Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО4,
представителя ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании права на обеспечение постоянным жилыми помещением, предоставляемым по социальному найму, в избранном месте жительства за счет средств Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в котором указал, что, имея выслугу ФИО2 службы более № лет, перед увольнением в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. В период службы был обеспечен служебным жилым помещением по месту службы в <адрес>. При увольнении жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Узнав в 2019 году, что отсутствует в списках очередников, истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке либо восстановлении на учете, так как процедура восстановления на учете законом не предусмотрена. С учетом изложенного, истец просит признать за ним право на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительстве за счет средств Министерства обороны РФ, признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить в очередь с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности просила отказать в удовлетворении заявленных требованиях, так как ответчику не передавались сведения о постановке истца на учет нуждающихся, как и сведения об обеспечении его служебным жилым помещением.
Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Приказом командира № отдельной гвардейской мотострелковой бригады по личному составу №-№ от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик ФИО1 уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет календарная № года № месяца № дней. Обеспечен жилым помещением по месту службы. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Подлинность предоставленного истцом приказа об увольнении подтверждена ФИО2 <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава в части всех видов обеспечения с оставлением в списках очередников для получения жилого помещения для постоянного проживания, что следует из Приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании ордера предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, на состав семьи из трех человек.
По указанному адресу истец зарегистрирован и проживает до настоящего времени. Статус «Служебное жилое помещение» до настоящего времен не снят, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие у ФИО1 в собственности жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ истец, узнав, что не состоит на учете, обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, оформленного письмом, истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, так как истец не является военнослужащим на момент обращения с заявлением, процедура восстановления на учете законом не предусмотрена.
Оценивая законность оспариваемого решения ответчика, суд учитывает следующие нормы права.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статуе военнослужащих") военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Из смысла Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что при предоставлении гражданину жилого помещения подлежат учёту все совершенные им сделки по отчуждению жилья, полученного им от государства, вне зависимости от срока их совершения, поскольку обеспечение жильём от государства по общему правилу, возможно только один раз.
Положениями ст. 15 и 23 Федерального закона предусмотрено, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путём его предоставления за счёт государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Федеральный закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации.
Предоставляя военнослужащим, к которым относится ФИО1, гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В период увольнения истца с военной службы действовал Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее -Приказ), согласно которому до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (п.12 Приказа).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.№ Приказа).
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района (п.№ Приказа).
По настоящему делу, бесспорно установлено, что ФИО1 в период службы был обеспечен служебным жилым помещением, которое не приватизировано и может быть им сдано.
При увольнении ФИО1 не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, в связи с чем, оставлен в списке очередников (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО1 ввиду отсутствия у него постоянного жилого помещения, выслуги более № лет и увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, относится к категории военнослужащих, заслуживших право на обеспечение постоянным жилыми помещением за счет средств Министерством обороны Российской Федерации.
Суд полагает, что сложившаяся ситуация возникла в результате ненадлежащей передачи учетных документов о постановке ФИО1 на учет из квартирно-эксплуатационной части к ответчику.
Вывод суда подтверждается как приказом об увольнении истца от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим сведения о нахождении его на учете, так и приказом по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении истца в списках очередников для получения жилого помещения для постоянного проживания.
Дополнительным доказательством выводов суда является тот факт, что в переданных ответчику учетах даже не значится обеспечение истца служебным жилым помещением. Между тем, указанный факт установлен бесспорно, подтверждается ордером на получение служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, в силу прямого указания действовавшего в тот момент Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, ФИО1 не мог быть исключен без его согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). А приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ прямо содержит указание на согласие с увольнением с оставлением в списках очередников.
Пояснения истца, в совокупности с содержанием приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ и приказа об исключении из списков личного состава части от ДД.ММ.ГГГГ, позволяют суду сделать вывод, что ФИО1 в соответствии с действовавшим порядком обращался с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и по его рапорту было принято решение о постановке на учет.
Отсутствие в материалах дела рапорта, решения жилищной комиссии (либо их копий) с учетом всех установленных судом обстоятельств, не могут являться основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец в установленном порядке обратился в жилищную комиссию войсковой части для принятия на учет, которой до увольнения истца с военной службы принято решение о постановке его на учет в качестве нуждающихся. В отсутствие такого решения приказ об увольнении не мог содержать специального указания об оставлении истца в списке очередников, так как в соответствии с действовавшим в тот момент приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № командир войсковой части, подписавший приказ об увольнении, утверждал также решение жилищной комиссии.
Суд также принимает во внимание, что истец, обладая специальным правом военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с достижением предельного возраста, имеющего выслугу более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен до настоящего времени.
Предоставленное истцу служебное жилое помещение не приватизировано и может быть им сдано после реализации своего права на получение постоянного жилого помещения.
Отсутствие у ответчика специального порядка восстановления в очереди не может являться основанием для отказа истцу в реализации его права, обусловленного соответствием всем специально установленным условиям.
Ненадлежащая передача учетных данных между квартирно-эксплуатационными частями и ответчиком не может служить основанием для отказа истцу в иске, так как, являясь в настоящее время бывшим военнослужащим, он не может обратиться с заявлением о повторной постановке на учет. Следовательно, единственным способом восстановления нарушенного права истца является восстановление его в списках нуждающихся. А принимая во внимание отсутствие точных сведений о дате первоначальной постановке истца на учет, суд полагает обоснованным считать дату постановки с момента увольнения, так как приказ об увольнении содержит прямую ссылку на оставление в списке очередников.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих нахождению истца на учете нуждающихся в постоянном жилом помещении, в материалы дела сторонами не представлено.
Истец приобрел в период военной службы и не утратил до настоящего времени права состоять на учете нуждающихся в постоянном жилом помещении, в связи с чем, иск о признании права на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительства за счет средств Министерства обороны РФ, признании решение начальника № отдела (<адрес>) <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении на ответчика обязанности включить его в очередь на получение постоянного жилого помещения подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к <данные изъяты> о признании права на обеспечение постоянным жилыми помещением, предоставляемым по социальному найму, в избранном месте жительства за счет средств Министерства обороны РФ, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на обеспечение постоянным жилыми помещением в избранном месте жительства за счет средств Министерства обороны РФ.
Признать решение начальника № отдела (<адрес>) <данные изъяты>, оформленное в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным.
Возложить на <данные изъяты> обязанность включить ФИО1 в очередь на получение постоянного жилого помещения с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (дата издания приказа о увольнении с военной службы).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.П. Коваленко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года