Дело № 2-1579/2020
Решение
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при помощнике судьи: Сальчук Е.Н.,
с участием истца Никифоровой Н.В., представителя ответчика по доверенности Поповой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой Натальи Валентиновны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии,
Установил:
Истец Никифорова Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области и просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 04.09.1989 по 01.06.1990 в должности палатная санитарка в 1-ом терапевтическом отделении Серпуховской ЦРБ; с 10.07.1991 по 30.08.1991 в должности палатная санитарка в 1-ом гастроотделении Серпуховской ЦРБ; с 02.08.1993 по 15.06.1995 в должности палатной медсестры в травматологическом отделении МУЗ «Центральная районная больница» (в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев); с 07.02.1997 по 30.06.1998 и с 13.04.2003 по 31.10.2003 отпуск по уходу за ребенком; с 14.02.2000 по 14.03.2000 и с 18.04.2005 по 20.05.2005 курсы повышения квалификации, 03.05.2008 по 02.06.2008 в должности заведующая – медицинская сестра в Глазовском ФАП МУЗ «Центральная районная больница» в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца, с 02.06.2008 по 27.07.2010 в должности процедурной медсестры процедурного кабинета ЗАО «Лаборатория XXI»; с 02.08.2010 по 29.09.2012 в должности медсестры медицинского центра «Целитель», ООО «Партнер-Ивест»; с 16.10.2012 по 09.11.2012 в должности процедурной медсестры ООО «ЗОО-Маркет»; с 11.11.2012 по 06.11.2019 в должности медсестры ООО «Парацельс».
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.11.2019.
Свои требования истец Никифорова Н.В. мотивирует тем, что 07.11.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа в назначении досрочной пенсии истцу отказано, из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж истца не включены спорные периоды работы.
Истец считает отказ пенсионного органа необоснованным и незаконным.
В оспариваемые периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, на время которых за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.
Истец Никифорова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Попова Л.А. исковые требования Никифоровой Н.В. не признала, просила в иске отказать, поддержав письменные объяснения, приобщенные к материалам дела. Пояснив, что периоды работы истца с 04.09.1989 по 01.06.1990 и с 10.07.1991 по 30.08.1991 в должности палатной санитарки Серпуховской ЦРБ невозможно включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, так как разделом «Наименование должностей» Списка не предусмотрена такая должность.
Период работы с 02.08.1993 по 15.06.1995 в должности палатной медсестры травматологического отделения Серпуховской МУЗ ЦРБ невозможно применить льготное исчисление 1 год за 1 год 6 месяцев, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения не предусмотрено такое наименование должности как палатная медсестра.
Периоды работы с 07.02.1997 по 30.06.1998, с 02.06.2008 по 27.07.2010 в должности процедурной медсестры процедурного кабинета ЗАО «Лаборатория XXI»; с 02.08.2010 по 29.09.2012 в должности медсестры медицинского центра «Целитель», ООО «Партнер-Ивест»; с 16.10.2012 по 09.11.2012 в должности процедурной медсестры ООО «ЗОО-Маркет»; с 11.11.2012 по 06.11.2019 в должности медсестры ООО «Парацельс» невозможно включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, так как разделом «Наименование учреждения» Списка не предусмотрены такие наименования учреждения. В индивидуальных сведениях персонифицированного учета истца работодателем не указан код льготной пенсии. При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
У Пенсионного управления нет права самим расширять Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а так же устанавливать тождественность учреждения не предусмотренных данным Списком.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком не могут быть приняты к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с нормами пенсионного законодательства. В соответствии с п.4,5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных основного и дополнительного отпуска. Учеба на курсах повышения квалификации трудовым законодательством не относится к дополнительным отпускам, а так же не является выполнением работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а только повышением своих профессиональных навыков и умения, что не предусмотрено действующими нормативными актами.
Отпуск по уходу за ребенком включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях только до 06.10.1992.
Период работы в должности заведующей- медицинской сестры в Глазовском ФАП МУЗ ЦРБ с 01.09.2005 по 02.06.2008 при расчете стажа указан правильно, в решении пенсионного органа допущена ошибка в указании даты увольнения 02.05.2008.
На момент обращения у истца отсутствует требуемый специальный стаж.
Представитель третьего лица ГБУЗ МО «СГБ имени Семашко Н.А.» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение оставляет на усмотрение суда (л.д.209).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Никифоровой Н.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела Никифорова Н.В. 07.11.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.69 том 1).
Решением пенсионного органа от 05.02.2020 в назначении досрочной пенсии Никифоровой Н.В. отказано, из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж истца не включены спорные периоды работы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком. В специальный стаж истца учтено 17 лет 05 месяцев 09 дней (л.д.13-17 том 1).
В материалы дела представлены трудовая книжка Никифоровой Н.В., в которой имеются записи о трудовой деятельности истца в спорные периоды работы, в том числе периоды осуществления лечебной деятельности (л.д. 18-28 том 1).
Согласно справки ГБУЗ МО «Серпуховская городская больница им. Семашко Н.А», Никифорова Н.В. работала с 02.08.1993 по 31.08.2005 в Серпуховском ТМО, Серпуховско ЦРБ, СГБ им. Семашко Н.А. в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры перевязочной в течение полного рабочего дня. Проходила курсы повышения квалификации с 14.02.2000 по 14.03.2000 и 18.04.2005 по 20.05.2005, отпуск по уходу за ребенком предоставлялся с 07.02.1997 по 30.06.1998, с 13.04.2003 по 31.10.2003. (л.д.45, том 1), представлен акт документальной проверки сведений о стаже (л.д. 72-73, том 1).
Как усматривается из трудовой книжки, справки ГБУЗ МО «Серпуховская городская больница им. Семашко Н.А.» в период с 02.08.1993 по 15.06.1995 истец работала в должности палатной медсестры травматологического отделения Серпуховской МУЗ ЦРБ.
В материалы дела представлена должностная инструкция палатной медицинской сестры отделения (л.д. 133-135, том1).
Положение о работе травматологического отделения ГБУЗ МО «СГБ имени Семашко Н.А.» (л.д. 136-139, том 1) из которого следует, что травматологическое отделение является структурным подразделением ГБУЗ МО «СГБ им. Семашко Н.А.». на должность среднего медицинского персонала травматологического отделения назначаются специалисты по специальностям медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурная, медицинская сестра перевязочная.
Из справки ГБУЗ МО «Серпуховская городская больница им. Семашко Н.А.» Никифорова Н.В. в период работы с 02.08.1993 по 15.06.1995 принимала непосредственное участие в малоинвазивных операциях (л.д.215 том 1).
В материалы дела представлены: лицензии на осуществление медицинской деятельности ЗАО «Лаборатория ХХI» (л.д. 29-34, том 1), ООО «Партнер-Инвест» (л.д.35-40, том 1), ООО «Парацельс (л.д.41-44, том 1)
Из справки ООО «Лаборатория ХХI» усматривается что Никифорова Н.В. действительно работала в должности процедурной медицинской сестры процедурного кабинета с 02.06.2008 по 27.07.2010 (л.д. 46, том 1).
Из справки ООО «Парацельс» следует, что Никифорова Н.В. работала в должности медицинской сестры с 11.11.2012 по 01.11.2014 (л.д. 47, том 1), представлены Устав общества (л.д. 158-169, том 1), из которого следует, что общество создано для осуществления хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе получения прибыли экономических интересов участников и членов трудового коллектива; Прейскурант медицинский услуг (л.д.216-225, том 1).
Из справки ООО «Партнер-Инвест» следует, что Никифорова Н.В. действительно работала в должности медицинской сестры с 02.08.2010 по 29.09.2012 (л.д. 47-48, том 1), представлены: Устав общества (л.д.187-200), из которого следует, что общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли; Прейскурант на предоставляемые медицинские услуги (л.д.226, том 1)
Из справки ООО «ЗОО-Маркет» следует, что Никифорова Н.В. действительно работала в данной организации в должности процедурной медицинской сестры процедурного кабинета с 16.10.2012 по 09.11.2012 (л.д. 52, том 1), представлены: Устав общества (л.д.170-186, том 1), из которого следует, что в качестве основной цели своей деятельности общество преследует извлечение прибыли; прайс-лист на медицинские манипуляции и процедуры (л.д. 227, том 1).
В материалы дела представлены: данные о стаже истца (л.д. 70, 252 том 1), выписка из индивидуального лицевого сета застрахованного лица (л.д.84-87 том 1)
В соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", который вступил в силу с 01.01.2015, в редакции, действующей с 01.10.2019.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 названной статьи Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижении возраста, установленного ст. 8 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» постановило установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Спорными являются период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 14.02.200 по 14.03.2000 и с 18.04.2005 по 20.05.2005.
Факт направления истца в указанные периоды на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Трудовым законодательством предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Применительно к положениям ст. 187 ТК РФ гарантировано сохранение за работником места работы (должность) и средней заработной платы при направлении его работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы.
Таким образом, время нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом повышение квалификации истца с целью присвоения соответствующей квалификационной категории является обязательным условием выполнения работы по специальности.
Каких-либо ограничений в части включения указанных периодов в специальный стаж законодательством не предусмотрено.
Доводы ответчика о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации, не может быть включен в специальный стаж, поскольку не является выполнением работы, связанной с лечебной деятельностью, не относится к дополнительному отпуску, суд находит необоснованными. В спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и в этот период за нее перечислялись страховые взносы.
Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2000 по 14.03.2000 и с 18.04.2005 по 20.05.2005 подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение спорного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу после 06.10.1992, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, оснований для включения в специальный стаж истца период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с07.02.1997 по 30.06.1998 и с 13.04.2003 по 31.10.2003, не имеется.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 02.08.1993 по 15.06.1995 в должности палатной медсестры травматологического отделения Серпуховской МУЗ ЦРБ, суд приходит к следующему. В спорный период работы истца действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, льготное исчисление стажа было предусмотрено для врачей - хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачей анестезиологов-реаниматоров, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
В Постановлении отсутствовали требования о наименовании отделений, основным требованием являлось отделение хирургического профиля.
Таким образом, право на включение в специальный стаж, дающий право на пенсию в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) до 01.11.1999 имели врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что исковые требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 02.08.1993 по 15.06.1995 в должности палатной медсестры травматологического отделения Серпуховской МУЗ ЦРБ, подлежат удовлетворению с учетом положений Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащим применению с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, которыми установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится как один год работы за один год и 6 месяцев. Травматологическое отделение является отделением хирургического профиля.
В указанный период истец осуществляла свою деятельность в должности среднего медицинского персонала в отделении хирургического профиля.
Возражения ответчика основаны на неверном толковании закона.
Требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 04.09.1989 по 01.06.1990 в должности палатная санитарка в 1-ом терапевтическом отделении Серпуховской ЦРБ; с 10.07.1991 по 30.08.1991 в должности палатная санитарка в 1-ом гастроотделении Серпуховской ЦРБ не подлежат удовлетворению, поскольку вышеуказанными нормами пенсионного законодательства не предусмотрена должность санитарки.
В силу пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 исчисление выслуги для работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанных в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) производится за один год и 3 месяца.
Истец в исковом заявлении просит включить в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца период работы с 03.05.2008 по 02.06.2008 в должности заведующая-медицинская сестра в Глазовском ФАП МУЗ «Центральная районная больница».
Как следует из объяснений представителя ответчика и подтверждено сведениями о стаже истца, в том числе специальном, Пенсионным фондом учтен в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца период работы с 03.05.2008 по 02.06.2008 в должности заведующая-медицинская сестра в Глазовском ФАП МУЗ «Центральная районная больница». В протоколе допущена опечатка в указании даты периода «02.05.20018». В связи с чем повторное включение указанного периода недопустимо.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периодов работы с 02.06.2008 по 27.07.2010 в должности процедурной медсестры процедурного кабинета ЗАО «Лаборатория XXI»; с 02.08.2010 по 29.09.2012 в должности медсестры медицинского центра «Целитель», ООО «Партнер-Ивест»; с 16.10.2012 по 09.11.2012 в должности процедурной медсестры ООО «ЗОО-Маркет»; с 11.11.2012 по 06.11.2019 в должности медсестры ООО «Парацельс», суд приходит к следующему.
Согласно ст. 123.21. Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ параграф 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Некоммерческие организации", куда входила и статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу с 1 сентября 2014 года
Аналогичные нормы об учреждении содержатся в пунктах 1 и 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
В соответствии со ст. 87 Гражданского кодекса Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих долей. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорный период в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.
Истец в спорные периоды работала в организациях, которые по своей организационно-правовой форме являются коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган, с учетом включенных периодов ответчиком и судом, составил менее требуемых 30 лет, таким образом, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Никифоровой Натальи Валентиновны удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Никифоровой Натальи Валентиновны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 02.08.1993 по 15.06.1995 в должности палатной медсестры травматологического отделения Серпуховской МУЗ ЦРБ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2000 по 14.03.2000 и с 18.04.2005 по 20.05.2005.
Исковые требования Никифоровой Натальи Валентиновны о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отпуска по уходу за ребенком с 07.02.1997 по 30.06.1998, с 13.04.2003 по 31.10.2003; периодов работы с 04.09.1989 по 01.06.1990 в должности палатная санитарка в 1-ом терапевтическом отделении Серпуховской ЦРБ; с 10.07.1991 по 30.08.1991 в должности палатная санитарка в 1ом гастроотделении Серпуховской ЦРБ; с 02.06.2008 по 27.07.2010 в должности процедурной медсестры процедурного кабинета ЗАО «Лаборатория XXI»; с 02.08.2010 по 29.09.2012 в должности медсестры медицинского центра «Целитель», ООО «Партнер-Ивест»; с 16.10.2012 по 09.11.2012 в должности процедурной медсестры ООО «ЗОО-Маркет»; с 11.11.2012 по 06.11.2019 в должности медсестры ООО «Парацельс»; обязании Государственной учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.11.2019, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус
мотивированное решение изготовлено 28.09.2020