Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.
при секретаре Петренко А.Г.,с участием представителя истца Кальченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонного) к Соловьевой Надежде Александровне, Лозовой Татьяне Николаевне о взыскании неосновательного обогащения, установил: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) обратилось в суд с иском к Соловьевой Н.А. и Лозовой Т.Н. о взыскании неосновательного обогащения, обосновав свои требования тем, что решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 14.12.2015 удовлетворено заявление Лозовой Т.Н. о признании Соловьевой Н.А. безвестно отсутствующей.В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ по Изобильненскому району Ставропольского края (которое в настоящее время реорганизовано в государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) (далее - Управление) несовершеннолетнему сыну Соловьевой Н.А. - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ была установлена социальная пенсия по случаю потери кормильца
20.11.2017 Управлением было направлено письмо о документальной проверке факта работы Соловьевой Н.А., достоверности заполнения индивидуальных сведений за период с 04.03.2016 по 31.12.2016.
В результате проведенной проверки (Акт от 30.03.2018) было установлено, что Соловьева Н.А. в период с 04.03.2016 по настоящее время осуществляет трудовую деятельность.
Решением Изобильненского районного суда от 15.06.2018 решение того же суда от 14.12.2015 о признании гражданки Соловьевой Н.А. безвестно отсутствующей отменено.
Таким образом, произошла переплата пенсии по случаю потери кормильца с 18.01.2016 по 30.11.2017 в размере 222968,97 рублей и единовременной денежной выплаты пенсионерам на основании Федерального закона от 22 ноября 2016 N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" с 01.01.2017 по 31.01.2017 в размере 5 000 рублей. Общая сумма переплаты составила 227 968,97 рублей.
Ссылаясь на положения ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 1064, 1102 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд взыскать с ответчиков солидарно неосновательное обогащение в размере 227968,97 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 5480 рублей.В возражениях на исковое заявление ответчик Лозовая Т.Н. указала, что предъявленный к ней иск не признает.
С 19.02.2007 она является опекуном несовершеннолетнего ФИО3 Она предприняла все предусмотренные законом меры, направленные на защиту имущественных прав ребенка и получение им содержания от матери - Соловьевой Н.А. Так, она самостоятельно пыталась разыскать Соловьеву Н.А., впоследствии подала заявление о ее розыске. Предпринятые меры результата не дали, сведений о месте нахождения Соловьевой Н.А. у нее не было. В связи с отсутствием сведений о местонахождении Соловьевой Н.А., исполняя обязанность, возложенную на опекуна статьей 35 ГК РФ, в интересах ФИО3 она обратилась в суд с целью признания Соловьевой Н.А. безвестно отсутствующей и последующего назначения ребенку пенсии по потере кормильца.
Решением Изобильненского районного суда от 14.12.2015 ее заявление удовлетворено, Соловьева Н.А. признана безвестно отсутствующей. Решение вступило в законную силу 16.01.2018.
На основании вступившего в законную силу решения суда ФИО9 была назначена пенсия по потере кормильца. Получаемая пенсия расходовалась исключительно на нужды и в интересах ребенка.
Выплата пенсии по потере кормильца была прекращена истцом при получении сведений об осуществлении трудовой деятельности Соловьевой Н.А. Указанное обстоятельство ей не было известно ни в момент обращения в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующей, ни в период получения пенсии по потере кормильца. Никаких ложных или недостоверных сведений истцу она не сообщала.
Таким образом, предпринимая действия, направленные на получение ФИО3 денежного содержания от матери, а в последующем от истца, она действовала в интересах ребенка и исполняла свои обязанности опекуна, в связи с чем требования к ней считает необоснованными, просит в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала, просила взыскать сумму неосновательного обогащения солидарно с обоих ответчиков, либо только с Соловьевой Н.А. Пояснила, что именно в результате неисполнения Соловьевой Н.А. своих родительских обязанностей по содержанию ребенка истцу причинен ущерб.
Ответчик Лозовая Т.Н. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Соловьева Н.А. в судебное заседание также не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Изобильненского районного суда Ставропольского края Соловьева Надежда Александровна лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 19.02.2007 № 107 Лозовая Татьяна Николаевна назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО3
02.11.2015 Лозовая Т.Н. в интересах ФИО3 обратилась в Изобильненским районный суд Ставропольского края с заявлением о признании Соловьевой Н.А. безвестно отсутствующей.
Решением Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО1 удовлетворено, ФИО2 признана безвестно отсутствующей.
На основании указанного решения суда и в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ по Изобильненскому району Ставропольского края (в настоящее время реорганизовано в Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное)) ФИО3 (после перемены ДД.ММ.ГГГГ имени – ФИО4) назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Как следует из акта УПФР по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенной проверки установлено, что признанная безвестно отсутствующей ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и по день проведения проверки работает в КФХ ФИО7 в <адрес>, получает заработную плату.
В связи с установлением места нахождения Соловьевой Н.А. решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению УПФР по <адрес> (межрайонное) отменено решение того же суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО2 безвестно отсутствующей.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена пенсия в сумме 222968,97 рублей, а также произведена единовременная выплата в размере 5000 рублей, всего выплачено 227 968,97 рублей.
Свои требования о взыскании указанной суммы с ответчиков истец мотивирует тем, что выплаченная несовершеннолетнему ФИО3 (ФИО4) пенсия и единовременная денежная выплата являются неосновательным обогащением, а также указывает на причинение ему ущерба в результате неисполнения ответчиком ФИО2 своих обязанностей по содержанию ребенка.
Указанные доводы истца суд считает необоснованными.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с данным Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст. 13 указанного Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1, подп. 1 п. 2, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе, дети, не достигшие возраста 18 лет. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (п. 1). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Анализ приведенных выше положений закона позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в орган пенсионного фонда недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих установление и выплату пенсии.
Оснований полагать, что истец, выполняя возложенные на него законом обязанности по выплате несовершеннолетнему ребенку социальной пенсии по случаю потери кормильца, понес убытки, не имеется, так как пенсионное законодательство связывает право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца лишь с самим с фактом удостоверения безвестного отсутствия гражданина, и данное право не ставится в зависимость от причин безвестного отсутствия гражданина.
В данном случае социальная пенсия назначена и выплачивалась несовершеннолетнему ФИО3 (ФИО4) на законном основании, предусмотренном ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с признанием судом его матери безвестно отсутствующей по правилам ст. 42 Гражданского кодекса РФ.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено возложение на лицо, в связи с признанием которого безвестно отсутствующим выплачена пенсия по случаю потери кормильца, обязанности по возмещению выплаченной пенсии; назначение и выплата такой пенсии не зависят от неисполнения ответчиком обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка и не связаны с уклонением ответчика от таких обязанностей.
При этом ответчик Соловьева Н.А. оспариваемые суммы от истца не получала, возможности распоряжаться этими средствами не имела, неосновательное обогащение с ее стороны отсутствует.
Какие бы то ни были противоправные действия (бездействие) ответчиков не являлись причиной выплаты истцом пенсии, доказательств того, что Соловьева Н.А. знала о признании ее безвестно отсутствующей и намеренно скрывалась с целью причинения ущерба истцу, равно как и доказательств того, что Лозовая Т.Н. знала о месте нахождения Соловьевой Н.А. и умышленно скрыла эту информацию от пенсионного органа, доказательств совершения ответчиками иных умышленных действий с целью получения несовершеннолетним ребенком пенсии по случаю потери кормильца, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░