Дело № 2-2882/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 апреля 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Мельгиной И.А.
с участием старшего помощника прокурора города Петрозаводска Красновой А.Ю., представителя ответчика Кодиной Т.Т., действующей без доверенности в соответствии с Уставом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, МДОУ «Детский сад № 17» о возложении обязанностей по совершению действий,
установил:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, МДОУ «Детский сад № 17» о возложении обязанностей по совершению действий, по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки было установлено, что периметровое ограждение участка МДОУ «Детский сад № 17», расположенного по адресу: <адрес>, препятствующее свободному проезду автотранспорта и несанкционированному доступу посторонних лиц, частично отсутствует, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. В связи с этим прокурор просит обязать МДОУ «Детский сад № 17» выполнить ограждение территории образовательного учреждения по всему периметру; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для выполнения ограждения территории по всему периметру МДОУ «Детский сад № 17».
Прокурор Краснова А.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель МДОУ «Детский сад № 17» Кодина Т.Т. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, но указала на недостаточность финансирования со стороны Администрации Петрозаводского городского округа.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в суд не явился, ответчик о дне рассмотрения дела извещен, возражений по существу заявленных требований не представил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации); организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Статьёй 28 (ч.1) Федерального закона «Об образовании» установлено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. В компетенцию образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании»). В силу п.6 ч.2 ст.28 Федерального закона «Об образовании» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательного организации.
Аналогичные правовые нормы содержались в статьях 32, 51 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В силу статьи п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных городских округов по решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, их территории, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу требований ч.3 ст. 5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В абзаце 10 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), раскрыто понятие санитарно-эпидемиологических требований, под которыми следует понимать обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В статьях 28 и 39 Закона № 52-ФЗ определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), действующие на момент рассмотрения спора, направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно п.3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 территория дошкольной образовательной организации должна быть ограждена.
Аналогичная правовая норма содержалась в СанПиН 2.4.1.2660-10.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается представленными доказательствами, что МДОУ «Детский сад № 17» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Петрозаводского городского округа, созданным для исполнения муниципальных функций в сфере организации получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования; учредителем и собственником учреждения является Петрозаводский городской округ; финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется из средств, выделенных учреждению.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными письменными доказательствами, что территория дошкольного образовательного учреждения не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, т.к. ограждение территории по периметру не является цельным и не соответствует требованиям безопасности. Данное обстоятельство признавалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчика – МДОУ «Детский сад № 17».
Суд считает, что неисполнение ответчиками возложенной законом обязанности по ограждению территории в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 лишает детей наиболее благоприятных и оптимальных условий их содержания и воспитания, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование прокурора о возложении на МДОУ «Детский сад № 17» обязанностей по установке ограждения по всему периметру образовательного учреждения, является законным и обоснованным.
Суд считает, что в данном конкретном случае Администрация Петрозаводского городского округа не может быть освобождена от исполнения обязанностей по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей в детском дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны Администрации Петрозаводского городского округа не осуществляется финансирование работ по установке ограждения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Как установлено в ходе судебного разбирательства образовательное учреждение не имеет самостоятельных средств для выполнения требований закона.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд считает, что обязанность по финансированию работ должна быть возложена и на Администрацию Петрозаводского городского округа, т.к. исходя из вышеизложенных положений законов, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса, оснащенные всем необходимым в соответствии с установленными правилами и нормами.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок выполнения работ по установке ограждения до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая значительный объем материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, связанных с устранением допущенных в образовательном учреждении нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, МДОУ «Детский сад № 17» о возложении обязанностей по совершению действий удовлетворить
Обязать МДОУ «Детский сад № 17» выполнить ограждение территории образовательного учреждения по всему периметру, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для выполнения ограждения территории по всему периметру МДОУ «Детский сад № 17».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова