Материал № 12-30/2020 копия
Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2020 года с.Коса
Судья Косинского районного суда Пермского края Андросенко О.В., рассмотрев жалобу администрации Косинского муниципального округа на постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору К от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору К от ДД.ММ.ГГГГ администрация Косинского муниципального округа привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В связи с несогласием с данным постановлением, защитник администрации Косинского муниципального округа М, действующая на основании доверенности, подала жалобу, в которой содержатся доводы об отсутствии в действиях администрации состава вмененного правонарушения, необоснованном неприменении при назначении наказания ст.2.9 КоАП РФ, а также о необходимости снижения размера штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании защитник поддержала жалобу в полном объеме, дополнительно указав на отсутствие конкретики в постановлении при описании выявленных нарушений, а также на действия администрации Косинского муниципального округа при устранении выявленных нарушений.
Главный государственный инспектор Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору К в судебном заседании участия не принимал, заявлений об отложении рассмотрения жалобы не поступало.
Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Положениями ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности с целью контроля исполнения предписаний от ДД.ММ.ГГГГ № и №, срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах <адрес>, д.Левичи Косинского муниципального округа Пермского края выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте № от ДД.ММ.ГГГГ:
- в нарушение ст.6 п,4, ст.62, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.1, п.9.10, 9.11 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» территория населенного пункта п.Сосновка не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, (фактически, расстояние от ближайшего источника противопожарного водоснабжения до дальних зданий - 376 метров);
- в нарушение п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на территории <адрес> пожарные водоемы не оборудованы площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в нарушение ст.6 п.4, ст.62, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.1, п.9.10, 9.11 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» территория населенного пункта <адрес>-Лёль не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, (фактически, расстояние от ближайшего источника противопожарного водоснабжения до дальних зданий - 379 метров);
- в нарушение п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на территории <адрес>-Лёль пожарные водоемы не оборудованы площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в нарушение ст.6 п.4, ст.62, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.1, п.9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» территория населенного пункта д.Левичи не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, (фактически, расстояние от ближайшего источника противопожарного водоснабжения до дальних зданий - 379 метров);
- в нарушение п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на территории д.Левичи пожарные водоемы не оборудованы площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в акте проверки от 18.09.2020. Внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по истечении срока исполнения предписания.
При проведении внеплановой выездной проверки выявлено, что часть нарушений в области требований пожарной безопасности, выявленных ранее, устранена не была, нарушение имело место на дату проведения проверки.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения администрации Косинского муниципального округа к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Сам факт наличия нарушений требований пожарной безопасности на дату проверки не оспаривается стороной защиты. Указание на отсутствие конкретики при описании выявленных нарушений, что, по мнению защитника, приводит к затруднению устранения нарушений, опровергается материалами дела, в частности актом проверки, из содержания которого следует, что проверка проведена в присутствии сотрудника администрации В, а также представленными самим же защитником документами, из содержания которых следует, что В обращался к главе Косинского муниципального округа с заявкой на дополнительное финансирование, необходимое для обеспечения населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения на сумму согласно разработанной сметы.
Доказательств того, что администрацией Косинского муниципального округа до проведения проверки принимались все необходимые, достаточные и своевременные меры именно к соблюдению требований пожарной безопасности, не представлены.
Доводы защитника об отсутствии финансирования и ссылка на решение Косинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по иску прокурора возложена обязанность по организации подъездов и площадок (пирсов) с твердым покрытием к водоемам в <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не являются основанием для освобождения от ответственности за выявленные нарушения при проведении проверки исполнения законных предписаний от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности.
То обстоятельство, что на дату рассмотрения дела СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» утратил силу, было учтено должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления со ссылкой на положения СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утв.Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, содержащие требования, аналогичные пунктам, указанным в Акте проверки от 18.09.2020.
Доводы заявителя о том, что администрация дважды понесла наказание за одни и те же выявленные нарушения, основаны на ошибочном понимании закона, поскольку в данном случае имеет место быть длящееся правонарушение, характеризующее длительностью противоправного поведения, связанного с тем, что возложенная на юридическое лицо обязанность в течение определенного периода не исполняется.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ должностное лицо правомерно не установил. Принимая во внимание характер правонарушений в области пожарной безопасности, создающих в большинстве своем угрозу жизни и здоровью, безопасности людей, существенный ущерб охраняемым общественным отношениям, учитывая характер правонарушения, конкретные обстоятельства дела, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Установленное должностным лицом обстоятельство, отягчающее административную ответственность на основании п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ - повторное совершение однородного административного правонарушения, согласуется с имеющейся в материалах дела копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ от 07.05.2020 с назначением наказания в виде предупреждения. Выводы должностного лица в этой части соответствуют положениям ст.4.6, ст.32.1 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом, на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При рассмотрении настоящей жалобы защитником юридического лица в обоснование доводов о совершении действий со стороны администрации Косинского муниципального округа при устранении выявленных нарушений были представлены следующие документы:
- заказ МКП Косинского муниципального округа Пермского края «ТХП» на 2020 год, согласованный и утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по количеству оборудованных противопожарных водоемом (45 шт) и противопожарных водоемов несоответствующих нормативным требованиям (5 шт);
- о направлении заявки на имя главы Косинского муниципального округа заведующим отделом общественной безопасности В от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости дополнительного финансирования на обустройство населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров по итогам вынесенных предписаний от ДД.ММ.ГГГГ № и № на сумму 1 000,945 тыс. рублей, с приложением локального сметного расчета;
- ответ на указанную заявку о внесении изменений в бюджет Косинского муниципального округа на 2020 год за подписью начальника Управления финансов администрации Косинского муниципального округа об отсутствии источника покрытия заявленных расходов, поскольку бюджет округа исполняется с дефицитом на ДД.ММ.ГГГГ;
- отчет о выполнении муниципального заказа по обустройству противопожарных водоемов от ДД.ММ.ГГГГ;
- акт о приемке выполненных работ у МКП Косинского муниципального округа Пермского края «ТХП» по обустройству пожарных водоемов в 2020 году в <адрес>, д.Левичи;
- акт о проверке выполнения работ по обустройству пожарных водоемов от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, финансово-экономическое положение юридического лица и минимальный размер санкции, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, положениями ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих снизить назначенное наказание, принимая во внимание наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
С учетом изложенного постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору К от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Косинского муниципального округа подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 80 000 рублей.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору К от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Косинского муниципального округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, изменить, снизив размер назначенного администрации Косинского муниципального округа наказания в виде административного штрафа с 150 000 рублей до 80 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись О.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко