Дело № 2а-48/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 26 февраля 2020 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Ненашева Н.Н.,
представителя административного ответчика –
Администрации Володинского сельского поселения Борейко М.А.,
действующей на основании доверенности от 03.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения и возложении на административного ответчика обязанности в 3-х месячный срок обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для принятия на учет двух бесхозяйных дорожных насыпей на пруду № 3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № 24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения и возложении обязанности в 3-х месячный срок обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, для принятия на учет двух бесхозяйных дорожных насыпей на пруду № 3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № 24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района проведен мониторинг по информации Сибирского управления Ростехнадзора по факту нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при обнаружении дорожных насыпей на пруду № 3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № 24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области, в ходе которого выявлено нарушение Администрацией Володинского сельского поселения требований Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Закона Томской области от 17.11.2014 №152-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного приказом Минэкономразвития России № 931 от 10.12.2015, выразившееся в не обращении в компетентный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для принятия на учет названных бесхозяйных дорожных насыпей, относящихся к гидротехническим сооружениям.
Отсутствие собственника у гидротехнических сооружений может привести к аварийным ситуациям, существует реальная угроза окружающей среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества. Несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Отсутствие собственника вышеуказанных объектов может повлечь порчу и утрату вышеуказанного имущества, а также создает угрозу его неправомерного завладения третьими лицами.
Прокурором района по данному факту вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Администрацией Володинского сельского поселения нарушения законодательства в настоящее время не устранены, в связи с чем прокурор обратился в суд с вышеназванными требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на административное исковое заявление, указав, что, исходя из требований абзаца 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Свода Правил СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (с Изменением № 1), разработанного с учетом требований Федеральных законов от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), ГОСТа 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» следует, что определяющим признаком гидротехнических сооружений является их функциональное назначение, а именно: гидротехническими являются сооружения, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов и (или) предотвращения негативного воздействия вод, они неразрывно связанны с водными объектами, без водного объекта гидротехнические сооружения не имеют самостоятельного функционального назначения и не могут использоваться.
Взаимосвязь гидротехнического сооружения и водного объекта закрепляется и положениями водного законодательства Российской Федерации. Согласно п.11 ст. 1 Водного кодекса РФ комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений образуют водохозяйственную систему. Исходя из положений вышеуказанного законодательства, насыпи на пруду № 3 и на пруду № 24, по мнению представителя административного ответчика, не являются гидротехническими сооружениями, так как предназначены для выполнения функции, не связанной с использованием водных ресурсов или предотвращением негативного воздействия вод. Насыпи не относятся к акватории водных объектов и не имеют функциональной взаимосвязи с водными объектами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» насыпь на пруду № 3 в 0,04 км. на север от села Володино создана как часть сооружения дорожного транспорта - улицы Советской села Володино, создана для пересечения оврага, и не является бесхозяйной, так как дорога по улице Советская находится в собственности муниципального образования Володинское сельское поселение (свидетельство о государственной регистрации права от 13.07.2015 № 70- 70/009-70/009/019/2015-871/1). В муниципальной собственности Володинского сельского поселения находится и земельный участок, занятый этим дорожным сооружением (земельный участок с кадастровым № 70:09:000000:81, выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 13.02.2017 № 70/000/053/2017-793). Содержание насыпи на пруду № 3 как части дорожного сооружения - улицы Советской осуществляет Администрация Володинского сельского поселения в рамках расходов на содержание дорог местного значения.
Полевая дорога, частью которой является насыпь на пруду № 24 в 7 км. на юго- восток от села Володино так же является частью полевой дороги, дорожной насыпью, используется сельскохозяйственным предприятием для проезда к полям, предназначена исключительно для обеспечения транспортного сообщения. В сентябре 2019 года комиссией в составе представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, представителя Департамента защиты населения и территории Томской области и ведущего специалиста по ГО и ЧС Администрации Кривошеинского района, проведено обследование водных объектов «Пруд № 24» и «Пруд № 3», и пришли к выводу, что насыпи на указанных прудах не являются гидротехническими сооружениями и их предлагается исключить из перечня гидротехнических сооружений, так как объекты являются элементами дорог. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области обеспечивает безопасность (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, и разрабатывает план мероприятий по обеспечению безопасности таких гидротехнических сооружений в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Суд, изучив доводы административного истца, возражения административного ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений п.п. 8, 26 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» к вопросам местного значения поселения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные полномочия согласно п.п. 7, 20 ст.8 и ст.24 Устава муниципального образования «Володинское сельское поселение», принятого решением Совета Володинского сельского поселения № 14 от 08.12.2005, закреплены за Администрацией Володинского сельского поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 9 названного Федерального закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, а также несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно данным Администрации Кривошеинского района от 04.10.2019 № 02-10-2822/19-0, расположенные на территории Кривошеинского района пруды №3 и № 24, расположенные на территории Володинского сельского поселения, оборудованы гидротехническими сооружениями (плотинами).
Из отчета «Инвентаризации гидротехнических сооружений на территории Томской области», подготовленном ОГУП «Томскинвестгеонефтегаз» 2004 года следует, что пруд № Кри3, расположенный в 0,04 км на Север от с. Володино и пруд № Кри24, расположенный в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области относятся к гидротехническим сооружениям и на балансе не состоят.
Перечисленные выше виды гидротехнических сооружений в соответствии со ст.130 ГК РФ являются недвижимым имуществом, в связи с чем, права на них, их ограничения (обременения), сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 5 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок), принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований.
На основании п. 9 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в том, что насыпи на пруду № Кри3 и на пруду № Кри24 не являются гидротехническими сооружениями, так как предназначены для выполнения функции, не связанной с использованием водных ресурсов или предотвращением негативного воздействия вод, не относятся к акватории водных объектов и не имеют функциональной взаимосвязи с водными объектами и являются частью дорожных сооружений – дорожной насыпью дороги по ул. Советской с. Володино и полевой дороги, используемой сельскохозяйственным предприятием для проезда к полям, и предназначены исключительно для обеспечения транспортного сообщения.
В качестве доказательств доводов о том, что насыпь рядом с прудом № Кри3 уже состоит на балансе муниципального образования «Володинского сельское поселение» как часть автомобильной дороги по ул. Советской в с. Володино, представитель ответчика представила технический план сооружения от 30.10.2014, свидетельство о государственной регистрации права от 13.07.2015 №№ и выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 04.02.2020 № № об объекте недвижимости – сооружении дорожного транспорта по адресу: Томская область, Кривошеинский район, с. Володино, ул. Советская, протяженностью 3000 метров, с кадастровым номером №№, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №№.
Указанные доводы ответчика опровергаются данными отчета «Инвентаризации гидротехнических сооружений на территории Томской области», подготовленном ОГУП «Томскинвестгеонефтегаз» 2004 года, и ответом Администрации Кривошеинского района от 04.10.2019 № № из которых следует, что пруды № Кри3 и № Кри24, расположенные на территории Володинского сельского поселения, оборудованы гидротехническими сооружениями, а именно: пруд № Кри3 в 0,04 км на С от с. Володино оборудован гидротехническим сооружением – грунтовой плотиной (земляной насыпной) водосбросной с типом компоновки в виде дорожной насыпи с 2 закрытыми трубчатыми водосбросами (один забит) (п.п. 16.1, 30, 44, 49 Отчета о пруде №Кри3); пруд № Кри24 в 7 км на ЮВ от с. Володино оборудован гидротехническим сооружением – грунтовой плотиной (земляной насыпной) водосбросной, которая является частью дорожного полотна, с типом компоновки в виде плотины с закрытым трубчатым водосбросом в виде 3-х металлических труб в правой части плотины (п.п. 14, 16.1, 30, 44, 49 Отчета о пруде № Кри24). В отношении обеих плотин в данных отчетах указано, что в годы высокой водности (в весенний период) они могут размываться.
Суд считает, что представленные ответчиком доказательства не опровергают доводы истца о неисполнении Администрацией Володинского сельского поселения требований действующего законодательства по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке названных гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, поскольку указанные в отчете «Инвентаризации гидротехнических сооружений на территории Томской области» гидротехнические сооружения – плотины прудов № Кри3 и № Кри24 хотя и являются частью дорожного полотна, но по своему функциональному назначению предназначены для предотвращения негативного воздействия вод указанных прудов на прилегающую территорию и обеспечения безопасности неопределенного круга лиц от последствий паводка.
Таким образом, с учетом указанных характеристик, на основании ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» данные объекты относятся к гидротехническим сооружениям, в отношении которых технические и кадастровые паспорта отсутствуют, на учете в качестве бесхозяйных объектов они не состоят.
По результатам проведенной прокуратурой Кривошеинского района Томской области проверки по вопросам соблюдения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, отраженным в акте проверки от 07.11.2019, установлено, что до настоящего времени Администрация Володинского сельского поселения с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав) для принятия на учет двух бесхозяйных гидротехнических сооружений на пруду № 3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № 24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области не обращалась.
07.11.2019 прокурор Кривошеинского района направил Главе Володинского сельского поселения представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, однако требования прокурора не выполнены.
В соответствии со ст.225 ГК РФ только орган местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи наделен исключительными полномочиями по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии их на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов.
Таким образом, обязанность по обращению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для принятия на учет двух бесхозяйных дорожных насыпей на пруду №Кри3 и №Кри24, расположенных на территории Володинского сельского поселения Кривошеинского района, и обеспечении их постановки на учет как бесхозяйных гидротехнических сооружений возложена на Администрацию Володинского сельского поселения. Бездействие ответчика по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов гидротехнических сооружений - дорожных насыпей на пруду № Кри3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № Кри24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области, является незаконным.
Предусмотренный ст.219 КАС РФ срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд находит указанный в административном исковом заявлении трехмесячный срок для исполнения решения разумным и достаточным для обращения Администрации Володинского сельского поселения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для постановки на учет бесхозяйных объектов.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Володинского сельского поселения, выразившееся в не обращении в компетентный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для принятия на учет двух бесхозяйных дорожных насыпей на пруду № 3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № 24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области.
Обязать Администрацию Володинского сельского поселения в 3-х месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в компетентный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для принятия на учет бесхозяйных дорожных насыпей на пруду № Кри3, расположенном в 0,04 км на Север от с. Володино и на пруду № Кри24, расположенном в 7 км на Юго-Восток от с. Володино Володинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2020 года.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
Копия верна. Решение суда не вступило в законную силу.
Судья О.А. Дутов
Секретарь И.И. Рыжакова