РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Ливчиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кочанова АВ к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о возложении обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права на пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о возложении обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права на пенсию, указав на то, что он, Кочанов АВ, является майором запаса. Истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, утратил статус военнослужащего.
В исковом заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа (по личному составу) командующего войсками <адрес> № истец назначен с воинской должности «Штурман (звена) - летчик» на нижестоящую должность и с меньшим должностным окладом «Летчик - инструктор вертолетного звена».
В пояснении к п. 62 вышеназванного приказа не указано на основание назначения на должность «Летчик - инструктор вертолетного звена», в нарушении ч. 4 ст. 30 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно архивной справке филиала Центрального архива Министерства Обороны оклад истца в должности «Штурман (звена) - летчик» равнялся 682 рублям, что в настоящее время соответствует 16 тарифному разряду (23 000 рублей), оклад при занимании должности «Летчик-инструктор вертолетного звена» был равен 664 рублям, что соответствует в настоящее время 15 тарифному разряду (22 000 рублей). Указанными обстоятельствами истец доказывает факт перевода его на нижестоящую должность с меньшим окладом.
Между тем, пункт «д» ст. 30 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривал, что офицер мог быть назначен на низшую должность с личного согласия, при этом, основанием назначения должно указываться - «по возрасту».
Кочанов А.В. полагает, что такое нарушение, как отсутствие в приказе основания назначения на должность, привело к нарушению его права на получении пенсии, исходя из предыдущего оклада по должности «Штурман (звена) - летчик».
В обоснование своей позиции истец ссылается на ч. 2 пп. «а» п. 9 Постановления СМ-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, истец как офицер летного состава, переведенный непосредственно с летной должности на должность с меньшим должностным окладом «по возрасту», имел бы право на исчисление пенсии после увольнения исходя из должностного оклада по предыдущей должности, так как на момент перевода Кочанов А.В. имел выслугу лет свыше 35.
На основании заявления Кочанова А.В., начальник отдела военного комиссариата <адрес> по Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому району, направил в адрес военного комиссара <адрес> проект представления для внесения изменения в ранее изданный приказ, в части указания в приказе на следующее обстоятельство – «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на начисление пенсии, в соответствии с Постановлением СМ-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №».
Однако Центр социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> указал на отсутствие оснований для внесения заявленных изменений.
На основании изложенного Кочанов А.В. просил суд признать за ним право на указание в пояснении к п. 62 Приказа командующего войсками <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № основания назначения на должность в следующем виде – «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на начисление пенсии, в соответствии с Постановлением СМ-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №».
Обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обратиться в Министерство обороны РФ с ходатайством о внесении в Приказ командующего войсками <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следующего изменения – «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с постановлением СМ-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №».
Просил взыскать с ответчика в свою пользу расходы, связанные с нотариальным удостоверением полномочий представителя, в размере 1 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В судебное заседание истец Кочанов А.В. не явился, представитель истца Чернышев Ю.С., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске. Суду пояснил, что истец получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Куляпин Е.В., действующий на основании доверенности, возражал относительно удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в представленных суду письменных возражениях (л.д. 16-17 т.1).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ. Пенсию получает с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Приказом (по личному составу) командующего войсками Приволжского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен с летной должности ««Штурман (звена)-летчик» на низшую должность и с меньшим должностным окладом «Летчик-инструктор вертолетного звена».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Постановления Совета Министров -Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» пенсии при последующем увольнении с военной службы могут исчисляться исходя из оклада по прежней штатной воинской должности офицерам: переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей и минных тральщиков на должности с меньшим месячным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет; в воинском звании «полковник», ему равном и выше, переведенным в интересах службы только по состоянию здоровья или возрасту до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дня издания указанного Постановления Правительства Российской Федерации N 1134, с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим месячным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет; в воинском звании «подполковник», ему равном и выше, переведенным после ДД.ММ.ГГГГ в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим месячным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет;
Основанием для исчисления пенсии в указанном порядке является выписка из приказа (копия приказа) по личному составу о перемещении офицера по соответствующим причинам, которая приобщается в их личные дела. При этом, в пояснениях («боковиках») данных приказов, должно быть оговорено о сохранении права офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, которую он занимал до перевода или перемещения, указываются тарифный разряд и оклад по этой воинской должности, а также делается ссылка на постановление Правительства Российской Федерации, установившее такой порядок исчисления пенсии, на основании постановления СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Совета министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. №.
Таким образом, право на выплату пенсии с учетом сохранения должностного оклада определено частью 2 подпункта «а» статьи 9 постановления Совета министров -Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление).
В соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации «По вопросу составления боковиков приказов по личному составу» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № перемещение офицеров по возрасту, с оформлением льготного боковика, с сохранением права на исчисление пенсии из сохраненного должностного оклада, предусмотренного часть 2 подпункта «а» статьи 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ производится офицерам имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении.
Между тем, Кочанов А.В. был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ и на день издания приказа (ДД.ММ.ГГГГ) Командующего войсками Приволжского военного округа (по личному составу) № от ДД.ММ.ГГГГ о его служебном перемещении на низшую должность, продолжительность его военной службы составила в календарном исчислении 19 лет 6 месяцев 17 дней, что меньше 20 календарных лет, необходимых для приобретения права на исчисление пенсии из сохраненного должностного оклада по условиям, определенным частью 2 подпункта «а» статьи 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и частью 2 подпункта «а» ст. 60 постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Законодатель также указал, что для исчисления пенсии из сохраненного должностного оклада должна быть необходимость перевода офицерского состава непосредственно с летной работы (не с летных должностей) на должности с меньшим должностным окладом. Это предусматривает право летного состава на сохранении при исчислении пенсии оклада по летной должности при условии прекращения летной работы при переводе на другие должности.
В соответствии с Постановлением право на сохранение оклада для исчисления пенсии имел офицерский состав в звании подполковника и выше, переведенный в интересах службы в установленном порядке по состоянию здоровья и возрасту, организационно-штатным мероприятиям с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом денежного содержания. Таким образом, в данной части постановления законодатель определил перемещение с должностей на должности, а не с работы.
По смыслу указанной норы закона перевод должен быть осуществлен с летной работы на иную по причине невозможности военнослужащему проходить службу по прежней должности по причинам от него независящим ( по состоянию здоровья или возрасту).
Кочанов А.В. по состоянию на день ДД.ММ.ГГГГ перемещался с летной должности штурмана (звена) летчика на летную должность летчика инструктора вертолетного звена учебной вертолетной эскадрильи (МИ-8), без прекращения летной работы, более того, от летной работы, после служебного перемещения, не отстранялся, перемещался на должность в звании майор.
Такое перемещение было осуществлено по его желанию, согласно его волеизъявления. Доказательств иного в материалах пенсионного дела не имеется. Своевременно в установленный законом срок истец приказ о своем перемещении не обжаловал.
С учетом указанных обстоятельств, в период служебного перемещения Кочанова А.В. на ДД.ММ.ГГГГ, в виду отсутствия законных оснований, соответствующей правовой нормы, исключалась возможность составления «боковика» приказа с правом на исчисление пенсии из оклада денежного содержания по должности штурмана (звена) летчика учебного вертолетного полка УВВАУЛ, занимаемой до указанного перевода, с отражением в нем прав определенных частью 2 подпункта «а» статьи 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент издания приказа ДД.ММ.ГГГГ истец имел право на получение пенсии по выслуге лет, но на то момент он не уволился, продолжал работать на новой должности, с четом оклада по которой ему и была начислена пенсия.
Действующее в настоящее время Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ не устанавливает правовых оснований для признания права Кочанова А.В. на возможность составления «боковика» приказа с правом на исчисление пенсии исходя из оклада денежного содержания по должности штурмана (звена) летчика учебного вертолетного полка, занимаемой до указанного перевода.
В соответствии с Указанием Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № право офицеров на исчисление пенсии с сохраненного должностного летного оклада при перемещении с летной работы на должности не связанные с летной работой по возрасту, предоставлено офицерам, имеющим общую продолжительность военной службы на дату перемещения 20 лет и более. При указанных условиях, в приказах о перемещении оформляется льготный «боковик» соответствующего содержания.
Учитывая, что продолжительность военной службы Кочанова А.В. в календарном исчислении составляла по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год (день издания приказа о его служебном перемещении) 19 лет 6 месяцев 17 дней (менее 20 лет), а также то обстоятельство, что истец перемещен в порядке продвижения по службе с летной должности на летную, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В приказе Министра Обороны РФ о перемещении истца на новую должность правомерно не было указано о сохранении за ним права при увольнении со службы на исчисление пенсии с учетом прежнего должностного оклада.
Также ответчик не вправе обращаться с ходатайством о внесении соответствующих изменений в приказ, которые предоставляли бы истцу право на иное исчисление размера пенсии. Тем более, что самим истцом своевременно указанный приказ оспорен не был.
По смыслу норм закона «О военных комиссариатах» военный комиссар имеет право на направление обоснованных ходатайств о предоставлении льгот прт исчислении пенсии в том случае, если усмотрит такие основания. Направление такого ходатайства при отсутствии законных оснований не является безусловной обязанностью ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кочанова АВ к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о возложении обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права на пенсию, направить представление с ходатайством в Министерство Обороны о внесении изменений в приказ о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.