Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-180/2013 ~ М-138/2013 от 01.03.2013

Дело № 2-180/2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск 06 марта 2013 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петрушенко А.И.

при секретаре Светловой С.Н.

с участием: заявителя          Чередниковой Ольги Анатольевны

представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области

Махотина Алексея Федоровича

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Чередниковой Ольги Анатольевны на неправомерные действия администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области об исключении молодой семьи Чередниковой Ольги Анатольевны из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Чередникова О.А. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по тем основаниям, что она и члены ее семьи: дочь - ЧМА с 07 августа 2009 года являлись участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». 05 февраля 2013 года она получила протокол Координационного совета по реализации муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» о том, что они исключены из числа участников программы в связи с тем, что возраст семьи на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодых семей - участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году превысил 35 лет. Считает, что её семью незаконно исключили из числа участников программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы». В соответствие с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, - «Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета».

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, - «Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты».

На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме ее семья отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, в том числе по возрасту; возможность последующего исключения из списков участников подпрограммы вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена, что не является основанием для исключения семьи из состава участников программы.

В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы", несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена. Предусмотрена лишь возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является (п. 26) основанием для исключения семьи из участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Считает противоречащими закону протокол № 3 Координационного совета по реализации муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» от 05.02.2013 г., а также постановление Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08.02.2013 г. «Об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», поскольку данными протоколом и постановлением созданы препятствия к осуществлению семьи Чередниковой О.А. её прав и свобод.

В судебном заседании Чередникова О.А. подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила суд её заявление удовлетворить, суду пояснила, что в августе 2009 года ее семья на основании постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей». Решением координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» от 05 февраля 2013 года её семья была исключена из состава участников этой программы в связи с превышением предельного возраста (свыше 35 лет). Она считает, что такие действия администрации Новохоперского района являются неправомерными, так как указанное основание для исключения семьи из Списков не предусмотрено постановлением Правительства РФ. Ее права на приобретение жилья нарушены. Просила суд признать решение координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительства) жилья на 2011-2015 годы» от 05 февраля 2013 года и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08.02.2013 года «Об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» об исключении ее семьи из состава участников этой программы в связи с достижением предельного возраста незаконным и обязать администрацию Новохоперского района включить ее семью в состав участников указанной программы.

Представитель администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Махотин А.Ф. в судебном заседании пояснил, что в 2009 году семья Чередниковой О.А. была включена в состав участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы». В связи с тем, что Чередникова О.А. к февралю 2013 года достигла 35-летнего возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на текущий год, на заседании координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении(строительстве) жилья на 2011-2015 годы» 05 февраля 2013 года семья Чередниковой О.А. была исключена из состава участников этой программы.

Суд, выслушав заявителя Чередникову О.А., представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Махотина А.Ф., изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно паспорта <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> код подразделения <данные изъяты> Чередникова Ольга Анатольевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В паспорте имеются данные о наличии детей: ЧМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно паспорта <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> код подразделения <данные изъяты>, ЧМА родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области № 216 от 03 августа 2009 года «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» семья Чередниковых, проживающая по адресу: <адрес> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В материалах дела имеется копия протокола № 3 от 05 февраля 2013 года заседания Координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», согласно которого молодая семья Чередниковых исключена из состава участников подпрограммы в связи с превышением возраста 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 ( редакция от 27.01. 2009 года) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 15 данного Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Согласно п. 18 этого же Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что семья Чередниковой О.А., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, выполнила все требования, установленные нормативными актами, и администрацией Новохоперского района в 2009 году, была обоснованно включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

Пункт 26 указанного Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 ( в редакции от 27.01. 2009 года) указывает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.

Это свидетельствует о том, что данное постановление Правительства РФ не предусматривает возможность исключения молодой семьи из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста, могут только лишь вноситься изменения в утвержденные списки молодых семей.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) «О федеральной целевой программе Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", утверждена указанная целевая программа и в Приложении N 3 изложены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 этого же Постановления Правительства РФ в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 15 Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 18 Правил от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции от 27.12. 2011 года) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 26 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что данное постановление Правительства РФ также не предусматривает возможность исключения молодой семьи из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста.

