Гражданское дело № 2-2278/2018
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
06 ноября 2018 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яковенко О.В.,
при секретаре Косовой Д.Р.,
с участием административного истца Чернышова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александренко Н.В., Карачева Н.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Александренко Н.В., Карачева Н.А. обратились в суд с иском к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным решения ДМИЗО администрации г. Красноярска от 18.08.2017 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 20 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; а также о возложении на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанности по утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что истцы владеют на праве собственности (по ? доли в праве) гаражом, расположенным по адресу <адрес>. С целью оформления прав на земельный участок, расположенный под гаражом, обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о согласовании предоставления участка и об утверждении схемы его расположения, в чем ему было отказано в связи с несоответствием схемы проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск (Постановление администрации города от 25.12.2015 № 833), и размещение объекта недвижимости не предусмотрено.
Истцы полагают отказ незаконным, поскольку земельный участок расположен непосредственно под гаражом, построенном в 1980 году и находящимся в их собственности с 2017 года, т.е. на момент приобретения гаража проект планировки отсутствовал, в связи с чем отказ в утверждении схемы земельного участка нарушает права истцов на предоставление земельного участка, расположенного под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Истцы Александренко Н.В. и Карачева Н.А. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, представитель истца Карачевой Н.А. - Чернышов С.А., доверенность в деле, исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств суду не направил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с согласия представителя истца принимает решение в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находится в частной собственности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено:
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»…;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно же п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Исходя из ч. 8 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 4 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора купли-продажи № 1 от 24.06.2017 истцы Александренко Н.В., Карачева Н.А. приобрели в общую долевую собственность (по ? доли в праве) гараж, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках … от 06.07.2017.
Из представленной копии свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Росреестра по Красноярскому краю от 12.02.2009, следует, что указанный гараж ранее принадлежал продавцу Халтуриной Ю.Б. на основании договора купли-продажи от 02.03.1995.
Как следует из решения Красноярского городского совета народных депутатов Исполнительного комитета от 05.02.1980 № 47 за исполкомом Центрального райсовета закреплен земельный участок, площадью 0,23 га в <адрес>, для кооператива Ц-6 для строительства 76 индивидуальных гаражей 3мХ6 м по осям.
Решением исполкома Центрального районного совета народных депутатов № 140 от 02.04.1980 закреплены земельные участки под ранее выстроенные типовые капитальные индивидуальные гаражи на 76 боксов, в том числе и под гараж, принадлежащий истцам, по <адрес> в кооперативе Ц-6.
С целью оформления прав на распложенный под указанным гаражом земельный участок кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 20 кв.м, отражающая расположение земельного участка в фактически существующих границах, необходимых для обслуживания нежилого строения.
Истцы обратились в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под принадлежащим им гаражом.
По результатам рассмотрения заявления ДМИЗО администрации г. Красноярска ответом от 18.08.2017 № К-13046 отказало в предварительном согласовании предоставления участка и в утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории в связи с несоответствием схемы проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск (Постановление администрации города от 25.12.2015 № 833).
Оценивая оспариваемое решение, суд находит отказ незаконным, поскольку истцы, как собственники уже имеющегося на данном участке строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, и возведенного на отведенном для этих целей земельном участке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеют право на предоставление части земельного участка, необходимого для использования принадлежащего им строения по назначению, в связи с чем наличие проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного 25.12.2015 после отведения испрашиваемого участка под строительства гаража и его возведения правового значения не имеет.
Поскольку со стороны ДМИЗО не приведено суду доводов, свидетельствующих о самовольности строения либо о несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям законодательства, являющихся в силу положений ЗК основанием для отказа в предоставлении земельного участка истцам, а также свидетельствующих о необходимости формирования участка в ином порядке и границах, то оспариваемый отказ ущемляет права административного истца, как собственника расположенного на данном участке строения, возведенного в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права на ответчика следует возложить обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, в порядке, предусмотренном действовавшим на момент обращения законодательством.
Между тем, суд считает необходимым установить иной срок для исполнения настоящего решения суда - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198,235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженное в ответе от 18.08.2017, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка – незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение месяца с момента вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка площадью 20 кв.м, расположенного в <адрес>, на кадастровом плане территории.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.В. Яковенко