Дело № 12-49/2019
№ 12-67/2019
№ 72-317/2019
№ 72-462/2019
№ 72-10/2020
РЕШЕНИЕ
г. Курган 14 января 2020 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частоозерская теплосеть» (далее – ООО «Частоозерская теплосеть», Общество) на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29 мая 2019 г., решение судьи Щучанского районного суда Курганской области от 8 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29 мая 2019 г. ООО «Частоозерская теплосеть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 8 ноября 2019 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд и дополнениях к ней ООО «Частоозерская теплосеть» просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что Общество не вправе было производить весеннюю доочистку лесосек, поскольку на тот момент срок действия Проекта освоения лесов закончился 31 декабря 2018 г., а новый Проекта освоения лесов был утвержден только 10 июня 2019 г.
При рассмотрении жалобы защитник ООО «Частоозерская теплосеть» Родионова Е.С., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила пожарной безопасности) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 17 Правил пожарной безопасности при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 15 апреля 2019 г. в результате осмотра лесосеки в квартале <...> выделе <...> <...> мастерского участка <...> участкового лесничества <...> выявлено нарушение пункта 17 Правил пожарной безопасности, допущенное ООО «Частоозерская теплосеть», а именно, до начала пожароопасного сезона не произведена весенняя доочистка лесосеки от порубочных остатков (порубочные остатки в кучах, имеются зависшие деревья, лесосека захламлена).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Частоозерская теплосеть» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок, для одной или нескольких целей, в том числе, в целях заготовки древесины и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункты 1, 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела на основании договора аренды лесного участка № от 5 августа 2010 г., заключенного с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ООО «Частоозерская теплосеть» передан во временное пользование в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, на котором должностным лицом было зафиксировано вмененное Обществу правонарушение. ООО «Частоозерская теплосеть» приняло на себя обязанность по соблюдению на арендованном участке Правил пожарной безопасности (пункт 15.15 договора).
Условий, которые могли бы освободить Общество от обязанности по соблюдению на арендованных участках Правил пожарной безопасности названный договор не содержит.
Факт совершения ООО «Частоозерская теплосеть» правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение произведенную должностным лицом и судьей первой инстанции оценку доказательств по делу не имеется.
Выводы о виновности ООО «Частоозерская теплосеть» в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО «Частоозерская теплосеть» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о невозможности приступить к весенней доочистке лесосеки в виду окончания срока действия Проекта освоения лесов отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм права.
Постановление о привлечении ООО «Частоозерская теплосеть» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью1 статьи4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 данного Кодекса).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Между тем, при принятии решения судьей не учтено, что при назначении наказания должностное лицо в постановлении ограничилось лишь указанием на отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, при этом вопрос о назначении альтернативного штрафу вида наказания не рассматривался, обоснование конкретных мотивов принятия решения о назначении наказания в виде административного штрафа в постановлении не содержится.
Учитывая все обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, а также факт совершения правонарушения впервые, считаю необходимым постановление должностного лица и решение судьи изменить, назначив ООО «Частоозерская теплосеть» наказание в виде предупреждения.
В целом доводы жалобы направлены на повторное изложение позиции заявителя, основанной на иной оценке исследованных доказательств, к чему оснований не усматривается.
Существенных процессуальных нарушений по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29 мая 2019 г., решение судьи Щучанского районного суда Курганской области от 8 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Частоозерская теплосеть» изменить, назначить ООО «Частоозерская теплосеть» административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части эти же постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу ООО «Частоозерская теплосеть» – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков