ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
/дата/
Клинский городской суд /адрес/ в составе
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Якуниной Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Орлова И. В. к ФГБУ ФКП «Росреестра» по /адрес/ о признании незаконными действий государственного органа, внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями, указав, что с /дата/ он является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, /площадь/, расположенного по адресу: \адрес/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии /серия/номер/, выданного взамен свидетельства серии /серия/ от \дата/.
В соответствии с кадастровым паспортом \номер/ от /дата/. его кадастровая стоимость составляла \сумма/., а удельный показатель кадастровой стоимости составлял \сумма/.
В соответствии с кадастровым паспортом /номер\ от /дата\. его кадастровая стоимость в настоящее время составляет /сумма/, а удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра /сумма/.
\дата/. после изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида: «для сельскохозяйственного использования» на вид: «для дачного строительства» его кадастровая стоимость была изменена и составила /сумма\., а стоимость удельного показателя кадастровой стоимости одного кв.м. составила /сумма/
Совместным приказом Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии \номер\ от \дата/ с \дата\ полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Считает, что действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по /адрес/ по внесению в государственный кадастр недвижимости указанных сведений незаконными с момента их совершения, так как кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости дачных объединений /адрес/ в размере /сумма\., утвержденного Распоряжением /номер\ от /дата\
Незаконные и необоснованные действия по определению кадастровой стоимости указанного земельного участка нарушили его права и законные интересы, а именно:
- увеличилась налоговая база, что повлекло увеличение для него, как налогоплательщика, налоговых обязательств;
- затронуты его интересы, как правообладателя, в сфере гражданского оборота.
Представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о дне рассмотрения дела, возражений по иску не представил, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с вынесением согласия представителя истца, заочного решения по делу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему.
Орлов И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер\, площадью /площадь\, расположенного по адресу: /адрес\, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /номер/, выданного взамен свидетельства /номер/ от /дата/
В соответствии с кадастровым паспортом \номер/ от /дата/. его кадастровая стоимость составляла /сумма/., а удельный показатель кадастровой стоимости составлял /сумма/.
В соответствии с кадастровым паспортом /номер/ от /дата/ кадастровая стоимость земельного участка в настоящее время составляет /сумма/., а удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра /сумма/.
/дата/. после изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида: «для сельскохозяйственного использования» на вид: «для дачного строительства» его кадастровая стоимость была изменена и составила /сумма/., а стоимость удельного показателя кадастровой стоимости одного кв.м. составила /сумма/.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ, кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
При этом, согласно п. 2 ст. 389 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ от /дата/ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной или иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории РФ Постановлением Правительства РФ от /дата/ № утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства РФ от /дата/ №) установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Согласно пункта 9 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства РФ от /дата/ №) органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства РФ от /дата/ №) методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 4.1. Приказа Росземкадастра от /дата/ № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных участков в составе этих объединений.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ от /дата/ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством РФ порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 п. 2 ст. 7 ФЗ от /дата/ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Пунктами 4, 6.2., 9.9., 11.5. и приложения № Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от /дата/ №, установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной оценки земель в субъекте РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования МО от /дата/ №-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений /адрес/. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в /адрес/, и, соответственно, налогооблагаемая база. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Клинскому муниципальному району /адрес/ указанным Распоряжением не установлен.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 50:03:007280:1041 не был включен в инвентаризационную опись земель, подлежащих государственной кадастровой оценке, и вид разрешенного использования был изменен в 2012 году, то его кадастровая стоимость должна определяться в соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № от /дата/.
Согласно п. 2.3.1. Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанными нормативными актами установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района, а не субъекта в целом, удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/ (дачное строительство), является дачное объединение.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования /адрес/ от /дата/ /номер/ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений /адрес/» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений /адрес/, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Клинскому муниципальному району составляет /сумма\ за 1 квадратный метр.
Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования /адрес/ от /дата/ №-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений /адрес/» установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования /адрес/ от /дата/ №-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению.
В Распоряжении от /дата/ №-РМ указание на земельный участок с кадастровым номером 50:03:007280:1041 отсутствует. Каким-либо иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 50:03:007280:1041 и его кадастровая стоимость не установлена.
Однако при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /номер/ применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости дачных объединений /адрес/ в размере /сумма/. без учета индивидуальных характеристик и особенностей конкретного участка. Акт определения кадастровой стоимости указанного земельного участка отсутствует.
Принимая во внимание, что Распоряжением /номер/ от /дата\. средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для дачных объединений по Клинскому муниципальному району /адрес/ установлен не был, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/ был изменен /дата\., суд приходит к выводу, что при расчете кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Клинскому муниципальному району /адрес/, установленный Распоряжением \номер/ от /дата\, а именно: /сумма\.
Исходя из этого показателя кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /номер\, /площадь/., составляет /сумма/.
Учитывая изложенное, действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по /адрес/ по формированию в Государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 50:03:007280:1041 и сведений относительно размера его кадастровой стоимости незаконными и необоснованными.
Руководствуясь ст.198, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными с момента их совершения действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по /адрес/ по формированию в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере \сумма/. и удельном показателе кадастровой стоимости 1 квадратного метра в размере \сумма/. земельного участка с кадастровым номером /номер/.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по /адрес/ исключить из Государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /номер\ в размере /сумма/. и удельном показателе кадастровой стоимости его квадратного метра в размере /сумма/
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по /адрес/ внести в Государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра в размере /сумма\ и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере /сумма/ рублей земельного участка с кадастровым номером \номер\, /площадь/.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения а ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Клинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Мотивированное решение изготовлено /дата/
Судья Клинского городского суда: Иоффе Н.Е.