В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы» государственная поддержка оказывается молодым семьям из числа семей, включенных в сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, сформированный на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Воронежской области. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются в соответствии с порядком, утвержденным приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении,

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пункт 4.5 данного Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 указывает на то, что для участия в Программе в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 4.6 этого же Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 4.2 настоящего раздела;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4.5 либо подпунктом 4.5.1 настоящего раздела;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального или областного бюджетов.

Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области, действуя в соответствии со своими полномочиями, согласно Устава, в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи, имела право принимать муниципальную целевую программу, направленную на поддержку молодых семей и предусматривающую дополнительную социальную выплату за счет средств местного бюджета с указанием условий ее возникновения.

Согласно списка подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по Новохоперскому району, семья Чередниковой О.А. значится под номером .

Приведенные правовые нормативные акты свидетельствуют суду о том, что достижение 35-летнего возраста молодой семьи Чередниковой О.А. на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодых семей-участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году не является основанием для исключения семьи Чередниковой О.А. из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы», поскольку возраст Чередниковой О.А. имеет правовое значение лишь при принятии решения о включении её семьи в число участников программы «Обеспечение жильём молодых семей» и включение их в Список претендентов на получение социальной выплаты на жильё. В 2009 году семья Чередниковой О.А. была включена в число участников программы «Обеспечение жильём молодых семей» и в этом же году была включена в Сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», при этом возраст Чередниковой О.А. не превысил 35-ти лет и семья Чередниковой О.А. приобрела статус молодой семьи, претендующей на получение социальной выплаты. В последующем исключение семьи Чередниковой О.А. из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста законом не предусмотрено, в связи с чем право указанной семьи не может быть ограничено либо ущемлено.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению. В данном случае, содержание оспариваемого протокола и постановления не соответствует требованиям закона.

Протокол № 3 от 05 февраля 2013 года заседания Координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», согласно которого молодая семья Чередниковой О.А. исключена из состава участников подпрограммы в связи с превышением 35-летнего возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодых семей-участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году, и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи Чередниковой О.А. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», противоречат действующему законодательству.

В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих » при рассмотрении такой категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 56 УПК РФ администрация Новохоперского муниципального района не представила суду доказательства законности принятого им решения в отношении молодой семьи Чередниковой О.А.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Действия администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по исключению семьи Чередниковой О.А. из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» суд признаёт неправомерными, поскольку противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.

Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что заявление Чередниковой О.А. подлежит удовлетворению, поскольку оно обоснованно и не противоречит закону. Семья заявителя администрацией Новохоперского района необоснованно была исключена из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», такие действия администрации Новохоперского муниципального района суд признаёт неправомерными, поскольку они противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, ограничивают ее право на поддержку молодой семьи в обеспечении жильём, поэтому протокол заседания координационного совета по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района и приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2013 года № 3 «Об исключении семьи Чередниковой О.А. из состава участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района и приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», а также постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи Чередниковой О.А. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», следует признать недействительными, как противоречащие закону.

Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области в соответствии со ст. 10 ГК РФ должна осуществлять свои права разумно и добросовестно, не злоупотреблять правом, не допускать действий с намерением причинить вред другому лицу.

В связи с этим следует обязать администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области устранить в полном объёме допущенное нарушение прав молодой семьи Чередниковой Ольги Анатольевны и включить семью Чередниковой Ольги Анатольевны в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района и приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем администрация Новохоперского муниципального района освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 13 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, ст.ст. 11, 56, 67, 68, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Чередниковой Ольги Анатольевны удовлетворить.

Признать протокол Координационного совета по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2013 года № 3 «Об исключении семьи Чередниковой Ольги Анатольевны из состава участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи Чередниковой Ольги Анатольевны из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», противоречащими закону и недействительными.

Обязать администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда, устранить в полном объёме допущенное нарушение прав молодой семьи Чередниковой Ольги Анатольевны и включить семью Чередниковой Ольги Анатольевны в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

Судья      А.И. Петрушенко

Дело № 2-180/2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск 06 марта 2013 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петрушенко А.И.

при секретаре Светловой С.Н.

с участием: заявителя          Чередниковой Ольги Анатольевны

представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области

Махотина Алексея Федоровича

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Чередниковой Ольги Анатольевны на неправомерные действия администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области об исключении молодой семьи Чередниковой Ольги Анатольевны из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Чередникова О.А. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по тем основаниям, что она и члены ее семьи: дочь - ЧМА с 07 августа 2009 года являлись участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». 05 февраля 2013 года она получила протокол Координационного совета по реализации муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» о том, что они исключены из числа участников программы в связи с тем, что возраст семьи на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодых семей - участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году превысил 35 лет. Считает, что её семью незаконно исключили из числа участников программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы». В соответствие с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, - «Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета».

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, - «Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты».

На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме ее семья отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, в том числе по возрасту; возможность последующего исключения из списков участников подпрограммы вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена, что не является основанием для исключения семьи из состава участников программы.

В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы", несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена. Предусмотрена лишь возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является (п. 26) основанием для исключения семьи из участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Считает противоречащими закону протокол № 3 Координационного совета по реализации муниципальной программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» от 05.02.2013 г., а также постановление Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08.02.2013 г. «Об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», поскольку данными протоколом и постановлением созданы препятствия к осуществлению семьи Чередниковой О.А. её прав и свобод.

В судебном заседании Чередникова О.А. подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила суд её заявление удовлетворить, суду пояснила, что в августе 2009 года ее семья на основании постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей». Решением координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» от 05 февраля 2013 года её семья была исключена из состава участников этой программы в связи с превышением предельного возраста (свыше 35 лет). Она считает, что такие действия администрации Новохоперского района являются неправомерными, так как указанное основание для исключения семьи из Списков не предусмотрено постановлением Правительства РФ. Ее права на приобретение жилья нарушены. Просила суд признать решение координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительства) жилья на 2011-2015 годы» от 05 февраля 2013 года и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08.02.2013 года «Об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» об исключении ее семьи из состава участников этой программы в связи с достижением предельного возраста незаконным и обязать администрацию Новохоперского района включить ее семью в состав участников указанной программы.

Представитель администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Махотин А.Ф. в судебном заседании пояснил, что в 2009 году семья Чередниковой О.А. была включена в состав участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы». В связи с тем, что Чередникова О.А. к февралю 2013 года достигла 35-летнего возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на текущий год, на заседании координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении(строительстве) жилья на 2011-2015 годы» 05 февраля 2013 года семья Чередниковой О.А. была исключена из состава участников этой программы.

Суд, выслушав заявителя Чередникову О.А., представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Махотина А.Ф., изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно паспорта <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> код подразделения <данные изъяты> Чередникова Ольга Анатольевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В паспорте имеются данные о наличии детей: ЧМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно паспорта <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> код подразделения <данные изъяты>, ЧМА родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно постановления администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области № 216 от 03 августа 2009 года «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» семья Чередниковых, проживающая по адресу: <адрес> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В материалах дела имеется копия протокола № 3 от 05 февраля 2013 года заседания Координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», согласно которого молодая семья Чередниковых исключена из состава участников подпрограммы в связи с превышением возраста 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 ( редакция от 27.01. 2009 года) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 15 данного Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Согласно п. 18 этого же Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что семья Чередниковой О.А., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, выполнила все требования, установленные нормативными актами, и администрацией Новохоперского района в 2009 году, была обоснованно включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

Пункт 26 указанного Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 ( в редакции от 27.01. 2009 года) указывает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.

Это свидетельствует о том, что данное постановление Правительства РФ не предусматривает возможность исключения молодой семьи из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста, могут только лишь вноситься изменения в утвержденные списки молодых семей.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) «О федеральной целевой программе Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", утверждена указанная целевая программа и в Приложении N 3 изложены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 этого же Постановления Правительства РФ в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 15 Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции от 27.12. 2011 года) для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 18 Правил от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции от 27.12. 2011 года) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 26 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что данное постановление Правительства РФ также не предусматривает возможность исключения молодой семьи из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста.

В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы» государственная поддержка оказывается молодым семьям из числа семей, включенных в сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, сформированный на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Воронежской области. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются в соответствии с порядком, утвержденным приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении,

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пункт 4.5 данного Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 указывает на то, что для участия в Программе в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 4.6 этого же Постановления Правительства Воронежской области от 29.12. 2010 года № 1140 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 4.2 настоящего раздела;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4.5 либо подпунктом 4.5.1 настоящего раздела;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального или областного бюджетов.

Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области, действуя в соответствии со своими полномочиями, согласно Устава, в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи, имела право принимать муниципальную целевую программу, направленную на поддержку молодых семей и предусматривающую дополнительную социальную выплату за счет средств местного бюджета с указанием условий ее возникновения.

Согласно списка подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по Новохоперскому району, семья Чередниковой О.А. значится под номером .

Приведенные правовые нормативные акты свидетельствуют суду о том, что достижение 35-летнего возраста молодой семьи Чередниковой О.А. на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодых семей-участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году не является основанием для исключения семьи Чередниковой О.А. из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы», поскольку возраст Чередниковой О.А. имеет правовое значение лишь при принятии решения о включении её семьи в число участников программы «Обеспечение жильём молодых семей» и включение их в Список претендентов на получение социальной выплаты на жильё. В 2009 году семья Чередниковой О.А. была включена в число участников программы «Обеспечение жильём молодых семей» и в этом же году была включена в Сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», при этом возраст Чередниковой О.А. не превысил 35-ти лет и семья Чередниковой О.А. приобрела статус молодой семьи, претендующей на получение социальной выплаты. В последующем исключение семьи Чередниковой О.А. из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в связи с превышением 35-ти летнего возраста законом не предусмотрено, в связи с чем право указанной семьи не может быть ограничено либо ущемлено.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению. В данном случае, содержание оспариваемого протокола и постановления не соответствует требованиям закона.

Протокол № 3 от 05 февраля 2013 года заседания Координационного совета администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», согласно которого молодая семья Чередниковой О.А. исключена из состава участников подпрограммы в связи с превышением 35-летнего возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодых семей-участниц программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году, и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи Чередниковой О.А. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», противоречат действующему законодательству.

В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих » при рассмотрении такой категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 56 УПК РФ администрация Новохоперского муниципального района не представила суду доказательства законности принятого им решения в отношении молодой семьи Чередниковой О.А.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Действия администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области по исключению семьи Чередниковой О.А. из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» суд признаёт неправомерными, поскольку противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.

Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что заявление Чередниковой О.А. подлежит удовлетворению, поскольку оно обоснованно и не противоречит закону. Семья заявителя администрацией Новохоперского района необоснованно была исключена из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», такие действия администрации Новохоперского муниципального района суд признаёт неправомерными, поскольку они противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, ограничивают ее право на поддержку молодой семьи в обеспечении жильём, поэтому протокол заседания координационного совета по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района и приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2013 года № 3 «Об исключении семьи Чередниковой О.А. из состава участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района и приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», а также постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи Чередниковой О.А. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», следует признать недействительными, как противоречащие закону.

Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области в соответствии со ст. 10 ГК РФ должна осуществлять свои права разумно и добросовестно, не злоупотреблять правом, не допускать действий с намерением причинить вред другому лицу.

В связи с этим следует обязать администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области устранить в полном объёме допущенное нарушение прав молодой семьи Чередниковой Ольги Анатольевны и включить семью Чередниковой Ольги Анатольевны в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района и приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем администрация Новохоперского муниципального района освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 13 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, ст.ст. 11, 56, 67, 68, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Чередниковой Ольги Анатольевны удовлетворить.

Признать протокол Координационного совета по реализации муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 05 февраля 2013 года № 3 «Об исключении семьи Чередниковой Ольги Анатольевны из состава участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», и постановление администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 67 от 08 февраля 2013 года «Об исключении семьи Чередниковой Ольги Анатольевны из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», противоречащими закону и недействительными.

Обязать администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда, устранить в полном объёме допущенное нарушение прав молодой семьи Чередниковой Ольги Анатольевны и включить семью Чередниковой Ольги Анатольевны в список участников муниципальной целевой программы «Поддержка молодых семей Новохоперского муниципального района в приобретении (строительстве) жилья на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 – 2015 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

Судья      А.И. Петрушенко

1версия для печати

2-180/2013 ~ М-138/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чередникова Ольга Анатольевна
Другие
администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области
Суд
Новохоперский районный суд Воронежской области
Судья
Петрушенко Алексей Иванович
Дело на странице суда
novohopersky--vrn.sudrf.ru
01.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2013Передача материалов судье
01.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2013Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее