Дело 2-316/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд --4 -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Сурженко М.В.,
с участием:
истца: --3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--3, --1 к администрации --, администрации -- сельсовета -- --4 --, третьему лицу Министерству финансов --4 -- о признании действий администрации -- сельсовета -- --4 -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет областного бюджета, незаконным и обязании администрации -- сельсовета -- --4 -- и администрации -- включить --3, --7, --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в -- года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, на территории -- сельсовета, жилой дом, расположенный по -- --4 --, был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее имущество, пострадал дом, в котором истцы проживают.
Просят признать действия администрации -- сельсовета -- --4 -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет областного бюджета, незаконным; обязать администрацию -- сельсовета -- --4 -- и администрацию -- включить --3, --7, --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
В судебном заседании истица --3, действующая как законный представитель --7, и по доверенности за --1, настаивая на удовлетворении исковых требований, подтвердили факты, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что постоянно проживает и проживала на момент чрезвычайной ситуации в -- сыном инвалидом --1 и несовершеннолетней дочерью --12. В результате чрезвычайной ситуации её жилое помещение пострадало, однако во включении в список пострадавших для получение финансовой помощи было отказано. При повторном обследовании жилого помещения комиссия пришла к выводу о наличии утраченного имущества, однако главой администрации -- было предложено --3 обратиться в суд с заявлением о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации.
На момент чрезвычайной ситуации заявители не были собственника жилого помещения, так как она не смогла своевременно подать документы на приватизацию жилого дома. Право собственности зарегистрировано -- на основании договора передачи жилого помещения -- года.
Ответчик администрация -- --4 -- в отзыве на исковое заявление согласилась с доводами истца о частичной утрате имущества, полагала о вынесение решения, на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в их отсутствии на основании ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик администрация -- сельсовета -- --4 -- в отзыве указали, что --9 было отказано во включении в список пострадавших в связи с тем, что не было представлено соответствующее решение суда, просили суд дело рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо – Министерство Финансов --4 -- также представило свою позицию по поводу заявленного иска в отзыве, просило в удовлетворении исковых требований отказать, ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав --3, действующую за себя и --1, --7,, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
--2 -- от -- № -- на территории --4 -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе -- муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- --4 -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».
-- --2 № -- было принято решение «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета».
Согласно ст. 4 Федерального закона от -- № ---ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - «ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии пунктом 9 статьи 5 Устава муниципального образования -- сельсовета -- --4 -- - к вопросам местного значения -- сельсовета относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения». Таким образом, суд приходит к выводу, что -- сельсовет является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
В силу ст. 19 ч. 1,2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № --ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, --4 и Магаданской областей, --».
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от -- -- Правительством --4 -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в -- года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в июле-сентябре 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету --4 -- в -- году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в июле - августе 2013 года, утв. Постановлением Правительства --4 -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства --4 -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в -- года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано тратившим силу в результате принятия Правительством --4 -- постановления от -- № --.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства --4 -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства --4 -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление Правительства --4 -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве --4 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --4 --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти --4 -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.
При этом в силу п. 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --4 --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --4 --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- Правительству РФ было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 3.5 раздела III данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении -- А к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении -- Г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.
Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --4 --, утвержденного Постановлением Правительства --4 -- от -- № --
Согласно порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства --4 --, утвержденного Постановлением правительства --4 -- от -- -- целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории --4 --, повлекших тяжкие последствия.
Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности --4 -- от -- № -- (в редакции от -- № --п), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства --4 --, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства --4 -- к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.
Таким образом, на территории -- нормативными актами --4 -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 --, в случае повреждения жилого помещения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и должно быть установлено судом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период -- года на территории -- сельсовета -- --4 -- было объявлено чрезвычайное положение (далее ЧС). Согласно данным акта повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего со -- в селе -- --4 -- (далее Акта) от -- года, представленного истцами в качестве доказательства у истца имущество было утрачено: повреждено имущество: электронасос 2 шт., ковровые покрытия в плесени. В подполье вода отсутствует. Стенки подполья почернели и прогнили от стоявшей ранее воды. Проседание балок крыши, разрушение потолка, деформация пола, трещины в печи, провисание бруса сруба.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: --4 --, на момент чрезвычайной ситуации --9 не являлись, а зарегистрировали жилой дом в собственность только в мае 2014 года, то есть после наступления чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от -- № --ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и должно быть установлено судом.
В рассматриваемом случае истцы с -- являются собственниками жилого дома, общей площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу: --4 -- имеют по 1/3 доли в праве. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданного на основании договора передачи жилого помещения в собственность от -- года.
Финансовая помощь за утраченное имущество предоставляется лишь при повреждении жилого помещения, принадлежащего проживающим в нем гражданам на праве собственности, а потому суд считает, что у --8, --1, --7 отсутствует право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований --9.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований --3, --1 к администрации --, администрации -- сельсовета -- --4 --, третьему лицу Министерству финансов --4 -- о признании действий администрации Путятинского сельсовета -- --4 -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет областного бюджета, незаконным и обязании администрации -- сельсовета -- --4 -- и администрации -- включить --3, --7, --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в --4 областном суде через Мазановский районный суд --4 -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий