Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2021 ~ М-121/2021 от 21.04.2021

Дело № 2-198/2021

10RS0006-01-2021-000485-96

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 26 мая 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бородиной Тамары Васильевны к Акционерному обществу «Единый расчетный центр Республики Карелия» о защите прав потребителя, признании незаконным решения об установлении комиссии за прием платежей, взыскании денежных средств и о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Бородина Т.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец является получателем коммунальных услуг, оплата которых производится посредством внесения денежных средств в кассу ответчика. Приказом АО «Единый расчетный центр Республики Карелия» (далее – АО «ЕРЦ РК») от 24.11.2020 внесены изменения в приказ от 20.05.2016 № 96 о взимании комиссии в размере 1% за прием платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ). Истец считает установление комиссионного сбора незаконным. Ссылаясь на положение ст.ст. 8, 16.1, 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), п.п. 63, 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), истец указала, что потребители вправе по своему выбору оплачивать ЖКУ наличными денежными средствами, в том числе путем внесения денежных средств исполнителю. Отсутствие возможности внесения наличных денежных средств организациям, оказывающим ЖКУ, возлагает на потребителя дополнительное финансовое бремя по оплате ЖКУ через банк, банковский терминал. Потребителю должна быть предоставлена возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов. АО «ЕРЦ РК» действует на основании агентских договоров с ресурсоснабжающими организациями на сопровождение расчетов с потребителями и осуществление деятельности по приему платежей физических лиц. По условиям договоров ответчик принял на себя обязательство за вознаграждение (получаемое от оказывающей ЖКУ организации) от своего имени, но за счет принципала совершать юридические действия по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей с потребителей ЖКУ. Прием платежей от потребителей ответчик обязался осуществлять как в наличной, так и в безналичной форме. Кроме того, условиями договоров предусмотрена обязанность ответчика доводить до потребителя информацию, предусмотренную законом. Таким образом, ответчик принял на себя обязательство, в том числе по приему наличных денежных средств от потребителей ЖКУ. С другой стороны организации, оказывающие ЖКУ, кассы приема наличных денежных средств не организовывали и информацию для населения о работе таких касс не доводили. Фактически потребители, имея возможность оплачивать ЖКУ через кассы ответчика без взимания дополнительных сборов, с таким порядком соглашались. Обязанность по приему платежей ответчиком от потребителей за оказанные услуги и перечислению их на счета организаций, оказывающих услуги, без взимания дополнительных комиссий была прямо предусмотрена агентскими договорами. Именно таким образом была исполнена обязанность организаций, оказывающих услуги, обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя, предусмотренная ст. 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Изменение данного порядка и введение комиссионного сбора привело к одностороннему изменению порядка приема платежей за ЖКУ и нарушило интересы истца как потребителя.

На основании вышеизложенного, истец с учетом уточнений суммы иска просила признать незаконным приказ АО «ЕРЦ РК» от 24.11.2020 № 76 об установлении комиссионного сбора за прием платежей по оплате ЖКУ, взыскать с ответчика денежные средства в размере 129 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и судебные расходы.

В судебном заседании истец Бородина Т.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным иске, дополнив, что, когда создавался расчетный центр, плательщикам никто не разъяснял порядок внесения платежей. Вместе с тем, внесение платы в одну кассу является удобным. Установление комиссии в размере 1%, по мнению истца, является незаконным, поскольку плательщики вправе вносить наличные денежные средства без комиссии. Депутаты законодательного собрания также озадачились этим вопросом. Между тем, первый заместитель главы Республики Карелия дал ответ о том, что кассы ЕРЦ существуют только в четырех районах, а взыскиваемая комиссия должна покрыть потребность ЕРЦ в денежных средствах. Кроме того, никто не разъяснял плательщикам, по какой причине комиссия взимается именно в размере 1%, экономического обоснования к приказу не имеется. Также истец не отрицая тот факт, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, полагала, что заявленные требования верно адресованы к АО «ЕРЦ РК», так как ответчик не вправе в одностороннем порядке, без согласования с потребителем, изменять порядок приема платежей. Кроме того, в квитанциях на оплату имеется указание на взимание платы за капитальный ремонт, однако, указанная плата к жилищно-коммунальным услугам не относится.

Представитель ответчика АО «ЕРЦ РК», действующая на основании доверенности Жумабекова А.А.С., заявленные требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск, пояснив, что АО «ЕРЦ РК» является ненадлежащим ответчиком. Указала, что в силу ст. 154 ЖК РФ плата за капитальный ремонт является составной частью платы за ЖКУ и жилое помещение. Кроме того, в силу положений Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», АО «ЕРЦ РК» вправе устанавливать комиссионный сбор за прием платежей. Также, в настоящий момент имеется возможность внесения платежей без комиссии через ГИЗ ЖКХ и АО «Тинькофф Банк». Полагала, что истцом избран неверный способ защиты, поскольку ответчик не является исполнителем услуг.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг путем: внесения наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Без взимания комиссии оплата ЖКУ может быть осуществлена через портал ГИС ЖКХ. АО «ЕРЦ РК» не относится ни к одной из категорий, указанных в преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», поскольку не является исполнителем, изготовителем, импортером, продавцом, владельцем агрегаторов, в связи с чем, в рамках настоящего спора не может являться надлежащим ответчиком. АО «ЕРЦ РК» является коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли, в связи с чем, вправе издавать любые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству и приносящие прибыль.

Представители третьих лиц ООО «Петербургтеплоэнерго», ООО «Лахденпохский водоканал», ООО «Лахденпохская жилищно-эксплуатационная служба», ООО «Автоспецтранс», Фонда капитального ремонта Республики Карелия при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали.

В представленных отзывах на исковое заявление представители третьих лиц полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным основаниям, приведенным представителем ответчика в своих возражениях.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец Бородина Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, и является получателем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями ООО «Петербургтеплоэнерго», ООО «Лахденпохский водоканал», ООО «Автоспецтранс», услуги по содержанию и ремонту общего имущества, оказываемой ООО «Лахденпохская ЖЭС», а также производит оплату в Фонд капитального ремонта Республики Карелия за капитальный ремонт.

АО «ЕРЦ РК» на основании агентских договоров, заключенных ООО «Петербургтеплоэнерго», ООО «Лахденпохский водоканал», ООО «Автоспецтранс», ООО «Лахденпохская ЖЭС», Фондом капитального ремонта Республики Карелия осуществляет деятельность по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей за оказываемые указанными организациями жилищно-коммунальные услуги на возмездной основе с установленным процентом от сумм, начисленных потребителям за услуги принципалов (л.д. 133-168).

Приказом АО «ЕРЦ РК» от 24.11.2020 № 76 внесены изменения в приказ АО «ЕРЦ РК» от 20.05.2016 «О перечне платных услуг», в соответствии с которым Приложение № 1 данного приказа был дополнено пунктом 13 о введении с 01.12.2020 комиссии за прием платежей за ЖКУ – наличных денежных средств от физических лиц по платежным документам в размере 1% от суммы платежа (л.д. 130-132).

В судебном заседании также установлено, что основанием заявленных требований послужило несогласие истца с установлением комиссионного сбора при внесении наличных денежных средств за оплату жилищно-коммунальных услуг через кассу ответчика.

В соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с п. 63 Правил № 354 потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п. 64 Правил № 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

На основании п. 65 Правил № 354 если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

Согласно ч. 13 ст. 4 указанного Федерального закона платежный агент должен довести до сведения плательщика все условия приема денежных средств, в том числе и информацию о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей.

При обращении физического лица в кредитную организацию в целях перевода денежных средств в счет оплаты каких-либо услуг данная кредитная организация оказывает такому гражданину одну из банковских операций, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

При этом согласно статье 29 указанного Федерального закона комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из части 17 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует об отсутствии в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате потребителями ЖКУ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

Кроме того, законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг, вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

Как верно указано представителем ответчика, внесение оплаты за ЖКУ через кассу АО «ЕРЦ РК» является только одним из инструментов внесения платы за ЖКУ. Истец, как потребитель ЖКУ, вправе выбрать любой способ осуществления платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый истцом приказ не противоречит требованиям действующего законодательства и сам по себе, без учета иных обстоятельств, не может нарушать права истца, так как деятельность АО «ЕРЦ РК» регулируется положениями Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», согласно которым ответчик вправе при приеме платежей взимать с плательщика вознаграждение.

Кроме того, ссылки истца на положения ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», в соответствии с которой установлена обязанность продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных расчетов по выбору потребителя, в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик не является исполнителем коммунальных услуг. Кроме того, указанный закон является специальным и действует только в части правоотношений, не урегулированных ЖК РФ.

Довод истца о том, что плата за капитальный ремонт не относится к ЖКУ, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Анализируя довод истца о том, что потребитель имеет право на внесение наличной платы за ЖКУ, суд приходит к выводу, что истцом в рассматриваемой ситуации избран неверный способ защиты. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, при этом, требования к исполнителям коммунальных услуг истцом не заявлялись.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения (приказ от 24.11.2020 № 76) ответчика об установлении комиссионного сбора при внесении наличных денежных средств за оплату жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ответчика об установлении комиссионного сбора при внесении наличных денежных средств за оплату жилищно-коммунальных услуг, требования истца в остальной части (о взыскании уплаченных комиссионных сборов и компенсации морального вреда), которые в данном случае являются производными от основного требования истца, также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2021.

2-198/2021 ~ М-121/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бородина Тамара Васильевна
Ответчики
АО "ЕРЦ РК"
Другие
ООО "Автоспецтранс"
Фонд капитального ремонта Республики Карелия
ООО "Лахденпохский водоканал"
ООО "Петербургтеплоэнерго"
ООО "Лахденпохская ЖЭС"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2021Предварительное судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2021Дело оформлено
31.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее