Дело №2-408/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С. Долгодеревенское 15 марта 2017 года
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Е.В. Боднарь,
при секретаре судебного заседания К.Р. Вадзинска,
с участием помощника прокурора Е.А. Глазковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, муниципальному общеобразовательному учреждению Полетаевская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к указанным ответчикам с иском, в котором с учетом уточнения требований просил:
- возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение Полетаевскую среднюю общеобразовательную школу, расположенную по АДРЕС, установить ограждение по периметру территории образовательной организации в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
- при недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения Полетаевской средней общеобразовательной школы возложить обязанность на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области по финансированию установки ограждения по периметру территории образовательной организации за счет средств местного бюджета.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной проверки в сфере исполнения законодательства об образовании, противодействия экстремизму и терроризму в образовательных учреждениях Сосновского района выявлено, что по периметру территории МОУ Полетаевской СОШ отсутствует ограждение, что способствует несанкционированному доступу на территорию школы посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Осуществление деятельности образовательной организации в отсутствие ограждения по всему периметру территории школы не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области как учредитель МОУ Полетаевской СОШ, являющегося казенным учреждением, несет в случае недостаточности денежных средств, находящихся в его распоряжении, субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора Глазкова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, указав, что до настоящего времени требования по установке ограждения не выполнены. При этом, возражая против доводов Полетаевской СОШ и управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, пояснила, что представление прокуратуры было направлено еще в 2016 году, в связи с чем имелась возможность запланировать денежные средства на выполнение указанных мероприятий на 2017 год.
Представитель ответчика Полетаевской СОШ в судебное заседание не явился, извещены. В предыдущем судебном заседании директор Л.Т.Г. против удовлетворения исковых требований не возражала, однако указала, что для выполнения указанных мероприятий необходимо дополнительное финансирование, для чего она уже обратилась с заявлением в управление образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, составлена смета на выполнение работ, частично ограждение имеется, но не по всему периметру. Просила определить срок для исполнения решения суда более 6 месяцев, поскольку необходимо пройти конкурсную процедуру по отбору подрядчика. Также представлен письменный отзыв.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены.
Представитель третьего лица управления образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, представлен отзыв, в котором указано, что финансирования на 2017 год на выполнение указанных мероприятий не запланировано.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований. При этом суд исходит из следующего.
Так в силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму.
В соответствии с подп. 3 ч. 6 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1, ч.4, ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 4.1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации при реализации образовательных программ создать условия для охраны и здоровья обучающихся.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Пунктом 7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, предусмотрено, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.
Следовательно, установка ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Прокуратурой района проведена проверка в сфере исполнения законодательства об образовании, противодействия экстремизму и терроризму в образовательных организациях Сосновского муниципального района, в результате чего установлено, что по периметру территории МОУ Полетаевской СОШ отсутствует ограждение, отвечающее требованиям п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, что не отрицалось лицами, участвующими в деле, подтвеждается перепиской между Полетаевской СОШ и управлением образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
Отсутствие ограждения по периметру территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного кругла лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Согласно п.п. 1.2, 1.3., 1.4, 1.5, 1.6, 4.8 Устава МОУ Полетаевская СОШ является муниципальным казенным учреждением. Учредителем и собственником имущества МОУ Полетаевской СОШ является муниципальное образование Сосновский муниципальный район. Финансовое обеспечение деятельности МОУ осуществляется за счет средств бюджета Сосновского муниципального района Челябинской области и на основании бюджетной сметы. Согласно уставу и выписке из ЕГРЮЛ указанное учреждение расположено по АДРЕС.
Статьей 123.21 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
На основании изложенного, являясь учредителем и собственником имущества МОУ Полетаевской СОШ, Сосновский муниципальный район Челябинской области в лице администрации Сосновского муниципального района несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного им учреждения.
Учитывая, что на момент разрешения спора ограждение полностью по всему периметру территории МОУ Полетаевской СОШ не установлено, имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
При этом определяя срок для исполнения решения суда, суд учитывает, что МОУ Полетаевская СОШ является казенным учреждением, финансирование которого осуществляется по смете, при этом на финансирование указанных мероприятий в 2017 году средств заложено не было, для определения объема финансирования, его утверждения, доведения до получателя бюджетных средств, проведения конкурсной процедуры, заключения муниципального контракта необходимо значительное время, при этом момент вступления решения суда в законную силу приходится на апрель 2017 года, то есть после утверждения бюджета, а потому срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу будет разумным для исполнения решения суда.
Следует учитывать, что о необходимости выполнить мероприятия по ограждению территории образовательного учреждения ответчикам и третьему лицу было известно еще в 2016 году, в то время как в бюджетную роспись на 2017 год данные денежные средства не запланированы, что не может служить основанием для еще большей отсрочки в устранении нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение Полетаевскую среднюю общеобразовательную школу организовать установку ограждения по периметру территории муниципального общеобразовательного учреждения Полетаевской средней общеобразовательной школы, расположенной по АДРЕС, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения Полетаевской средней общеобразовательной школы возложить на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность по финансированию установки ограждения по периметру территории указанной образовательной организации во исполнение решения суда за счет средств бюджета Сосновского муниципального района.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Боднарь