челмужского сельского поселения от 06.12.2018 №87 отменено, основанием к этому, как указано в его преамбуле, явились положения статьи 4 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 №958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» - непредставление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как разъяснено в пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с нормами статьи 4 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 №958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия», к заявлению о постановке на учет прилагаются, в том числе документы, необходимые для признания гражданина малоимущим, или документы, свидетельствующие об отнесении гражданина к определенной федеральным законом или законом Республики Карелия категории граждан, которые могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Между тем, как установлено судом, Тинус Д.В. с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер его дохода и стоимость принадлежащего ему имущества, в орган местного самоуправления не обращался, решение по данному вопросу уполномоченным органом не принималось.

Малоимущность Тинуса Д.В. как необходимое условие для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения не проверялась, решение о признании Тинуса Д.В. малоимущим отсутствует.

Доказательств того, что на момент постановки Тинуса Д.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он был в установленном для этого порядке признан малоимущим, а равно того, что он является малоимущим в настоящее время, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление было издано в соответствии с требованиями действующего законодательства, направлено на пресечение неправомерных действий Главы Челмужского сельского поселения, допущенных при решении вопроса о принятии Тинуса Д.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, прекращение действия незаконного решения названного должностного лица, в связи с чем не может быть признано нарушающим права и законные интересы Тинуса Д.В. на обеспечение жилым помещением.

В данной связи оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.

Одновременно суд учитывает, что Тинус Д.В. не лишен права обратиться в Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», осуществляющую в настоящее время полномочия по обеспечению проживающих на территории Челмужского сельского поселения нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном для этого порядке, представив требуемые для этого документы.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья                                                             М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 10 января 2020 года

2а-39/2020 (2а-874/2019;) ~ М-876/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тинус (Сыроежко) Денис Васильевич
Ответчики
Администрация Челмужского сельского поселения
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация административного искового заявления
11.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Судебное заседание
10.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2020Дело оформлено
18.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее