63RS0039-01-2021-006230-60
2а-4342/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4342/2021 по административному иску Смольяновой Лилии Борисовны к Администрации г.о. Самара, межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара о признании незаконным заключения и распоряжения о признании дома аварийным,
установил:
Смольянова Л.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Администрации г.о.Самара, межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара о признании незаконным заключения межведомственной комиссии №300з от 22.07.2021 и распоряжения первого заместителя главы г.о.Самара №3005 от 29.09.2021 о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № 155/44, литера А,А1,А2,А3,А4, в котором истцу принадлежит на праве собственности квартира.
В обоснование заявления указано, что заключение межведомственной комиссии основано на заключении органа государственного жилищного надзора - государственной жилищной инспекции Самарской области от 30.04.2021, что является нарушением п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47. Заключение составлено по результатам лишь визуального осмотра жилого дома с фото фиксацией частей и элементов дома, что недостаточно для оценки его состояния. В случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции заявителем в комиссию надлежало представить заключение специализированной организации, проводившей обследование дома, однако этого сделано не было. Для получения объективной картины состояния дома жильцами и арендаторами за счет собственных средств проведено экспертное исследование здания силами экспертного учреждения ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ». Согласно акту экспертного исследования № 2021/467 от 11.08.2021 здание находится в работоспособном техническом состоянии. Указанный акт экспертного исследования был представлен в межведомственную комиссию, однако был отвергнут по надуманным основаниям. На основании заключения межведомственной комиссии первым заместителем главы г.о.Самара издано распоряжение №3005 от 29.09.2021 о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, согласно которому собственникам предложено в течение двух лет провести реконструкцию дома в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Такое распоряжение заведомо невыполнимо ввиду высокой стоимости таких работ. В связи с изданием оспариваемых актов жилой дом исключен из планов фонда капитального ремонта, согласно которым в период 2021-2023 гг. должен быть проведен капитальный ремонт фасада здания, крыши, инженерных коммуникаций и фундамента.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными заключение межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара №300з от 22.07.2021 и распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара №3005 от 29.09.2021 о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № 155/44, литера А,А1,А2,А3,А4; обязать межведомственную комиссию по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара и Администрацию г.о.Самара устранить нарушения жилищных прав истца, а именно, права на капитальный ремонт жилого дома и комфортную среду обитания.
В судебном заседании административный истец и ее представитель Жауров С.И. требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара по доверенности Лёвкина А.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т 1. л.д. 185-194).
Представитель заинтересованного лица администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара по доверенности Васильев А.С. в судебном заседании 16.12.2021 возражал против удовлетворения требований согласно доводам, приведенным в письменном отзыве (т.1 л.д. 110-118).
Заинтересованное лицо Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв, согласно которому оставило разрешение спора на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя (т.1 л.д. 93-96).
Заинтересованные лица Департамент управления имуществом г.о.Самара, Государственная жилищная инспекция Самарской области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзыв не представили.
Собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица Кузнецова Н.П., Долгов А.Е., Королькова Ю.К. поддержали административные исковые требования.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47.
Согласно п. 34 данного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности квартира, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>, № 155/44.
По информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области здание по адресу: <адрес>, № 155/44 является объектом культурного наследия регионального значения на основании Решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 06.05.1987 №165.
Из протокола выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района г.о.Самара от 22.09.2020 №310 следует, что комиссией произведен визуальный осмотр указанного жилого дома, в ходе которого установлено, что на пристрое к дому имеются многочисленные трещины шириной раскрытия до 5 см, отклонение кирпичной стены от вертикали до 10 см, возможно ее обрушение. Комиссией принято решение признать сложившуюся ситуацию угрозой возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, жильцам рекомендовано исключить использование помещений, расположенных в пристрое к дому, обратиться в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области с заявлением о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и выполнения работ в целях предотвращения чрезвычайной ситуации.
Согласно заключению органа государственного жилищного надзора – государственной инспекции Самарской области от 30.04.2021 по результатам обследования здания межведомственной комиссии рекомендуется принять решение об аварийном состоянии жилого дома.
По результатам рассмотрения указанного заключения, с выходом на место и осмотром дома, межведомственной комиссией Ленинского внутригородского района г.о. Самара принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, о чем составлено заключение №300з от 22.07.2021.
На основании указанного заключения межведомственной комиссии принято распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара №3005 от 29.09.2021 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, № 155/44, литера А,А1,А2,А3,А4 аварийным и подлежащим реконструкции.
По заказу истца экспертом ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» проведено обследование здания в целях определения его технического состояния.
Согласно акту экспертного исследования № 2021/467 от 11.08.2021 здание находится в работоспособном техническом состоянии. В акте указано, что физический износ здания составляет 45%. Повреждения несущих конструкций здания в виде трещин кирпичных стен и фундамента сконцентрированы только в части пристроя, устроенного со стороны внутреннего двора. Некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Указанный акт экспертного исследования был представлен в межведомственную комиссию, однако при принятии заключения не принят во внимание.
В судебном заседании специалист Ефремов А.О., проводивший обследование, выводы, изложенные в акте, поддержал, пояснил, что признаков аварийности всего здания не имеется.
Государственный жилищный инспектор Беленова Е.А. в судебном заседании поддержала составленное ею заключение, пояснила, что на основании поступившего в инспекцию обращения главы города ею проведено визуальное обследование здания, в ходе которого выявлены трещины, просадка фундамента, разрушение кладки, выпадение кирпичей, деформация несущих конструкций балконов, создающих угрозу обрушения. Заключение носит рекомендательный характер для межведомственной комиссии. В случае необходимости проводится независимая экспертиза.
В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией.
На основании абзаца седьмого пункта 44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 указанного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что привлечение специализированной организации к обследованию дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также заключение данной организации являются обязательным условием при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, специализированная организация к работе межведомственной комиссии не привлекалась, обследование технического состояния дома не проводила.
При таких обстоятельствах, поскольку процедура принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции нарушена, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции незаконным.
Суд также учитывает, что согласно акту экспертного обследования, представленному истцом, здание не является аварийным, находится в работоспособном техническом состоянии.
В силу ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, опровергающие выводы, изложенные в акте экспертного обследования. Судом ставился перед ответчиком вопрос о назначении судебной экспертизы на предмет определения технического состояния дома, однако такого ходатайства ответчиком не заявлено.
Поскольку основанием для принятия распоряжения первого заместителя главы г.о.Самара №3005 от 29.09.2021 о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции послужило заключение межведомственной комиссии, признанное незаконными, указанное распоряжение также является незаконным.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В рассматриваемом случае нарушение прав истца устранено самим фактом признания заключения и распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции незаконным, поэтому требование о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушение жилищных прав истца не подлежит удовлетворению как заявленное излишне.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Смольяновой Лилии Борисовны к Администрации г.о. Самара, межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара удовлетворить частично.
Признать незаконными заключение межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара №300з от 22.07.2021 и распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара №3005 от 29.09.2021 о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № 155/44, литера А,А1,А2,А3,А4.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2022.