63RS0039-01-2019-004920-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Бут К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4517/2019 по административному исковому заявлению Чернышова Н. Г. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Чернышов Н. Г. (далее – истец, административный истец) обратился в суд к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, департамент) о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, совхоз «Рубежное», участок № (по генплану), площадью 1 500 кв.м. Истец обратился с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 86 кв.м, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ему земельного участка. Распоряжением ДГС от ДД.ММ.ГГГГ № РД-283 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования Волжского переулка <адрес>. Истец считает, что отсутствуют доказательства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования, данная информация сведениями ИСОГД не подтверждена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Чернышова Н.Г. распоряжение ДГС от ДД.ММ.ГГГГ № Рд-283. Обязать ДГС в течение 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца, приняв решение по его заявлению № СП-9/57 от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ромашин И.С. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности Мухамбетгалиев А.С. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка площадью 1 500 кв.м + /-27,11 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, совхоз «Рубежное», участок 45 (по генплану), с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации Куйбышевского в/г района г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении адреса земельному участку, расположенному по <адрес>» земельному участку с кадастровым номером № по <адрес> присвоен адрес: Р. Ф., <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 86 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, совхоз «Рубежное» участок б/н, кадастровый квартал № земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности административного истца, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-283 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара и согласно представленным документам, земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка из земель, государственная собственность, на которые не разграничена, частично расположен в границах территории общего пользования Волжского переулка <адрес>.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Кодекса образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 12 статьи 85 Кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, который относится к территории общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Кодекса схема расположения земельного участка подготавливается с учетом территории общего пользования.
Судом установлено, что согласно сведениям ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, были запрошены сведения относительно земельных участков площадью 70 кв.м и 1 569 кв.м, также указано, что земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в ИСОГД отсутствуют топографические материалы на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, предоставить сведения о наличии ограничений, обременений в использовании объекта по охранным зонам подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций не представляется возможным. В ИСОГД отсутствуют сведения о планировочных ограничениях, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка. В соответствии с п.3 ст.42 Градостроительного кодекса РФ красные линии входят в основную часть проекта планировки территории. В связи с этим предоставить запрашиваемую информацию возможно после разработки и утверждения проекта планировки данной территории, в соответствии с Постановлением Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о.Самара». В ИСОГД отсутствуют сведения о проектах планировки территории, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка. В соответствии со сведениями, содержащимися в ИСОГД г.о.Самара, Схемой № Основной чертеж, Проектное решение Генерального плана г.о.Самара, утвержденного Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен на территории земель сельскохозяйственного использования. Испрашиваемый земельный участок не расположен в границах лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №. Иная информация в отдел ИСОГД не поступала, предоставить испрашиваемую информацию не представляется возможным.
Согласно сведениям из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных Департаментом градостроительства г.о.Самара по запросу истца на земельный участок площадью 86 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н, кадастровый квартал №, в ИСОГД отсутствуют топографические материалы на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, предоставить сведения о наличии ограничений, обременений в использовании объекта, охранным зонам подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций не представляется возможным. В ИСОГД отсутствуют сведения о планировочных ограничениях, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка. В соответствии с п.3 ст.42 Градостроительного кодекса РФ красные линии входят в основную часть проекта планировки территории. В связи с этим предоставить запрашиваемую информацию возможно после разработки и утверждения проекта планировки данной территории, в соответствии с Постановлением Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о.Самара».
Кадастровый инженер Тевеляев А.П. в судебном заседании пояснил, что он проводил геодезическую съемку земельного участка и подготовку схемы расположения земельного участка, данный земельный участок не относится к землям общего пользования, расстояние между формируемым участком и соседним участком, расположенным через дорогу, составляет 11 метров, формируемый земельный участок не ограничивает пользование проездом, даже между забором и проездом существует расстояние, на границе земельного участка расположен капитальный забор.
Каких-либо иных сведений, доказательств обоснованности отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков представителем ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что отказ Департамента градостроительства г.о.Самара в заключении соглашения о перераспределении земельных участков нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем требования административного истца о признании не соответствующим закону и нарушающим законные интересы административного истца распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-283 подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, на административного ответчика следует возложить обязанность возобновить работу по рассмотрению обращения административного истца, поскольку решение вопроса о заключении соглашения о перераспределении земельных участков относится к компетенции Департамента градостроительства г.о.Самара, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чернышова Н. Г. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-283 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить работу по рассмотрению обращения Чернышова Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № СП-9/57.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина